Дома архитектора Михаила Замятнина, родившегося 26 мая 1877 года, считаются визитной карточкой дореволюционного Воронежа. Замятнин – яркий представитель стиля модерн и неоклассики, занимал должности инженера строительного отдела губернского правления и главного архитектора Воронежа. Работал в Воронеже с 1902 года, сразу после окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. По проектам Замятнина в Воронеже построили более 20 домов, которые отличались оригинальными элементами. Например, на крыше дома №3 на улице Никитинская сохранился световой фонарь, благодаря которому солнечные лучи доходили до первого этажа парадного подъезда. Сейчас прозрачные стеклоблоки закрашены белой краской, из-за этого в подъезде стало мрачно.
В день рождения архитектора корреспондент РИА «Воронеж» и экскурсовод Ольга Рудева собрали истории самых знаменитых воронежских зданий, которые спроектировал Михаила Замятнин.
Администрация Воронежа (улица Плехановская, 10)
Здание достроили в 1915 году. Изначально в доме располагался Волжско-Камский коммерческий банк, после революции – губернский союз потребительских обществ, потом – военный комиссариат. В 1930-е годы здание заняли сотрудники горсовета. Дом пострадал во время Великой Отечественной войны – разрушилась часть фасадной стены. Новую жизнь здание получило в середине XX века. После реконструкции изменили только внутреннюю планировку помещения, экстерьер же воссоздали. Сохранили две скульптуры под крышей. Изначально это были фигуры древнегреческих богов Гефеста и Артемиды. Считается, что советские скульпторы пощадили богов из-за того, что они были тружениками: Гефест – покровитель кузнечного дела, а Артемида отвечала за плодородие и животных. Но название скульптурной композиции все же изменили. Так появились Рабочий (с голым торсом) и Колхозница (с обнаженной грудью).
В 50-х годах в здании расположился исполком городского совета, а с 1990-х годов по настоящее время – администрация городского округа город Воронеж.
Воронежский областной суд (улица Орджоникидзе, 41)
До революции это было здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка. Здесь воронежцы могли получить кредит под залог своих земельных участков. В 1920-х годах в детище архитектора Замятнина вселился комитет, занимающийся репрессиями.
– Жуткие дела творились в этом здании, а сейчас здесь областной суд. Получается, уже почти век в этом доме вершатся человеческие судьбы, – заметила краевед Ольга Рудева. – А рядом с этим зданием, на улице Платонова, стоят два симпатичных здания – в фиолетовых и зеленых тонах. По документам не подтверждено, что их спроектировал Замятнин, но в них чувствуется его рука. Да и современные архитекторы подтверждают эти догадки. Просто Замятнин не всегда писал отчетные документы, ведь нужно было написать, что архитектор Замятнин выполнил проект и сдал архитектору Замятнину.
Фиолетовое и зеленое здания строили под доходные дома. В то время это было распространенным делом – состоятельные люди строили дома и сдавали в них квартиры в аренду.
Дом на улице Орджоникидзе, 26
Небольшой домик в центре города Михаил Замятнин спроектировал по заказу брата и сестры Пономаревых. Они были учениками художника Соловьева, который в середине XIX века открыл при своем доме в Воронеже бесплатную рисовальную школу. Пономаревы последовали примеру учителя и тоже занялись благотворительностью. Денег на рисовальный дом они не жалели: купили дорогой участок земли, заказали проект самому высокооплачиваемому архитектору Воронежа того времени. Здание достроили в 1915 году. В школе Пономаревых азам рисования мог обучиться любой желающий.
– Я искренне верю, что Замятнин не взял денег за проект рисовального дома, ведь это был благотворительный проект, – заметила экскурсовод Ольга Рудева.
В послевоенное время в здании находились художественные мастерские, затем ветеринарный техникум. В наше время в бывшей рисовальной школе разместился офис коммерческой компании.
Дом с совой (улица Алексеевского, 12)
Дом с совой – одно из самых известных детищ Михаила Замятнина. Архитектор спроектировал особняк для своей семьи, лично следил за ходом строительства. Дом достроили в 1914 году. Сейчас он продолжает оставаться жилым зданием.
Дом вышел огромным, поэтому первый и третий этажи Замятнины сдавали в аренду. Главное украшение сооружения – скульптура совы под балконом второго этажа. Есть ошибочное мнение, что птица сделана из гипса. На самом деле – из цемента.
С совой связаны некоторые приметы. Некоторые воронежцы приходят к птице перед важными переговорами и командировками. Считают, что сова помогает в принятии правильных и мудрых решений.
Высота потолков в особняке архитектора – более 4 м. В квартире Замятниных была необычная для того времени система освещения – без люстр. Лампочки спрятали в лепнину на потолке.
– По воспоминаниям людей, бывавших в апартаментах Замятнина, лампочек на потолках не было видно, но при этом комната была заполнена светом. Интересно меняли перегоревшие лампочки. Так как из-за высоких потолков дотянуться до них было невозможно, на третьем этаже в определенных местах разбирали паркет и меняли лампочки на втором этаже, – объяснила Ольга Рудева.
Замятнин жил в своем шикарном доме недолго. После революции архитектор добровольно уступил особняк новой власти, а сам (жена оставила Замятнина ради военного) перебрался в одноэтажный скромный домик на улице Орджоникидзе, неподалеку от современного памятника жертвам белого террора.
– Многие архитекторы тогда поддержали революцию. Они ждали ее, были рады. В Москве революционеров поддержал известный столичный архитектор Федор Шехтель (архитектор Ярославского вокзала – РИА «Воронеж»), в Воронеже – Михаил Замятнин. Оба добровольно отдали свои особняки и доживали свой век в тесных жилищах. Шехтель последние годы нищенствовал – назначенной пенсии не хватало, чтобы прокормить семью. В одном письме Шехтель писал, что у него нет денег даже на кружку молока для больной внучки. У Замятнина такого бедственного положения не было, но он тоже не шиковал, последние годы жил очень скромно, – рассказала краевед Ольга Рудева.
Дом на улице Комиссаржевской, 4
Здание считается первым кооперативным доходным домом Воронежа. Строили его вскладчину три зажиточных горожанина. После революции в доме располагался райком, в одной из квартир жил советский партийный деятель Иосиф Варейкис, который возглавлял Воронежский обком партии с июня 1934-го по март 1935 года. Сейчас это жилое многоквартирное здание.
Глазная больница (улица Революции 1905 года, 22)
Проект глазной больницы Михаилу Замятнину заказали воронежские предприниматели-меценаты Николай Клочков и Вильгельм Столль. Здание достроили в 1911 году. За постройку больницы архитектора наградили орденом Святой Анны 3-й степени.
– Это был очень щедрый подарок городу. Если перевести на наше время, то это все равно, что, если бы кто-то из воронежских миллионеров построил огромное здание в центре города и отдал его безвозмездно в пользование горожанам, – отметила Ольга Рудева.
При строительстве больницы на одной из стен поместили барельеф по библейским мотивам. В 1920-е годы барельеф, где Иисус Христос исцеляет слепого от рождения человека, заложили кирпичами. О существовании барельефа забыли почти на 90 лет.
Барельеф нашли в 2010 году при ремонте фасада. Сейчас в здании располагается Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница.