РИА «Воронеж» продолжает ностальгический проект о знаковых явлениях 1990-х на основе материалов газеты «Воронежский курьер». Журналисты, работавшие в «Курьере» в «лихое» десятилетие и горожане, вспоминают о героях и злодеях, крупных ЧП и скандалах и дают им современную оценку. В четверг, 21 июля, темой спецпроекта стал летний отдых в городе. Читая материалы из подшивки «Курьера» понимаешь, что в 90-ые отдых был скромным. Многие сидели без работы. Если кто-то и выбирался на море, то дикарями с палатками. В кафе ходили по большим праздникам.
Самым популярным в 90-е был пляжно-туристический отдых. Горожане загорали на пляжах или ходили в походы и сплавлялись по местным речкам.
Фото – Андрей Архипов
Особенно любили воронежцы отдыхать на пляже у санатория имени Горького. Официально пляж не работал. Сотрудники санэпиднадзора в 1996-ом году не разрешили купаться на воронежском водохранилище. По бактериологическим показателям нормы были превышены в десятки раз на всех пляжах. Однако предупреждения санитарных врачей мало кого пугали.
«Говорите, нельзя купаться? Да плевал я на это. Все равно ведь никто не заболел. Мы и рыбу ловим, и купаемся, и напрокат катамараны выдаем. Никто не умер, – рассказал сотрудник пункта проката на пляже возле санатория имени горького Юрий. – Народ разбирает лодки и катамараны быстро, ибо все относительно недорого – от 3 до 5 тыс. рублей за час».
Пляж у санатория имени Горького в 2016 году остался одним самых любимых. Составляя рейтинг пляжей, журналисты РИА «Воронеж» называли его самым удобным и благоустроенным.
Фото – Андрей Архипов
Сейчас ребенка мороженым не удивишь – в магазинах можно найти лакомство на любой вкус. А вот в начале 90-х любителям мороженого выбрать было не из чего. В мае 1992-го года на первой полосе «Воронежского курьера» вышла заметка о нехватке мороженого.
«Вкусный качественный пломбир вечно в дефиците. К киоскам с мороженым лучше не подходить. Все равно ничего вкусного там не найдешь, а летом, по всем прогнозам, будет очень жарким. Как спасаться будем, друзья?»
В июле 1992-го года «курьеровцы» сообщили, что на одном из предприятий Воронежа начали выпускать новые сорта мороженого – крем-брюле и фруктовое. Воронежцы стояли в очередях, чтобы купить новое лакомство. Производители планировали удивить горожан разноцветным мороженым.
«Фабрика будет использовать импортные красители и ароматизаторы – малиновые, апельсиновые, смородиновые и даже банановые. За их счет и улучшится вкус и качество мороженого. Мы в технологии производства мороженого ничего не поминаем. Нам главное, чтобы было вкусно».
Летом 1995-го года журналисты «Курьера» пожаловались на отсутствие детских кафе в Воронеже.
«Одним из главных стимулов моего примерного поведения в детстве было обещание мамы сводить меня в воскресенье в кафе. Мой сын, как и все воронежские школьники, такого стимула лишен. И отнюдь не из-за бешеной дороговизны сладкого лэнча. В нашем большом городе не осталось ни одного детского кафе с «человечьим» лицом, где мамы-папы могли бы спокойно «выкормить» своих чад, не опасаясь за их психику и свое настроение. Всюду – выпивка, сигаретный чад, мат-перемат, мордобои. Гораздо безопаснее купить ребенку «Сникерсов», ведро «Херши» и устроить пир дома».
Комментируя ситуацию, директор «Воронежобщепитсоюза» сообщил, что к середине 90-х все детские кафе перепрофилировали. Заведения для детей – «Светлячок», «Лакомка», «Дюймовочка» – боролись за выживание любыми способами.
«Что это за способы, догадаться нетрудно. Мы решили посетить «Дюймовочку» (находилось в парке «Орленок – РИА «Воронеж»). Подступаем к ней с осторожностью: и парк не тот, и кафе не то. Вокруг активно выгуливаются разномастные песики, а в дверях «Дюймовочки» то и дело появляется народ навеселе. В маленьком коридоре сквозь клубы дыма проглядывает строгая табличка «не курить». В зале за столиками мальчишки и девчонки лет под 25, потягивают коньячок и обсуждают план какой-то сделки. Ребенку здесь могут предложить только лимонад и шоколадку. Зато у его родителей будет выбор пошире – шашлычки и пиццы, бутерброды, сигареты и спиртное».
