, Воронеж
  • 7326

«Есть желание и потребность». Зачем воронежцам сертификаты на допобразование детей

Когда, как и для чего будут выдавать именные документы.
«Есть желание и потребность». Зачем воронежцам сертификаты на допобразование детей «Есть желание и потребность». Зачем воронежцам сертификаты на допобразование детей
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов (из архива)

В Воронежской области начнут выдавать сертификаты на бесплатное дополнительное образование. Родители школьников смогут направить средства сертификата на обучение по любым программам. Корреспондент РИА «Воронеж» разобралась, как будет проходить эксперимент и что нововведение даст семьям учеников.

Кто и как сможет воспользоваться сертификатами?

Получить сертификат сможет любая семья, в которой воспитываются дети в возрасте от пяти до 18 лет. Для его оформления потребуется лишь заявление родителей.

Сертификаты будут именными. Персонифицированное финансирование позволит «обеспечить прозрачность расходования бюджетных денег», отметили в департаменте образования Воронежской области. Документ подтвердит право ребенка на получение услуги допобразования за счет государства. Использовать сертификат для других целей нельзя.


Фото – Евгения Емельянова (из архива)

Документ примут в каждом учреждении дополнительного образования Воронежской области. Ребенок сможет получить образование сразу по двум программам. Семьи выберут программы из открытого электронного реестра – его сформируют на основе данных, предоставленных учреждениями.

На какую сумму будут выдавать сертификаты?

Объем средств, выделенных на обучение каждого ребенка, определят «исходя из нормативной стоимости образовательной программы», пояснили в региональном департаменте образования. Для определения нормативной стоимости все программы пройдут сертификацию.

Придется ли платить родителям?

После выбора одной программы остаток денег направят на другую. Если остаток окажется меньше, чем стоимость программы, семьям придется доплатить из своего кармана.

Когда начнет действовать нововведение?

Модель апробируют в Воронежской области в 2018-2019 годах.


Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Поэтапное введение новшества будет сопровождаться длительной тщательной работой в течение 2018 года. При этом будет подготовлена соответствующая нормативно-правовая база, проведены организационные мероприятия, технические работы для возможности выдачи именного сертификата. Деятельность всех направлений планируется сопровождать методической поддержкой, оказываемой образовательным организациям, – сообщили в департаменте образования Воронежской области.

Как это работает в других регионах?

Эксперимент отрабатывается в России с 2016 года, рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» директор института управления государственными ресурсами, профессор департамента образовательных программ Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. В первый год проект опробовали в Татарстане, Ханты-Мансийском автономном округе, Вологодской области, Якутии, Астраханской области, Пермском крае, Тульской области. В 2017 году к эксперименту присоединились Бурятия и Тюменская область. Проект собираются реализовать еще в 22 субъектах РФ.

Каждый регион отрабатывает свою модель персонифицированного финансирования допобразования.

– Главный общий принцип – «деньги следуют за учащимися». Невостребованные услуги не финансируются – средства направляются только на те программы допобразования, которые выбрали семьи. В основном это касается образовательных программ, но в некоторых субъектах – например, в Ханты-Мансийском автономном округе – финансируются и программы предпрофессионального образования в области культуры и искусства, физкультуры и спорта. Они, как правило, более дорогие, – пояснила Татьяна Абанкина.

К эксперименту могут присоединиться не только государственные, муниципальные учреждения, но и некоммерческие организации. В некоторых регионах в проекте принимают участие и индивидуальные предприниматели, реализующие программы допобразования. В госучреждениях в зависимости от количества принесенных сертификатов проходит корректировка муниципальных и государственных заданий. Негосударственные учреждения получают субсидию на реализацию программ, которые выбрали ребята.

Способы финансового обеспечения сертификата в регионах разные. Это может быть модель «финансового наполнения» (стоимость сертификата фиксированная, на эту сумму можно выбрать любое количество программ и при необходимости доплатить) или «натурального права» (можно выбрать две любые программы, независимо от стоимости, и их оплатят за счет бюджета).

Сертификат выдается на учебный год. Затем родители могут получить новый. Перенаправить средства на другую программу обучения посреди учебного года технически сложно, поэтому обычно семьи этого не делают.

Какие проблемы возникли во время эксперимента?

В некоторых регионах учреждения допобразования намеренно включали в электронный реестр менее востребованные программы. Те же, на которые и так есть спрос, оставались платными. Условиям эксперимента это не соответствовало, поэтому ситуацию взяли на контроль местные управления и департаменты образования.

В чем плюсы сертификатов?

Для семей с детьми

Для родителей преимущество очевидно – дети получают бесплатное допобразование по выбранной семьями программе. Некоторым семьям может показаться, что ребенку достаточно бесплатно получить необходимые навыки в школе и нет смысла загружать его сверхурочно. Однако, как отмечает Татьяна Абанкина, дополнительное образование «личностно ориентировано и развивает межпредметные навыки и творческие компетенции, которые школа не затрагивает».

