Павлу Горячеву 33 года, с футболом у него связано полжизни, если не больше. Уже на втором курсе журфака ВГУ парень был штатным сотрудником газеты «Футбол Черноземья», затем работал спортивным корреспондентом в газетах «Воронежский курьер», «Семерочка», на портале РИА «Воронеж», а в октябре 2020 года возглавил пресс-службу футбольного клуба «Факел». В январе Павел покинул свой пост и рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» о нюансах спортивного пиара.
Все начиналось во дворе
Футболом Паша заболел в восемь лет. Шел чемпионат мира во Франции, и старший брат героя публикации говорил с отцом об игре с утра до вечера – к середине турнира мальчик уже знал большую часть составов команд. Из-за отсутствия на мундиале сборной России болел за поразивших футбольное сообщество хорватов, которые ухитрились пробиться в полуфинал. А через несколько дней после финала Лиги чемпионов – 1999 мама подарила Паше футболку команды «Манчестер Юнайтед», выигравшей трофей. В этой майке Дэвида Бекхэма мальчик впервые вышел во двор, чтобы сыграть в футбол.
– Я и раньше пинал мяч, но вдвоем с папой, который научил меня основным техническим приемам. А тут полный двор парней, приходилось делиться на три-четыре команды, устраивать мини-турниры, в которых кипели нешуточные страсти. Забивая, я изображал «победные танцы» известных нападающих. Меня за это полюбили и потехи ради делали передачи так, чтобы мне оставалось только катнуть мяч в пустые ворота, а дальше начиналось шоу, – рассказал Павел. – Однажды я решил изобразить итальянского нападающего Монтеллу, который после гола бежал к трибунам, натянув нижнюю часть майки на голову. Я сделал так и уже через несколько метров споткнулся о канализационный люк в углу площадки, упав закрытым футболкой лицом в песок. Эту историю во дворе вспоминали много лет.
Однако в футбольную секцию мальчика так и не отдали, рассудив, что данных для большого спорта у него все равно нет.
– Я сначала обижался, но потом понял, что это рациональное решение. Ходил на матчи «Факела» в Высшей лиге с папой и дядей, думал о том, что когда-нибудь окажусь не на зрительском месте, а где-то поближе к полю. Уже позже появилась цель стать спортивным журналистом, а затем – пресс-атташе футбольного клуба, – признал Павел.
Традиции
Первый пресс-атташе появился у «Факела» в 1996 году. Им стал Александр Сидоров, бывший до этого администратором команды. Он перед сезоном-1998 нарисовал логотип, который впоследствии стал классическим, – с буквой «Ф», извергавшей огонь, и сине-белым фоном.
– Так сложилось, что каждый работавший на этой должности человек вносил какой-то вклад в историю клуба. Владислав Семенов с товарищами придумал талисман «Факела» – Бобра, первым разработал развлекательную программу матча. При Сергее Постникове клуб обрел официальный сайт, начал работать с соцсетями. Но удивительнее всего для меня – что их всех знала публика, – отметил Павел. – Сомневаюсь, что болельщики условного «Локомотива» сходу назовут имя пресс-атташе своего клуба. У нас же, в Воронеже, народ настолько глубоко интересуется всем, что связано с «Факелом», что представителей пресс-службы узнают на улице, подходят, предлагают какие-то идеи. Это здорово.
Павел стал седьмым по счету пресс-атташе «Факела». По его словам, еще лет десять назад функционал пресс-службы ФК ограничивался информированием болельщиков о событиях клуба через официальный сайт и работой с журналистами. Сейчас все иначе. Подразделение ведет соцсети, взаимодействует с партнерами клуба, лигами, органами государственной власти, выпускает печатную продукцию для фанатов, организует офлайн-мероприятия, пишет сценарии для видеороликов на Youtube-канале команды и снимает их, а также обеспечивает условия для работы «Матч ТВ» на официальных матчах.
– Раньше клубы конкурировали друг с другом только за очки в турнирной таблице. Сейчас они бьются за аудиторию. Лишнее доказательство тому – наша «перепись болельщиков». Мы провели опрос, который показал, что «Факел» поддерживают в 147 городах страны. Это солидная аудитория, которая приезжает на матчи, тратит деньги в магазинах атрибутики. Так что футбол стал очень похож на шоу-бизнес. Игроки – как актеры или участники популярной группы. Это хорошо, потому что позволяет клубам зарабатывать и минимизировать вливания бюджетных денег, которые лучше тратить на детско-юношеский спорт, – признал Павел.
Изнанка спорта
Отработав в «Факеле» более трех лет, Павел заверяет – решения, принимаемые в кабинетах, зачастую не менее важны, чем события, происходящие непосредственно на футбольном поле.
