Терминалы для безналичной оплаты проезда появились во всех 250 автобусах муниципального казенного предприятия «Воронежпассажиртранс» 30 мая 2018 года. Ранее, с февраля 2017-го, оборудование работало только в троллейбусах. Облегчили ли терминалы жизнь пассажирам и водителям, корреспонденты РИА «Воронеж» узнали, проехавшись в транспорте в час пик спустя две недели после нововведения.
Утренний час пик
Автобус №41
Узнать автобусы, где можно расплатиться не только наличными, но и картой, легко: у входа на стекло наклеены специальные таблички. В салоне же висит подробная инструкция.
В восемь утра мы садимся в автобус №41 на остановке «Детский мир» и едем в сторону Северного микрорайона. Пассажиры, входящие через центральную дверь, оплатить проезд могут только у водителя. Там же стоит терминал.
Стоимость проезда в автобусе по «безналу» та же, что и наличными, – 17 рублей. Устройство поскрипывает и выдает нам чеки.
Большинство вошедших расплачиваются монетами и купюрами. Водитель Вячеслав подтвердил: тех, кто расплачивается картой, спустя две недели после установки терминала пока единицы.
– Но работать с терминалом намного удобнее. Когда со мной расплачиваются наличкой, приходится и руль держать, и сдачу отсчитывать. Пока ее наберешь... Многие, входя в салон, удивляются, что можно расплатиться картой. Для них это приятная неожиданность, – говорит Вячеслав.
О том, что в салоне есть терминал, некоторые пассажиры узнали от нас. Среди них – работающий пенсионер Виктор Степанович, который картой в транспорте пока не расплачивался:
– Наверное, это удобно. Но это же надо голову себе забивать, а я слишком старый для таких новшеств. У меня всего две карты: одной оплачиваю «коммуналку», на другую получаю зарплату. Обе – не Mastercard. Будут ли их принимать в автобусе, неизвестно.
А вот пассажирка Светлана часто расплачивается картой в транспорте:
– Это нормальная практика. Так и должно быть. Благодаря такой системе деньги остаются не в кармане водителя, а в компании. Это позволит ей развиваться, – уверена женщина.
Троллейбус №7
В троллейбусе, где безналичная оплата проезда практикуется полтора года, количество желающих расплатиться по карте намного больше. К тому же проезд, оплаченный картой, здесь стоит дешевле – 15 рублей вместо 17 наличными.
Билеты никто из пассажиров не отрывает, поэтому из терминала до пола свешивается серпантин чеков.
– У меня наличных денег практически нет. Хорошо бы карты принимали во всех воронежских маршрутках. Мне нравится система, которая работает в Липецке. Там в транспорте действуют накопительные карты. Вот бы и у нас было такое! – говорит девушка Екатерина.
– А я мелочью проезд оплачиваю. У меня карточки-то и нет. Сегодня впервые увидела в транспорте терминал, – подключается к диалогу пенсионерка Мария Воротникова.
Вечерний час пик
Большой автобус №6
Длинный ЛиАЗ собирает пассажиров на остановке «Плехановская» и отправляется в сторону микрорайона Тенистый. Проезд оплачиваем картой без проблем. Единственное неудобство – узкий проход к передней двери, по которому двум пассажирам приходится идти впритирку друг к другу.
Водитель Юрий говорит, что картами в его автобусе почти не расплачиваются:
– О терминалах никто особенно не знает. Нам нужно равняться на Москву, установить в автобусах валидаторы и турникеты.
По ходу движения Юрий рассказывает о тяжелых буднях воронежских шоферов. По его словам, у каждого план, которого по закону быть не должно.
– Мы всю наличность должны везти в ПАТП, а нам должны платить достойную зарплату. Но вот зарплаты достойной и нет. Работаем до 12 ночи, а встаем в четыре утра. Работаем в режиме «два через два». Такого в России нет нигде, – считает мужчина.
Маленький автобус №6
На остановке «Улица Ворошилова» пересаживаемся в ПАЗ того же шестого маршрута. Вечером, когда все возвращаются домой с работы, этот автобус, следующий от Тенистого до института ФСИН, забивается до отказа. В салоне 17 сидячих мест, еще 53 пассажира помещаются стоя.
– Нам было бы удобно платить картой, если бы автобусы были пустые. Но народу ведь много, давка. Как тут с карточкой пролезешь? – говорит, стоя вместе с коллегами, Ирина Меркушова.
Терминал в автобусе-малютке установлен так, что даже водителю до него сложно дотянуться.
За рулем – веселый молодой шофер Константин. По его словам, за день картой расплачиваются не более десяти человек. Количество расплатившихся безналом пассажиров выясняется в конце рабочей смены – оно отображается в чеке, который распечатывает водитель.
– Терминал установили неудобно, я его не вижу. Представил себе, как все скоро будут расплачиваться картами – это же будет ужас! Придется терять время и долго простаивать на остановке. А мы себе этого позволить не можем – у нас фиксированный временной интервал.
С новой техникой, по словам Константина, уже случались накладки.
