Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало и подтвердило рейтинг кредитоспособности Воронежской области на уровне ruАА. Прогноз по рейтингу — стабильный.
Повышение рейтинга произошло в прошлом году. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruАА-.
— Категория и уровень ruАА отражают высокий уровень кредитоспособности, финансовой надежности, в целом экономической устойчивости Воронежской области. Он лишь незначительно ниже, чем у объектов рейтинга в самой высокой рейтинговой категории ААА. Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой экономических и бюджетных показателей, снижением уровня долговой нагрузки, а также устойчивой ликвидностью, — прокомментировал губернатор Александр Гусев.
Эксперты отметили, что экономика Воронежской области имеет диверсифицированную индустриально-аграрную структуру. Реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство) занимает более 40% общего объема экономики. Сектор непроизводственных услуг (оптовая и розничная торговля, услуги в сферах недвижимости, транспортировки и хранения, гостиниц и общепита, информации и связи, страхования) составляет почти 41%, причем с преобладанием вида деятельности «Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов».
Социально-экономическое положение региона оценивается агентством позитивно. Объем ВРП в 2020-м составил, по оценке региона, 1 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,6% ниже уровня 2019 года. Несмотря на кризис, вызванные пандемией, в регионе наблюдается рост промышленного производства по итогам 2020-го (индекс промышленного производства составил 103,8% к уровню 2019 года), что во многом связано со спецификой региональной промышленности (крупный аграрно-индустриальный комплекс, развитый сектор предприятий, работающих по гособоронзаказу и для предприятий нефтегазодобывающей отрасли, атомная электроэнергетика). Во время жестких ограничений многие предприятия не останавливали свою деятельность. В основных отраслях промышленной специализации региона наблюдается разновекторная динамика: рост в обрабатывающих производствах (+2,2%) и в электроэнергетике (+24,3%) сопровождался спадом в добыче полезных ископаемых (-0,1%) и в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-5,3%).
Показатели благосостояния региона характеризуются высоким уровнем, что положительно влияет на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 433,7 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы, по предварительным данным, — 4,5%. Также положительно оценивается среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, которое за три периода составило 25,1%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на протяжении последних трех лет остается на довольно высоком уровне, по итогам 2020 года, по оценке региона, он составил 253,3 млрд рублей, что на 1,8% выше уровня 2019-го в действующих ценах. В 2020 году перечень особо значимых инвестиционных проектов региона пополнился шестью проектами с общим объемом инвестиций 19 млрд рублей. В области началось строительство трех крупных заводов — по производству нефтегазового оборудования «РГМ-Нефть-Газ-Сервис», сельскохозяйственной техники «КУН Восток» и семенного материала «Танаис Семанс». В Воронежской области действуют ТОСЭР «Павловск», ОЭЗ ППТ «Центр», индустриальные парки «Масловский», «Бобровский», «Лискинский», «Перспектива», «Воронеж», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 21,1% по сравнению с 2019-м.
Расходы региона за 2020 год выросли на 19,2% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020-м было направлено 93,1 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 25,9%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост, который составил 3,6 п. п. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным ростом расходов по здравоохранению (в 1,9 раза) в 2020 году произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 7,0 п. п.
Региональный бюджет в 2017—2020 годах исполнялся с профицитом, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Профицит составил 6,3 млрд рублей, или 6,7% ННД. Исполнение бюджета в 2021 году планируется с дефицитом в размере 3,4 млрд рублей, или 3,9% ННД, который будет носить технический характер, поскольку обеспечен остатками собственных средств без необходимости увеличения заимствований.
Долговая нагрузка региона на 1 января 2021 года оценивается как низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 17,7 млрд рублей, что составляет 18,7% от ННД за предшествующие 12 месяцев. В 2020-м регион снизил объем государственного долга на 9,8 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 13,9 п. п., в том числе в результате роста ННД. Долговой портфель сформирован полностью из бюджетных кредитов. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются более дорогие банковские кредиты. В конце 2020-го регион получил полугодовой бюджетный кредит от Минфина России на сумму 5,5 млрд рублей, в связи с чем региону удалось избежать традиционного привлечения банковских кредитов в конце года. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание — 0,1% ННД. Воронежская область имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, доступный запас по кредитным линиям (29,2 млрд рублей на горизонте 12 месяцев после 1 января 2021-го).
Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 143,9 млрд рублей, объем расходов бюджета — 137,6 млрд рублей.
— Такой успех уже становится для нас стабильным, но достигнутый результат, безусловно, не должен нас успокаивать. Борьба с бедностью, развитие медицины, высокие зарплаты, поддержка бизнеса, создание инфраструктуры, благоустроенные территории — это приоритеты региональной власти. Сформированная в регионе правовая база дает возможность для стабильного уровня инвестиций, а это новые рабочие места и налоговые поступления, развитие новых сегментов экономики. Мы, как и раньше, будем добиваться от работодателей роста средних зарплат в отрасли, вкладывать средства в социальные и инфраструктурные объекты на несколько лет вперед и развивать базу для социально-экономического развития в целом, — отметил глава региона.