Панельной дискуссией на тему «Духовный смысл СВО. Об идейном контексте специальной военной операции и ее возможных сценариях» в Воронеже завершился очередной фестиваль «Русское лето». Встреча, которую посетили корреспонденты РИА «Воронеж», прошла в Воронежском концертном зале в воскресенье, 19 мая. В обсуждении глобальных сценариев спецоперации приняли участие офицер вооруженных сил РФ, кандидат философских наук Андрей Коробов-Латынцев, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат философских наук Александр Секацкий, журналист, политолог, общественный деятель Алексей Чадаев, философ и публицист Сергей Дворянов, военкор и художник Глеб Эрвье.
«Ведем боевые действия с коллективным Западом»
Само название дискуссии отсылает к работам русских религиозных философов времен Первой мировой войны, которые стремились осмыслить войну как событие не в политическом измерении, а как многомерный феномен, у которого есть этическое, нравственное и духовное измерение, отметил Андрей Коробов-Латынцев.
– Говорить об СВО в политическом или экономическом дискурсе гораздо проще, чем говорить о ее онтологии, метафизике, – считает философ. – Ведь общей идеологии нет. Каждый пришел со своей. На третий год СВО нужны какие-то смыслы. Потому что очевидно, мы ведем боевые действия не только с Украиной, а с тем самым коллективным глобалистским Западом. Сражение идет за идеи, которые руководят экономическими процессами и политическими движениями.
Андрей Коробов-Латынцев
По словам Андрея Коробова-Латынцева, на планете сейчас идет 56 военных конфликтов разной степени интенсивности и гибридности. Философ считает, что все вместе взятые они вырисовываются в четвертую мировую войну. Третьей он считает «холодную войну» между СССР и странами Запада.
На Западе сейчас возобладала идея либерализма, развивавшаяся на протяжении нескольких веков, и заключается она в освобождении от чего-то навязанного. В разное время стремились «освободиться» от экономической зависимости, от религии, от пола и многих коллективных идентичностей, которые делают человека человеком (вместе с тем позднее Алексей Чадаев отметил, что не весь либерализм таков, а только – современный, в своем «марксистском постмодернистском изводе», есть и здоровые силы, которые вполне можно охарактеризовать как либеральные. – Прим. РИА «Воронеж»).
– Мы в данном случае сражаемся за человека с пост-, или античеловеческой цивилизацией. И отстаиваем в этом конфликте самого человека – русского, сербского, французского, немецкого, мексиканского. Да какого угодно. С нами Китай, с нами исламский мир, несмотря на разность установок и догматов, – резюмировал Коробов-Латынцев.
«Попытка оправдываться в каком-то смысле безумна»
Александр Секацкий
– Произошло обрушение миражей и химер, относительно того, как будет вестись новая крупномасштабная кампания – чуть ли не удаленно, когда обладающие высокими технологиями люди будут решать, кого им «наказать», – считает Александр Секацкий. – Однако все это внешне похоже на Первую мировую: победу по-прежнему можно одержать не совершенством оружия, а только стойкостью и силой духа.
Второй тезис, о котором приходится задумываться, по мнению петербургского философа, – это понимание вины. Кто-то вынужден нарушить видимое равновесие, но действует так, как задумал, потому что не имеет другого выхода.
– Попытка оправдываться в каком-то смысле безумна, и ни к чему хорошему не приведет, – говорит Александр Секацкий. – Стремление быть для всех хорошими имеет роковой надрыв. Невероятно важной вещью является самодостаточность. Желание нравиться всему миру всегда беспокоило жителей нашей страны, которые задавались вопросом: «А что о нас скажут в лучших домах Лондона и Копенгагена?» А результат всегда был один – ничего хорошего никогда не скажут.
Третий момент, о котором задумывается философ, – понимание «лучших людей». В разные моменты это могут быть разные категории людей. Если недавно, например, это были врачи, то сейчас – военнослужащие.
– Понятно, что мы победим, но также очевидно, что это будет нелегко. И в какой-то момент до всех доходит простая истина, что мы не имеем права быть тем поколением, на котором закончится тысячелетняя история России. И хотя у того же Ницше присутствует тезис о том, что сильное государство должно снисходительно относиться к своим врагам, сейчас вопрос стоит совершенно по-детски: «Ты за кого – за своих солдат или за тех, кто их убивает?» – резюмировал Александр Секацкий и добавил, что в годы Великой Отечественной войны многие враги советской власти, такие как генерал Деникин, решили для себя этот вопрос в пользу своих солдат.
«Мы хотим вернуть себе право быть»
Алексей Чадаев
Вооруженный конфликт – это совершенно не обязательно про то, как врага убить. Возможен сценарий, когда твой враг превращается в твоего раба, и вариант, при котором враг становится другом, считает политолог Алексей Чадаев. Это скорее про ликвидацию субъекта, обладающего политической волей, противостоящей твоей воле. Какими способами навязать волю – вопрос технический.
