Снять противоречия между регионами и муниципалитетами, исключить переваливание ответственности за «ничьи» объекты, сфокусироваться на решении конкретных проблем и оптимизировать работу на местах – этому призван способствовать закон о развитии местного самоуправления, проект которого внесли в Государственную думу в четверг, 16 декабря. Но как именно это отразится на органах власти и что изменится для простых жителей? Правильно ли, что губернатор сможет уволить мэра? Корреспондент РИА «Воронеж» задал эти вопросы главам муниципальных образований и депутатам.
Выход на другой уровень
Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций и уточнение компетенций органов местного самоуправления (МСУ), чтобы способствовать устранению путаницы при перераспределении полномочий. По этому принципу будет создана новая система работы власти на местах, в основу устройства которой заложат не территориальный принцип, а именно принцип привязки к населению. Проект предполагает упразднение сельских и городских поселений и переход к одноуровневой системе МСУ.
Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:
– Данный законопроект нужно рассматривать как логическое продолжение только что принятого законопроекта о публичной власти и тех поправок в Конституцию, которые были приняты летом прошлого года, за которые проголосовал народ. Это – выстраивание единой вертикали, системы подчиненности и ответственности.
Андрей Марков, депутат Государственной думы:
– Если говорить простыми словами, то у нас люди всегда воспринимали власть на разных уровнях как единую. Эти законы – о публичной власти, о местном самоуправлении – как раз приближают власть к тому представлению, которое у есть у людей: она единая, взаимоподчиненная и решает общую задачу.
Андрей Марков также указал, что законопроект подтверждает и развивает все, что связано с гражданскими инициативами. При этом он подчеркнул: какой на самом деле будет власть на местах – в конкретных городах и селах, – всегда зависит от граждан и того, насколько активно они готовы предлагать свои инициативы.
Дмитрий Маслов, глава Новоусманского района:
– Предложенная реформа местного самоуправления – это не просто пакет обновлений, который устраняет локальные недочеты, это, по сути, смена всей операционной системы. И эта смена, безусловно, необходима – за многие годы функционирования органов МСУ был накоплен значительный опыт и огромный массив информации о том, что в этой системе работает правильно, а что нет. Речь идет о «власти, к которой любой гражданин может дотянуться рукой», именно по работе органов местного самоуправления россияне судят обо всей системе государственного управления. И потому перемены необходимы – не «донастройка», а «переустановка». Особенно важен, на мой взгляд, переход на так называемую одноуровневую систему управления. Это поможет консолидировать муниципальные ресурсы и оптимизирует управленческую деятельность на местах.
Геннадий Швырков, глава администрации Семилукского района:
– Реализуются надежды муниципальных руководителей – необходимые стране основы местного самоуправления, изложенные в Федеральном законе №131-ФЗ, наконец-то конкретизируются и становятся исполнимыми на практике. Законодатели услышали и поняли управленцев, реализующих государственные задачи непосредственно «на земле». Рассматриваемый законопроект, на мой взгляд, вводит большое количество необходимых для людей конкретных и исполнимых новаций.
Устранить административный «пинг-понг»
Закон призван погасить конфликты, которые часто возникают вокруг круга полномочий органов власти, ведь в итоге страдают от результатов этих конфликтов обычные люди. Документ устанавливает закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне. Речь в том числе идет о благоустройстве, уборке территории и транспортном обеспечении. Центральная идея инициативы заключается в том, что жители населенных пунктов будут четко знать, с кого спрашивать: с администрации городского округа или муниципального района. Не будет дублирования функций, не будет «ничьих» дорог, строений или территорий внутри муниципалитета.
Игорь Кастюкевич, депутат Государственной думы:
– Муниципальная власть – самая близкая к людям. Но почему-то именно людей местные власти часто заставляют «вникать в детали их полномочий»: мое – не мое, наше – не наше. Отсюда – круги ада, которые проходит человек в поисках решения иногда самых простейших проблем. Я не раз сталкивался с таким отношением на самых разных территориях страны. И чем меньше была деревня или село, тем больше «межличностных отношений» вместо исполнения прямых полномочий я видел. Примеров, когда глава администрации гонял по судам жителей, откровенно игнорируя поручения губернатора, или другой глава деревни продавал грунт жителям, у которых смыло огороды, вместо того чтобы привезти им его бесплатно, у меня хоть отбавляй. Поэтому если посмотреть на реалии, то законопроект, который мы будем обсуждать в Государственной думе, действительно поможет повысить реальную полезность всей публичной власти для конкретного человека.
Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:
– Мы таким образом выстраиваем единую вертикаль для того, чтобы люди могли быстрее решить свои насущные проблемы и не сталкивались с административным «пинг-понгом», которым иногда занимаются органы власти разного уровня, не подчиняясь друг другу. В итоге люди месяцами ходят по различным инстанциям, где их пересылают из одного места в другое, ссылаясь на разные уровни подчиненности. Возможность такого «пинг-понга» должна быть ликвидирована, чтобы каждый мог добиться внятного ответа на свои вопросы и решить свои проблемы.
