На прошедшем в воронежском Марриотт-отеле форуме «Сообщество» не самым, возможно, заметным, но уж точно предельно актуальным получился разговор о новых кадрах. Тех самых кадрах, что должны обеспечить технологический суверенитет нашей страны. Тот самый экономический взлет, которым четвертый десяток лет бредит российское общество. Причем «бредит» в самом хорошем смысле этого слова – то есть до самозабвения надеется и верит в неизбежность русского технологического взлета.

Главный вопрос

«Кадры для достижения технологического суверенитета: региональные стратегии развития человеческого капитала» – так была определена тема дискуссии, организованной Общественной палатой России. При этом смысл обсуждения наиболее точно выразил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко, заявив на круглом столе, что «в нынешних условиях Россия перестает быть частью мировой кооперации по выпуску высокотехнологической продукции. Поэтому перед нами стоит острейшая задача – в сравнительно короткие сроки наладить собственное производство в критически важных отраслях». Среди них Денис Борисович особенно выделил космос и авиацию, элементную и компонентную базы, судостроение, самолето- и вертолетостроение, искусственный интеллект и композитные материалы.

Воронежская область – высокоразвитый промышленный регион. Где, как не здесь, говорить об этом?!
Денис Кравченко

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике

Он объяснил, что перед нашим обществом стоит «важнейшая задача – модернизация системы образования. Создание такой практикоориентированной системы, где в центре стоит заказчик, работодатель. Который и формирует заказ на перспективные специальности».

– Главный вопрос сегодня – насколько эффективно выстроена наша система образования? Созданы ли в ней условия для того, чтобы у нас выросло следующее поколение инженеров, новаторов, конструкторов, технологических предпринимателей, специалистов, которые и головой, и руками способны создавать новое, двигаться вперед? – так определила тему дискуссии модератор круглого стола, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и директор по стратегическому развитию Национальной технологической инициативы Наталья Кравченко.

Ответы на эти вопросы получились разные.

Кластерный подход

Заместитель руководителя департамента образования Воронежской области Денис Плотников рассказал, что в регионе базовым для системной работы с новыми кадрами выбран «кластерный подход». Уже начали работать четыре кластера, в которые входит более полутора десятков учебных заведений среднего профобразования – техникумов и колледжей.

Основная проблема – понимать, насколько выпускник техникума готов к тому, что требует от него работодатель. Синхронизация между учебным заведением и работодателем должна сейчас достигать максимума.
Денис Плотников

Заместитель руководителя департамента образования Воронежской области

При этом важнейшей составляющей успеха в подготовке кадров технологического суверенитета в региональном департаменте образования видят обеспечение техникумов современным оборудованием.

Федеральное софинансирование позволяет резко обновить базу. Так, в двух кластерах – сельскохозяйственном и железнодорожном – на закупку нового оборудования в этом году направят 300 млн рублей. Причем номенклатура нового оборудования согласуется с потенциальными работодателями в этих отраслях.
Денис Плотников

Заместитель руководителя департамента образования Воронежской области

По его словам, работодатель также берет на себя два важных обязательства – во-первых, участвовать в формировании программ обучения, во-вторых, трудоустроить выпускника, обученного по таким программам.

Как объяснил директор Воронежского авиационного техникума им. Чкалова Александр Норман, выстраивание устойчивой обратной связи с работодателями – а у техникума их, по древней традиции, два – авиационный завод и КБХА – началось лет пять назад. После очень и очень долгого, в десятилетия, перерыва.

Мы, во-первых, добились от предприятий участия в нашей общей работе. А во-вторых, понимания того очевидного факта, что без них – ни при каких ресурсах! – мы не подготовим такого специалиста, которого они хотят видеть. Мы ведь объективно не понимаем, какого конкретно специалиста работодатель хочет видеть. Да и задача у нас другая – мы даем более общие знания и навыки. Работодатель же хочет специализации. Надеется снизить время на адаптацию человека на рабочем месте.
Александр Норман

Директор Воронежского авиационного техникума им. Чкалова

Выход оказался довольно прост: значит, выпускник в период практик должен работать на конкретном рабочем месте. И если раньше распределение было на последнем курсе, то сейчас задолго до выпуска. Как следствие, на время практики (а это в сумме почти полтора года) студентов техникума трудоустраивают на предприятия, куда они потом, после получения диплома, пойдут работать. Трудоустраивают официально. По договору. С реальной зарплатой. Выходит, что приложением к диплому становится трудовая книжка, подтверждающая вполне конкретный профессиональный стаж.

– Создание нового технологического уровня требует новых высококвалифицированных кадров – от инженеров до рабочих. Поэтому для нас очень важно начинать заниматься их воспитанием как можно раньше – буквально с детского сада, – заявил по видеосвязи в ходе круглого стола в Воронеже директор административного департамента госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин.

По его словам, именно на такую «длинную дистанцию» корпорацию ориентирует уже сама долгосрочность ее проектов. Как напомнил Дмитрий Шишкин, «космонавтика – это отрасль с проектами длинного цикла. Разработки наши – на десятилетия». Поэтому в такой же долгой перспективе надо готовить кадры.