– Сегодня утром кто-то из пассажиров расплачивался картой. Терминал запищал, чек не вылез, а значит, оплата не прошла. А проследить, расплатился ли пассажир картой или нет, не всегда возможно, – говорит водитель.
– И зачем это нужно? – говорит пенсионерка Лидия Яковлевна. – Проще водителю деньги отдать.
– А мне проще картой расплатиться. У меня она бесконтактная: приложил к терминалу и пошел. А сдачу в толпе ждать приходится долго, особенно с крупных купюр, – считает молодой воронежец Андрей.
Автобус №52
На остановке «Петровский сквер» садимся в просторный автобус №52 и едем на левый берег. За рулем девушка. Ее «рулевая рубка» огорожена железом и стеклом. Оплатить проезд можно, сунув деньги в маленькое окошко.
Там же, за стеклом, по правую руку от водителя, замечаем стойку для терминала – опять-таки, неудобную, находящуюся далеко от водителя. Сам терминал водитель достает откуда-то «из-под полы» и придерживает рукой. Это трудно на опасных поворотах.
Поговорить с водителем у нас не получилось – стеклянная конструкция не располагает к разговорам. Да и пассажиры при виде журналистов, попросивших у водителя чек, занервничали, сравнив нас с террористами, поставившими под угрозу их жизнь.
Автобус №14В
На остановке «Улица Димитрова» садимся в еще одну муниципальную маршрутку – 14В – и едем в сторону Отрожки. Картой расплачиваемся без проблем, но водитель с каменным лицом на вопросы о безналичной оплате не отвечает.
Зато охотно беседуют пассажиры.
– У меня карты вообще нет – я расплачиваюсь наличкой, – говорит Елена Концова.
Воронежец Геннадий, напротив, считает, что расплачиваться картой удобно:
– В Москве даже смс-ками расплачиваются. Технологий, облегчающих жизнь, много – их просто надо внедрить. А для этого нужны деньги. Муниципальный транспорт должен поддерживаться дотациями. Благодаря безналичной оплате бюджет города получит больше налогов, а предприятие-перевозчик – больше прибыли. А значит, и водители будут обеспечены достойной зарплатой.
Мнения перевозчиков
Начальник автоколонны «Воронежпассажиртранса» Роман Лещев к введению безналичной оплаты относится, скорее, негативно. По его словам, перевозчикам карточная система невыгодна:
– Это все ломается, выходит из строя. Банк переводит нам деньги, но свой процент все же забирает. На мой взгляд, плюсы терминалов ощущают только пассажиры. В основном проезд картой оплачивает молодое, продвинутое поколение.
Роман Лещев отмечает, что один терминал на весь автобус – это неудобно.
– Нам необходимо воспользоваться опытом других городов и установить в автобусах считывающие устройства – валидаторы, которые должны быть не только у водителя, но в салоне автобуса, – уверен начальник автоколонны.
А исполнительный директор транспортной компании «Автолайн+» Виктор Натаров приветствует нововведение. По словам мужчины, с терминалами компании-перевозчику будет легче отследить пассажиропоток в обслуживаемых маршрутах:
– К сожалению, водителю не всегда веришь на слово: не все они сознательные и добросовестные. Конечно, возможно, на первом этапе будут трудности. Они бывают в любом новом начинании. Но я считаю, что перевозчики, диспетчеры и водители к этой системе привыкнут.
«Автолайн+» уже начал оборудовать свои автобусы кронштейнами для терминалов. Установить их планируют не только рядом с водителем, но и в салоне маршрутки.
– Думаю, по карте согласны будут платить немного пассажиров. Сомнения будут брать людей возрастных. Подозреваю, что они будут опасаться оплачивать проезд пенсионной картой, остерегаясь, что с нее смогут снять все деньги. Рост популярности безналичной оплаты проезда начнется, если проезд по карте будет намного дешевле оплаты наличными: к примеру, 17 рублей – по карте и 22 рубля – наличными. Тогда все задумаются об экономии – особенно те, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, еще и с пересадками, – считает Виктор Натаров.
Как платить картой?
Необходимо выполнить три действия.
- Нажмите на терминале зеленую кнопку.
- Если ваша карта бесконтактная, приложите ее к экрану терминала. Определить, что банковская карта является бесконтактной, можно по размещенному на карте значку или надписи PayPass. Если банковская карта с чипом, ее придется вставить в терминал. Вводить пин-код не требуется – деньги спишут автоматически. Удерживайте карту до отображения результата на экране. Вместо карты можно поднести к терминалу устройство, привязанное к банковской карте и оснащенное технологией бесконтактной оплаты (NFC-смартфон, умные часы, стикер, брелок).
- Возьмите билет (чек).
При отказе в приеме карты дождитесь на экране информации о причине. Чтобы избежать проблем с оплатой, заранее проверяйте остаток средств на карте.
Если карту приняли для оплаты проезда, но поездку вы не совершили, услуга считается оказанной (средства, удержанные с карты за проезд, не вернут).
Все ли банковские карты подойдут?
Оплатить проезд в муниципальном воронежском транспорте можно картой Visa, MasterCard или «Мир» любого работающего в России банка. Исключение – карта Maestro.