Геннадий Швырков, глава администрации Семилукского района:
– Людям совершенно неинтересно, что их конкретные проблемы не могут решаться из-за того, что полномочия разнесены между главами и депутатами разного уровня: поселкового, городского или районного. Людям нужно разрешить их конкретные потребности, и они правы. Новый законопроект предусматривает реальную ответственность муниципальных глав любого уровня именно за «бездействие». Положительный результат очевиден: не умеешь реализовывать конкретные проекты или боишься принять на себя ответственность – уходи.
Власть и ответственность
Согласно законопроекту, для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий – пять лет. Авторы инициативы указывают: единые правила для всей страны будут способствовать повышению устойчивости системы и помогут исключить спекуляции на тему длительности полномочий. В качестве единственного способа формирования представительного органа муниципального образования устанавливаются выборы. При этом глава образования может быть избран как на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципалитета.
Ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона усилится. Например, губернатор будет иметь право уволить мэра в случае, если муниципалитет систематически не будет достигать показателей эффективности, закрепленных указами президента РФ. Глава региона также вправе вынести руководителю муниципального образования предупреждение или объявить выговор за ненадлежащее исполнение полномочий.
Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:
– Президент, например, имеет право отрешить от должности главу региона по ряду правовых оснований. Для улучшения системы управления логично было предположить, чтобы и губернатор был вправе иметь исключительную возможность отстранить нерадивого градоначальника. Причем речь здесь идет именно об исключительности – система сдержек и противовесов сохраняется таким образом, что самодурство исключается, оно здесь невозможно. Должны быть веские основания. Кроме того, никто не посягает на полномочия и функции местных органов власти и депутатов – об этом нельзя забывать.
Андрей Марков, депутат Государственной думы:
– Меняется статус главы муниципалитета, который по проекту закона одновременно с должностью муниципальной службы будет занимать должность государственной службы субъекта Российской Федерации. Влияние высшего должностного лица региона на формирование и деятельность местных органов власти возрастает. Но ровно в той же мере вырастает и его прямая ответственность за то, что происходит в муниципалитете и как решаются проблемы граждан.
Геннадий Швырков, глава администрации Семилукского района:
– Все прекрасно знают, что, к сожалению, деятельность некоторых депутатов муниципального уровня никак не связана с реализацией интересов людей, живущих на их избирательном округе, а напротив – вместо строительства в районном центре школы им жизненно необходимо строить на этом месте очередной «человейник» на ранее приобретенных чудесным образом 20 сотках. К нашему общему счастью, таких депутатов все же подавляющее меньшинство... Новый законопроект впервые предусматривает ответственность депутатов (главы муниципального образования – председателя совета народных депутатов) за невыполненные обещания вплоть до лишения полномочий решением руководителя субъекта.
Механизм взаимодействия
Законопроект в текущем состоянии не подразумевает для граждан радикальных нововведений непосредственно в вопросе взаимодействия с властью. Даже если в итоговом варианте не останется поселений как формы организации самоуправления, эти полномочия будут исполнять административные отделы. Проще говоря, представитель муниципальной власти всегда будет доступен.
Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период. Инициаторы законопроекта отмечают: постепенный переход к новой системе позволит избежать потрясений и паралича органов местного самоуправления. Однако, как отметил глава администрации Борисоглебского городского округа Андрей Пищугин, далеко не всех изменения ждут к далекой дате: борисоглебцы уже много лет используют практически на 90% похожую систему.
Андрей Пищугин, глава администрации Борисоглебского городского округа:
– У нас 25 населенных пунктов, и мы живем по этой модели: ни одного сельского поселения – у нас есть территориальные отделы, люди там занимаются вопросами местного значения, являются сотрудниками администрации. Почти все, что в этой модели прописано, у нас работает десятилетиями. Люди взаимодействуют с властью, и все живы-здоровы. Мы работаем таких условиях – это уже свершившийся факт.
Начало долгого обсуждения
Игорь Кастюкевич уверен: проект закона об организации местного самоуправления наверняка вызовет в обществе немало споров и обсуждений. Но помимо правовых и политических вопросов есть и другие, на которые необходимо ответить в первую очередь: что важнее – должность или ответственность, территория или люди?
Игорь Кастюкевич, депутат Государственной думы:
– Кто-то будет говорить, что закон упразднит муниципалитеты первого уровня и это обязательно приведет к чему-то плохому. Но если вы спросите у людей, то они точно выскажутся за сокращение количества чиновников и депутатов, реальной помощи и поддержки от которых не видят. Жители не должны разбираться в уровнях власти и хитросплетениях полномочий. Власть должна работать как единый механизм, а не погружать человека в различные ветви, уровни и прочие бюрократические особенности.
Евгений Ревенко, в свою очередь, отметил: в адрес законопроекта звучит критика, говорится, что он едва ли не ликвидирует органы местного самоуправления. Депутат подчеркнул, что это не так.
Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:
– Речь не идет о посягательстве на полномочия или разрушении этого уровня власти. Она идет о том, что этот уровень встраивается в единую систему для большей эффективности и удобства людей. Везде должна быть сбалансированность, и в первую очередь во главе угла у нас стоит человек и его благополучие. Все предлагаемые изменения направлены только на это.