– Именно так мы, по сути, проиграли холодную войну, – говорит Алексей. – Ведь до последнего момента не рассматривали происходящее с нами во время перестройки как капитуляцию. Думали, слава Богу, перестали наставлять друг на друга ядерные ракеты и как-то договорились. Выяснили, что нечего делить. Наоборот, есть много общих задач. Теперь будем строить новый, благополучный, комфортный, удобный мир.
Тем самым мы сдали когнитивный суверенитет, внутреннюю готовность иметь право на другую точку зрения по глобальным вопросам. Наша элита, которая сейчас по большей части оказалась по другую сторону, исходила именно из этого – что не может быть никакой другой точки зрения на то, как в мире должны делаться дела. Что есть только один центр принятия решений, который определяет, чья позиция правильная, за свободу и демократию, а чья – нет, представляет собой вооруженный мятеж.
Мы сражаемся за то, чтобы вернуть себе «право быть», отмечает политолог. Этого права наш противник не признает не только за нами. Трудность момента заключается в том, что мы как бы рождаемся из небытия. Вооруженные конфликты были и до этого. Но никогда не было такого «жадного запроса на смыслы».
– То, что с нами сейчас происходит, – это длинные, тяжелые, затянувшиеся роды. Ну, надо потужиться, – ярко завершил выступление Алексей Чадаев.
«СВО – волевой транзит к новому миропорядку»
Глеб Эрвье
Глеб Эрвье поначалу усомнился в своем праве присутствовать в качестве спикера на этой площадке, поскольку считает, что никаких духовных смыслов в его деятельности нет.
– Идеи и концепции русского мира мне и сейчас не очень близки, а на момент начала конфликта в 2014 году – тем более, так что «ватником» и «прожженным орком» я стал далеко не сразу. Я – дитя мира, человек космополитичной культуры. И «Собор Парижской Богоматери» в оригинале для меня, может быть, ценнее Чехова. Среди режиссеров Бергмана ценю не меньше Тарковского. И только советская футурология, подход к фантастике мне нравятся больше всего того, что есть на Западе, – отметил он.
Но в какой-то момент люди по ту сторону конфликта оказались не готовы мыслить рационально, считает Глеб Эрвье. Ему же как раз хотелось выразить взгляд на происходящее через призму рационального обоснования – как работает политика, какие цели положены в ее основу.
Сегодня он, однако, задается вопросом, какие адекватные и понятные примеры образа будущего мы можем предложить народам-соседям. Интересны ли казахам и киргизам идеалы «русского мира» и «православного царства»? Во многом именно из-за того, что вовремя не смогли предложить какую-то интересную концепцию общности, мы в свое время потеряли Украину.
В середине ХХ века на первый план вышли проблемы глобального характера, угрожавшие не одной конкретной стране, а всему человечеству, в первую очередь оружие массового уничтожения и масштабные эпидемии. Это поставило под вопрос устоявшуюся систему международных отношений, где во главе угла стоял национальный суверенитет. Именно он подрывает возможность международного регулирования. Сейчас идет война за то, как в будущем управлять глобальным человечеством. Старая система больше не работает, но ее бенефициары стараются продлить ей жизнь. Потому что в ином случае в значительной степени просто утратят свое влияние.
– Специальная военная операция для меня является все-таки волевым транзитом к новому миропорядку, – говорит Глеб Эрвье. – С необходимостью и надеждой он должен быть лучше, чем миропорядок актуальный, который привел нас в точку, где без вооруженного конфликта не удается решить важные вопросы.
«Мы – нация победителей, выполняем Божью волю на Земле»
Сергей Дворянов
Сергей Дворянов с первых слов заметил, что для него как для верующего человека СВО – это знамение Господне и безусловный подарок России со стороны западной цивилизации. До этого наше общество было похоже на лягушку из известной притчи, которая сварилась в кипятке, поначалу приняв нагревающуюся в кастрюле воду за комфортные условия.
– Но великая советская империя пала сама, поскольку исчерпалась сама идея ее существования, и это было предуготовано Господом, – считает последний спикер, оспаривая мысль о том, что мы проиграли в холодной войне.
Какие смыслы в СВО? Сергей Дворянов говорит, что достаточно посмотреть на карту и понять, что такая огромная страна обречена всегда отстаивать свои интересы. Огромные пространства можно удерживать только волевыми стремлениями духа. И происходящее сейчас не противоречит всей сути русской истории. «Коррозия» же предшествующих мирных десятилетий поражала народ изнутри. Люди стали забывать о том, что такое молитва.
– Мы – нация победителей, потому что выполняем волю Божью на Земле, – убежден Сергей Дворянов.
По его словам, благодаря СВО настало время настоящих героев. Таковыми перестали быть миллиардеры, заработавшие состояния и яхты. А планка успеха сегодня – действительно, способность превратить своего врага в друга. Если мы победим, то зададим повестку, в том числе – для здоровых сил на Западе.