Балет «Жизель» отметил полувековой юбилей в Воронежском театре оперы и балета в среду, 20 января. Корреспонденты РИА «Воронеж» встретились с ветеранами воронежского балета и узнали, как постановка продержалась на сцене 50 лет.

На сцене Воронежского театра оперы и балета «Жизель» впервые появилась в 1966 году. Постановку осуществил молодой хореограф Геннадий Малхасянц (впоследствии – главный балетмейстер театра). Во время перестройки «Жизель» была ненадолго снята с репертуара Театра оперы и балета, но в 1993 году ленинградский хореограф, заслуженная артистка РСФСР Ксения Тер-Степанова осуществила новую постановку балета.

Ветеран воронежской сцены Анатолий Головань признался, что увидел «Жизель» на сцене Оперного, когда еще учился в хореографическом училище.

DEM_8515.jpg

Фото — Роман Демьяненко

– Мне тогда было 18 лет. Конечно, я мечтал станцевать многие партии – и Дон Кихота, и Корсара, и Щелкунчика. Но когда я посмотрел «Жизель», я стал буквально грезить партией Альберта, – рассказал Анатолий Головань. – Хотя по амплуа мне больше подходит Ганс – это более героическая партия, а Альберт – романтическая. Когда я попал в театр, я никогда не танцевал в кордебалете, мне сразу начали давать небольшие партии. И в 1972 году наш главный балетмейстер Геннадий Малхасянц предложил мне станцевать Альберта. Я был просто счастлив. Конечно, Альберт стал этапной ролью для меня. Я исполнял эту партию в воронежском театре 18 сезонов.

По словам Анатолия Голованя, мистический балет «попал в струю» романтических настроений 60-70-х годов. История о Жизели, восставшей из мертвых, чтобы защитить своего возлюбленного, хотя он и предал ее, многих зрителей доводила до слез.

DEM_8472.jpg

Фото — Роман Демьяненко

– Понятно, когда люди плачут в драматическом театре или на операх. Но чтобы плакали на балете – такое я видел впервые, – сказал Анатолий Головань. – Конечно, здесь мастерство наших солистов легло в благодатную почву – само либретто, такое романтическое, не могло не понравиться публике. Но все-таки достичь катарсиса в балете, где артист передает все исключительно пластикой – это высший пилотаж. Я думаю, именно поэтому «Жизель» и продержалась на сцене так долго.

Первой исполнительницей партии Жизели была легендарная воронежская балерина Набиля Валитова. Ее преемницей стала балерина Татьяна Фролова, сегодня – директор Воронежского хореографического училища. По словам Татьяны Фроловой, Валитова передала ей партию Жизели буквально «из ног в ноги».

DEM_8466.jpg

Фото — Роман Демьяненко

– Это удивительный балет. Два раза одинаково повторить первый акт – то, как тебя обманывает любимый человек, как ты сходишь с ума – невозможно. Можно сыграть спектакль 100 раз, и никогда он не будет выглядеть одинаково. Поэтому он бессмертный, – рассказала Татьяна Фролова. – Балерина растет вместе с Жизелью. У Жизели, которую ты танцуешь в 18 лет, и той, которую ты танцуешь в 25 или 30, совершенно разные образы. Ее надо очень хорошо танцевать. Когда зрители говорят, что не ходят на балет, потому что не понимают его, это значит, что балерина станцевала не очень хорошо. История Жизели такая трагическая. Второй акт – это же не просто безмолвные нимфы, это молодые девушки, умершие до свадьбы, и Жизель – одна из них. Она восстает из мертвых, чтобы защитить своего любимого человека. Он предал ее, обманул, но она настолько любила его, что защитила его собой. Это история о любви, которая побеждает смерть.

DEM_8478.jpg

Фото — Роман Демьяненко

В честь юбилея балета «Жизель» Театр оперы и балета организовал в фойе выставку архивных фотографий с исполнителями главных партий в разные годы. В роли Жизели на снимках можно было увидеть балерин Набилю Валитову и Нину Кондратьеву, Татьяну Фролову, Санию Куртосманову, в роли графа Альберта – Якова Лившица, Юрия Соловьева, Анатолия Голованя и других артистов. В экспозицию вошли старые программки балета, афиша «Жизели» 1993 года. После экспонирования в фойе театра выставка будет доступна в электронном виде на сайте Оперного.

Справка РИА «Воронеж»

Балет «Жизель» французского композитора Адольфа Адана – один из самых знаменитых балетных спектаклей в мире. Его премьера состоялась в 1841 году в театре Королевской академии музыки (Парижская опера). Адан сочинял музыку балета в содружестве с поэтом Теофилем Готье. В основу сюжета легла старинная легенда о «виллисах» – невестах, умерших до свадьбы. «Жизель» появилась в годы расцвета романтизма в европейском искусстве и сыграла огромную роль в дальнейшей судьбе этого направления в музыкальном театре.

DEM_8652.jpg

Фото — Роман Демьяненко

В России первыми зрителями «Жизели» стали петербуржцы, увидевшие балет на сцене санкт-петербургского Большого театра в 1842 году в редакции французского балетмейстра Антуана Титюса Доши. Редакцию балета для Мариинского театра в 1884 году осуществил великий балетмейстер Мариус Петипа. Именно его хореографическое прочтение «Жизели» признано во всем мире безусловным шедевром классического балета.

Фото: 1 из 15

Фото — Роман Демьяненко

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».