Потому что молодого человека надо сначала погрузить в тематику отрасли. Затем помочь ему получить актуальные знания. А дальше – помочь ему выбрать правильное технологическое направление и наставников. И проектно адаптировать человека к работе в ракетно-космической отрасли.
Дмитрий Шишкин

Директор административного департамента госкорпорации «Роскосмос»

С этой целью – раннего вовлечения талантливых ребят в высокотехнологичные профессии – «Роскосмос» начал проект «Космический класс». Для школьников уже создано более 100 таких «космоклассов» в разных регионах по всей территории нашей страны.

Создание нового технологического уровня не может быть реализовано силами одной компании или одного образовательного учреждения. Необходимо системное сотрудничество для создания новой модели подготовки. Только интеграция науки, промышленности и образования позволит решить эту задачу. Причем решение столь масштабной задачи должно основываться на солидарной доброй воле работодателя, органов государственной власти региона и педагогического сообщества.
Дмитрий Шишкин

Директор административного департамента госкорпорации «Роскосмос»

Бесценные кадры

«Поистине бесценными» назвал высококвалифицированные кадры высокотехнологичных отраслей в ходе дискуссии один из представителей сообщества тех самых работодателей – технический директор Воронежского института радиоэлектронной техники. За этим определением и скрывается та масса проблем, преодолеть которые можно только достижением реального технологического суверенитета.

Дело здесь даже не столько в современных зарплатных перекосах, когда курьер получает больше профессора, или объективной невозможности конкуренции с московскими зарплатами. Но и в первую очередь в самой цене подготовки кадров. Как заметил директор авиационного техникума, даже вроде бы гигантская сумма расходов в 100 млн на закупку оборудования – это цена всего лишь четырех современных станков с ЧПУ. Для обучения, скажем, 100 студентов. Многому ли они научатся в такой очереди?

– Невозможно за четыре года бакалавриата подготовить нормального специалиста-инженера, – сказал, в свою очередь, преподаватель из ВГТУ.

Он подчеркнул: если крупные компании готовы вкладываться в подготовку специалистов, даже создавать новые образовательные учреждения – как это произошло, например, в Нововоронеже, где теперь готовят специалистов для атомной отрасли, – то компании средние и малые в этом процессе практически не участвуют. «Дайте нам человека, который может хотя бы нормально разговаривать, коммуницировать, – это все, что требуют сейчас они от нас», – признался вузовский участник дискуссии.

– Двадцать, а то и все тридцать лет с высоких трибун звучало одно: «Мы должны воспитать потребителя». Вот так и получилось, что в подготовке специалистов, а не потребителей у нас сейчас «яма провальная». Достаточно увидеть материальную базу наших технических вузов, чтобы понять, что это вовсе не случайно. А формирование человека-творца, человека, способного делать открытия, – это предельно сложная и системная задача, – заявил преподаватель.

Именно образование дает нам, нашей стране, квалифицированные кадры. Никакая переподготовка такую задачу решить не сможет. Но эту систему нужно правильно выстроить.
Александр Норман

Директор Воронежского авиационного техникума им. Чкалова

По его мнению, нужно, во-первых, создать систему постоянного взаимодействия школ и техникумов. Ведь ни одна школа не может работать как техникум, готовить технических специалистов – у нее просто нет для этого базы. А техникум может. Он для решения такой задачи и создан.

– Нужно постоянное сетевое взаимодействие. Можно, конечно, купить в школу станок. Но где взять того человека, который умеет работать на этом станке, и, главное, того, кто сможет научить ребенка работать на нем? Где взять того человека, который будет обслуживать этот станок, где взять деньги на материалы, пуск, наладку и многое, многое другое? И, главное, зачем это все в школе, когда есть техникум?! Вот ни один техникум не сможет работать как детский садик. Но можно детей из детского садика привести в техникум и показать им, что вот такая техника и такие технологии бывают. А на завод ребят вести рано. Да и те люди, которые там работают, не готовы объяснять детям, как здесь все устроено. Хотя бы потому, что у заводских рабочих нет педагогических компетенций. Они – инженеры, токари, станочники. Просто надо стараться выстроить правильную «линейку» в работе системы образования. Надо перестать бояться отдать ту часть обучения, которую ты реализовать объективно не можешь, тому, кто может и умеет, – пояснил Александр Норман.

Очень большая проблема, о которой нельзя не сказать сегодня. Мы потеряли огромный пласт детей, будущих инженеров, специалистов технических профессий, когда у нас закрылись технические кружки, технические секции при ДОСААФ, когда у нас не стало нормальных уроков труда. Поэтому сейчас у нас так мало инженеров – люди перестали творить руками, перестали работать со сложной техникой. Отсюда и растут наши нынешние проблемы.
Александр Мураев

Директор Борисоглебского сельскохозяйственного техникума

Светлое будущее

– Но у нас все впереди, мы все изменим и построим светлое будущее, – было подчеркнуто на круглом столе.

Уже сам факт столь открытого и честного обсуждения стоящих перед всей нашей страной проблем, поиска лучших путей реального обретения Россией реального технологического суверенитета, создания и обретения эффективной системы технического и технологического образования и просвещения это доказывает однозначно. У нас, как показала воронежская дискуссия, для решения задач такого уровня есть и умные, грамотные, опытные и знающие специалисты, глубоко и точно понимающие проблемы и способные их решить. У нас есть острое желание всего общества вернуться в число по-настоящему индустриально развитых супер-держав, способных поддерживать и укреплять свой суверенитет в любой сфере. У нас есть целое новое поколение – умное, сильное, жаждущее свершений, которому только технологическая революция в России действительно откроет самое светлое будущее.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».