В документах, касающихся эксперимента, не прописано, что сертификат на допобразование можно использовать только по месту жительства. Его можно направить и на выездные программы – например, во время каникул ребенка.

Заинтересованность семей в пилотных регионах сильно повысилась. Мониторинг, который провела Общественная палата при поддержке Госдумы, показал, что введение сертификатов поддерживают 78% семей. Когда люди поняли, что действительно получают бюджетную поддержку именно на те программы, которые выбирают, они стали тщательнее следить за занятиями и успехами детей.
5-tatyana-abankina.jpg
Татьяна Абанкина

директор института управления государственными ресурсами Высшей школы экономики

В департаменте образования Воронежской области надеются, что нововведение позволит увеличить охват детей допобразованием, и к 2020 году получать образование по дополнительным программам в регионе будут 75% ребят от пяти до 18 лет.

Для учреждений допобразования

Поскольку эксперимент затрагивает все учреждения допобразования, между ними возникает здоровая конкуренция – «не по форме собственности, а по качеству услуг», отметила Татьяна Абанкина.

– Регионы, где проходил эксперимент, сообщили о стремительном росте качества допобразования. Дворцы творчества и школы искусства стали работать над популяризацией и улучшением содержания программ, – рассказала Абанкина.

В учреждениях, где образование и так бесплатное, эксперимент полезен в первую очередь тем, что он помогает выявить самые востребованные у семей программы и отбраковать ненужные. Деньги будут перераспределяться в сторону популярных программ – с учетом образовательной политики в регионах. Поддержкой в основном пользуется развитие технического творчества.


Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Для других организаций, работающих со школьниками

Многие программы сертификата в России реализуются совместно с учреждениями культуры и спорта.

– Некоторые музеи и зоопарки работают со школьниками по интересным образовательным программам. Это, например, программы познавательного туризма, арт-терапия. Такие учреждения не имеют лицензии на образовательную деятельность. Но форма персонифицированного выбора позволяет им активно работать с детьми и получать бюджетное финансирование, – отметила Татьяна Абанкина.

Что говорят семьи школьников и работники допобразования?

Мария Цыпковская, многодетная мать:

1-mariya-cypkovskaya.jpg

– Я обеими руками «за» такое нововведение. Для многодетной семьи иметь сертификаты на дополнительное образование – полезно и выгодно. Не так много в Воронеже мест, где можно получить такое образование бесплатно.

Антонина Громова, заместитель директора по учебной работе ЦИКДиМ «Кванториум»:

2-antonina-gromova.jpg

– Думаю, что эксперимент может получиться интересным, но о повсеместном введении этой системы мне пока сложно судить. Многое зависит от того, будут ли сведены программы всех учреждений в единый шаблон, чтобы стоимость обучения была разумной и не завышалась. Для детей и родителей это прекрасная возможность свободно получить любое образование – сейчас многое выбирают из того, что могут себе позволить, и часто из-за этого страдают дети. Госучреждениям будет сложно – не все они способны конкурировать с коммерческими. К сожалению, в обществе есть стереотип, что бесплатное не может быть хорошим. Сертификат заставит коммерческие и бюджетные учреждения встать на один уровень, и понадобится не один год, чтобы родители на самом деле выбирали лучшее, не руководствуясь принципом «дороже – значит, лучше».

Нина Гавриленко, бабушка школьника:

3-nina-gavrilenko.jpg

– Желание и потребность в таких сертификатах есть. Особенно если речь идет об обучении иностранным языкам, химии, физике. Но информации о нововведении в нашем регионе пока слишком мало, чтобы судить об его пользе. И нет результатов сертификации программ допобразования.

Елена Яковец, мать шестерых детей:

4-elena-yakovec.jpg

– Плюсы есть – некоторые семьи не могут позволить себе частные центры, и для них частичная или полная оплата допобразования детей из бюджетных денег будет удобной. С другой стороны, организаций, имеющих лицензию на образовательную работу, мало. Если деньги будут получать только они, средства будут делиться между теми же кванториумами, кружками, что и раньше, – ничего не изменится. И, кстати, на родителях останутся дополнительные расходы – на костюмы для танцев, кисти и краски для художественной школы. Да и возрастной ценз определили странно – с пяти лет. А как быть с гимнастикой и фигурным катанием, которыми надо заниматься уже с трех? В пять может быть уже поздно.

Анна, работник учреждения допобразования:

– Сомневаюсь, что в нововведении есть смысл. Существует много учреждений, где образование и так бесплатное. Лучше бы государственные деньги выделили на оборудование мест в организациях дополнительного образования. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: