Хутор Новенький действительно не стар. Он образовался в 1934 году, был детищем опытно-производственного хозяйства (ОПХ) Таловского и назывался «2-ое отделение». Затем туда стали стремительно приезжать люди, которых местные называли «новенькие». Оттуда и пошло название Новенький.
Давали жилье с удобствами
Местные жители Галина и Николай Руденко и Татьяна Нестерова рассказали интереснейшие истории про этот населенный пункт, как он гремел на всю Воронежскую область. Женщины вышли замуж и приехали сюда в конце 1970-х. В те годы Новенький отличался от других поселков Таловского района: уровень жизни местных был заметно выше. Проживали там около 450 человек. Приехавшую из соседнего района Галину Николаевну удивило, что везде по улицам стояли колонки, в которых можно было набирать воду, а вот на ее родине о таком еще не слышали.
Галина и Николай Руденко
– Для меня это было необычно, – рассказала Галина Руденко. – Ведь в те годы в основном только в колодцах воду брали. А еще если в доме, например, порог сломался или забор надо поправить, то на помощь присылали мастера или давали материал для ремонта. Была даже специальная строительная бригада. А вот здешние дома мне совсем не понравились. Практически все барачного типа.
Все, кто приезжал на Новенький, могли без проблем получить жилье. Однако для этого было определенное условие. Главное, чтобы хотя бы один член семьи трудился в ОПХ. А механизаторам и дояркам квартиры выделяли вне очереди. Их труд был в почете. Супруги Руденко тоже смогли получить жилплощадь, но для этого главе семьи пришлось распрощаться со своей старой работой в Россельхозтехнике и устроиться в совхоз. Так в 80-х у супругов появилась квартира на втором этаже только что построенного дома. Причем с удобствами, о которых в те времена многие только могли мечтать.
– Особенностью хутора было отсутствие огородов около домов, – вспоминает Галина Николаевна. – Даже палисадников ни у кого не было. Землю давали в поле, там мы сажали картошку. А вот овощи и зелень выращивали на совхозных полях. Специальная бригада женщин ухаживала за растениями. Затем их собирали и продавали местным жителям. Цена же была настолько маленькой, что никому это по карману не било. Также выписывали мясо – обычно к праздникам. А если что нужно купить из других продуктов или для дома, то и магазин в хуторе работал.
Гибрид капусты, турнепса и брюквы
Людей на Новеньком жило много, причем переезжали сюда даже городские. Здесь можно было получить хорошую работу. Была на Новеньком школа-четырехлетка, более старших детей совхозный автобус возил в школу в Таловую. Был детский сад, в конце 80-х его посещали около 40 ребятишек.
– Работы было полно, на любой вкус, совхоз ведь процветал, – вспоминает Николай Руденко. – Засаживались поля разными культурами. На здешней земле выращивали семена, которые потом продавали во все колхозы района. Для хранения зерна построили огромный ток. В механизированной мастерской ремонтировали тракторы, машины и другую сельскохозяйственную технику. Всех рабочих отлично кормили. Если человек в поле на уборочной, то привозили обед и ужин ему прямо туда. А все, кто на месте, приходили в столовую. Школьники тоже здесь питались.
Гордостью совхоза и самого хутора были коровники. Там еще в 70-х установили оборудование. Подача корма и уборка навоза проходили автоматически. На Новеньком даже была собственная эмбриональная лаборатория. Она находилась за хутором, а вот биоматериал крупного рогатого скота, который там выращивали, продавался на всю страну. Работала здесь и небольшая птицефабрика. Кур для мяса там не растили, зато яиц было в достатке. Галина Николаевна вспоминает, что, когда она работала в детском саду завхозом, часто ходила на птицефабрику, чтобы взять свежих яиц для дошколят.
Если сейчас проехать чуть-чуть за хутор, можно заметить, что место здесь не похоже на простое поле. Видно растительность, но вот что это такое, разобрать трудно.
– На этом месте был питомник, – рассказал Николай Руденко. – Наш совхоз занимался выведением саженцев плодовых деревьев. Здесь были не только яблони и груши, но даже грецкий орех. Выращивали молодые деревья для продажи, местные жители могли их купить очень дешево.
А еще в конце 70-х в хуторе в качестве эксперимента выращивали удивительное растение – куузику. Местные ее называли «кузька». Это позднеспелая кормовая культура, полученная в результате скрещивания кормовой капусты, турнепса и брюквы. Плоды массой 12−16 кг шли на корм крупному рогатому скоту. Популярной эта культура стать не смогла, так как молоко у коров, употреблявших в пищу этот корнеплод, приобретало желтый цвет.
Весело проводили время
Татьяна Нестерова
Наши собеседники вспомнили, что еще одной достопримечательностью был местный клуб. Жители приходили туда на концерты, которые сами же и подготавливали. Каждый находил себе занятие по душе. А по выходным – обязательная дискотека. Собирались люди разных возрастов и просто веселились, танцевали. Музыка в клубе звучала живая. Специально для этого за Домом культуры закрепили эстрадную группу. В ее обязанности входило исполнение современных хитов.
– Я любила петь и всегда выступала на мероприятиях, – рассказала Татьяна Нестерова. – После работы бежали быстрее на репетиции. А потом ездили в другие поселки выступать, как правило, по праздникам. Помню, что часто бывали в Комсомольском. Потом к нам с ответным визитом артисты приезжали. Было интересно и весело. Сама жизнь тогда была другая, намного ярче.
Супруги Руденко вспомнили еще, какие красочные мероприятия проходили на Таловском море (местный водоем). В те годы там было принято отмечать День молодежи. Устанавливали освещение, приезжали продавцы, которые предлагали разные угощения. Жители Новенького целыми семьями посещали праздники. В конце 90-х ОПХ закончило свое существование. Примерно в то же время закрылись школа и детский сад. Сейчас школьников на занятия в соседний поселок Новотроицкий возит автобус. Из инфраструктуры остались только почта и выездная торговля, которая посещает хутор два раза в неделю. Но местные жители не унывают, ведь все необходимое можно купить в Таловой, до которой всего около 3 км.