Воронеж занял последнюю 15-ю строчку среди миллионников во втором издании рейтинга российских городов по качеству общественного транспорта. В числе 76 крупных населенных пунктов страны, представленных в исследовании, столица Черноземья оказалась на 63-й строчке, поднявшись за 2020 год на пять позиций. Рейтинг опубликовала компания Simetra в понедельник, 24 мая.
Итоговый средний балл Воронежа составил 52,5. Результат складывался на основе оценки пяти ключевых факторов. Выше всего аналитики оценили физическую доступность общественного транспорта в областном центре (65,4), ниже всего – комфорт и удобство воронежских автобусов и троллейбусов (45,8). Также специалисты рассмотрели ценовую доступность, безопасность и эффективность транспортной сети.
Список городов-миллионников и общий рейтинг вновь возглавил Екатеринбург, получивший от аналитиков оценку в 74,6 балла. Для сравнения, ближайший «конкурент» Воронежа – занявшая 14-е место (43-е общее) Уфа – набрала 57,7 балла.
Рейтинг качества общественного транспорта берет за основу видение «идеального города», сформированное на основе реальных практических примеров и экспертной оценки специалистов. Эту модель оценивают в условные 100 баллов, а показатели российских городов оцениваются в соответствующей пропорции к референтным значениям. При подготовке второго издания рейтинга использовались данные за I квартал 2021 года и, при отстутствии таковых, цифры за 2020 год.
Составители рейтинга подчеркнули, что в целом за год значимых изменений в нем не произошло, существенного улучшения позиций смогли добиться только те российские города, где были проведены хотя бы частичные реформы транспортной сети.
В пресс-службе мэрии Воронежа прокомментировали результаты рейтинга, указав на то, что на протяжении многих лет система городского пассажирского транспорта в областном центре оставалась неизменной и не получала необходимого развития. Кроме того, в администрации отметили, что в Воронеже остается один из самых низких тарифов по отношению не только к другим городам-миллионникам, но и в целом среди крупных городов.
– Сейчас муниципалитет встал на путь серьезной транспортной реформы. Успешно реализуется программа обновления подвижного состава: с конца 2019 года уже обновлено около 300 единиц разной вместимости. При выборе техники перевозчики ориентируются на ее экологичность и доступность для маломобильных граждан. Кроме того, Воронеж стал лидером в стране по количеству приобретаемых современных низкопольных автобусов большого класса в рамках нацпроекта «БКД» – Минтрансом РФ было одобрено 120 единиц для муниципальной транспортной компании и еще 20 для частного перевозчика, – поделились в мэрии.
Во всем подвижном составе, работающем на воронежских маршрутах, внедрена система безналичной оплаты проезда. На сегодняшний день ей пользуется порядка 70% пассажиров. В 2020 году в системе городского пассажирского транспорта, согласно условиям новых контрактов, впервые появилась возможность применения к перевозчикам штрафных санкций. В связи с этим за регулярный существенный недовыпуск машин, несоблюдение расписания, в том числе – по вечерам, а также ненадлежащее санитарное состояние автобусов перевозчиков оштрафовали на 1,75 млн рублей, а в 2021-м сумма взысканий уже превысила отметку в 645 тыс. рублей.
– Сейчас стартуют торги за право обслуживания по новой транспортной схеме, которые также предусматривают ряд требований к подвижному составу и работе, выполняемой на направлениях. Кроме обновления подвижного состава, в городе ведется работа по модернизации остановочных павильонов и развитию троллейбусной инфраструктуры, также давно требующей внимания. В случае продолжения реализации нацпроекта следующая заявка Воронежа будет ориентирована на закупку электротранспорта. Помимо этого, реализуется ряд других мер, направленных на комплексное улучшение транспортной системы, – добавили в горадминистрации.