– Помните, как «Факел» не смог провести домашний матч с «КАМАЗом» в первой игре весеннего отрезка сезона-2021/2022? Тогда обрушившаяся на наш регион метель свела на нет всю работу агрономов и испортила поле. Нашей команде могли засчитать техническое поражение, но пресс-служба составила грамотное обращение к Российскому футбольному союзу – мы доказали, что только форс-мажор, связанный с внезапным ухудшением погодных условий, помешал нам провести игру. Мы скрупулезно собирали данные от метеорологов, фотографии, просили журналистов информационно поддержать нас, сделав как можно более броскими заголовки о масштабах непогоды. Матч разрешили перенести на более поздний срок, и «Факел» выиграл его, сохранив шансы на выход в РПЛ, – рассказал герой публикации.
Во время съемок проморолика новой формы «Факела», сделанной к первому сезону в РПЛ, Павел и футболисты побывали на «Гото Предестинации»
В современных условиях психологическая подготовка к матчам так же важна, как физическая и тактическая. А значит, действия пресс-службы могут как помочь команде, так и навредить.
– Помню, как перед домашней игрой с «Краснодаром» журналист попросил об интервью с вратарем Ильей Свиновым. С этим изданием я находился в хороших отношениях, поэтому организовал встречу. После беседы текст прислали на вычитку. В целом разговор вышел позитивным, но были и вопросы про «Спартак» – Илья принадлежал московскому клубу, а за «Факел» играл на правах аренды. Один из вопросов был поставлен прямо: «Хотели бы вы поработать с новым тренером москвичей Гильермо Абаскалем?» Конечно, Илья не мог ответить «нет» – он ведь в любом случае должен был вернуться в расположение «красно-белых» после окончания сезона. Свинов сказал, что ему было бы интересно поработать под руководством испанца, – вспоминает наш коллега.
Наставника «Факела» Дмитрия Пятибратова это задело – он же не говорил, что хотел бы тренировать другого вратаря, например. И вокруг заговорили о том, что Илья не сконцентрирован на «Факеле», что он думает о «Спартаке».
– Я взял вину на себя – вопрос просто нужно было вырезать вместе с ответом, – рассказал Павел. – Но недомолвки наверняка сказались на игре. Свинов сначала не пошел на перехват подачи, а затем на ровном месте заработал пенальти в наши ворота – так мы пропустили два мяча. Во втором тайме Илья отразил второй назначенный в пользу «Краснодара» пенальти, но тренеры все равно в следующем матче доверили пост №1 конкуренту Свинова, Леше Городовому.
Работа пресс-службы в современном футболе – это полная концентрация семь дней в неделю. Это у футболистов есть выходные, а у журналистов и пиарщиков их нет. Соцсети и вовсе должны наполняться актуальным контентом каждый день.
– В футболе работают фанатики. Ты себе не принадлежишь. Казалось бы, в декабре первая часть сезона заканчивается и можно уйти в отпуск, да? Как бы не так! В это время верстается программа сборов, совершаются переходы футболистов из одной команды в другую, тогда же ведутся съемки традиционных новогодних короткометражек, которыми любой уважающий себя клуб поздравляет свою аудиторию. Работа в футболе – это когда твоя жена в годовщину свадьбы ждет тебя в ресторане 50 минут, потому что ты снимаешь видеоролик о покупке нового автобуса клубной академии, – развел руками Горячев.
Кадровая проблема
В январе после завершения первой части сезона РПЛ Павел Горячев покинул родной «Факел» – захотелось вернуть себе жизнь с выходными, отпусками и семейными праздниками. Ему пришлось самостоятельно искать себе замену, ведь менеджеров, способных руководить пресс-службой футбольного клуба уровня РПЛ, не готовят ни на одном факультете. Преемником Павла стал Алексей Мишунин из Тамбова – специалистов соответствующей квалификации в Воронеже не оказалось.
– Это очень узкая специализация. В футболе есть процессы, которые не встретишь в других сферах. Вообще скажу, что профессиональный спорт – это одна из наиболее клиентоориентированных отраслей. Ты должен обслужить огромную аудиторию – и на стадионе, и в соцсетях – и помочь организовать телетрансляцию для миллионов зрителей. Ты обязан знать и футбольную специфику, и законы пиара, и основы маркетинга, – отметил Павел.
Пресс-атташе должен иметь высшее образование по специальности «журналистика» или «связи с общественностью» и опыт работы в СМИ либо профессиональных футбольных клубах. Как следствие – чаще всего в пресс-службу футбольных команд берут выходцев из спортивной журналистики.