Такую же картину увидели журналисты «Курьера» в некогда детском кафе «Светлячок» (располагалось рядом с театром кукол – РИА «Воронеж»)
Кафе «Дюймовочка»
Фото – bvf.ru
«Здесь хотя бы чисто и не накурено. В буфете – мороженое на любой вкус, есть пирожные и соки. Но там же продают вино, шампанское, бренди и ликер. Буфетчика сказала, что кафе терпит крах, держится из последних сил, а вся прибыль идет на уплату налогов. Сколько еще просуществует «Светлячок» никто не загадывает. Стоит подумать большим дядям из мэрии, «по сусекам поскрести, по амбарам помести» и помочь выжить одиноким островкам детства в нашем городе».
Не выдержал «лихих» 90-х и Центральный парк Воронежа. Свое 150-летие в 1994 году он встретил с заржавелыми каруселями, покосившимися фонарями, заплесневелым прудом и заколоченными павильонами.
«Автомобильная эстакада, ради которой некогда осушали нижнее озеро, вырубали двухвековые дубы, недостроенная и заброшена. Чтобы привести парк в «юбилейный» вид, городское управление культуры запросило у мэрии 30 млн рублей, этой суммы хватило бы только на благоустройство территории, но никак не на обновление каруселей. Однако денег даже и на это не нашлось. Областная администрация в ответ на ту же просьбу пока молчит. Программу реконструкции парка отсылали даже в Москву, но в ответ – тишина»
В июне 1994-го года в парке работала комиссия из Москвы, которая сделала выводы – все аттракционы отработали свой срок и их дальнейшая эксплуатация невозможна. К лету 1994-го года среди воронежцев утихли споры насчет судьбы Зеленого театра. Некоторое время его настойчиво хотели взять в аренду представители миссионерского центра евангельских христиан, чтобы организовать на территории театра культурный центр. На защиту встали не только православные, но и горожане-атеисты, которые не хотели, чтобы в главном городском парке читались религиозные лекции.
«Воронежцы победили и наш мини-Колизей – с его длинной, перекошенной лестницей, обветшалыми круглыми стенами и заросшими травой скамейками – по-прежнему наводит уныние».
Зеленый театр, 2016
Фото – Михаил Кирьянов
Уныние на воронежцев Зеленый театр наводил еще 20 лет. В 2014 году началась реконструкция парка, а летом 2016 года открылся обновленный Зеленый театр.
Журналисты РИА «Воронеж» попросили горожан рассказать, как они отдыхали в 90-е летом.
Марина Гулевская, учитель
В начале 90-х у меня было двое маленьких детей, и пока жили на зарплату мужа, никуда не ездили. Наши знакомые ездили отдыхать на базы отдыха, в ближайшие леса с палатками. Просто на выходные ездили на Усманку купаться. В городе гуляли в Юго-Западном парке, который сейчас «Танаис». Тогда там были карусели и сосновый массив, там мы кормили белок, было отлично гулять в парке. Когда дети подросли, я вышла на работу, позволили себе семейную поездку в Крым, но это было уже ближе к концу 90-х.
Наталья Черникова, психолог
В 90-е я была студенткой воронежского медучилища. Отдыхали мы в совхозе «Зареченский, параллельно отрабатывая летнюю практику, собирали черноплодную рябину. Еще ходили на Дон купаться. Часто ездили семьей на вылазки с палаткой, гитарой, байдаркой, а также устраивали велосипедные путешествия. Машины у нас тогда не было, все таскали на себе – рюкзаки неподъемные с брезентовыми палатками и тяжелыми ватными спальниками, ездили на электричках. И никаких подушек-столов-стульев походных, как это сейчас принято, все эти «блага цивилизации» были барством и роскошью. В Воронеже ходили в кафе, ели мороженое. Помню, нашим любимым местом было кафе «Десерт» на проспекте Революции. Там действительно очень вкусные десерты были и мороженое ну и, конечно, в кино ходили в «Пролетарий».
Михаил Кирьянов, фотограф
Отдыхали летом на заводских турбазах. Днем купались, на лодках катались. Вечером ходили на танцы, где играл заводской ансамбль. В Воронеже особо отдыхать негде было. Молодежь гуляла по проспекту революции туда-сюда. В Кольцовском сквере тусовалась, после 19:00 там всегда было многолюдно.
Галина Саубанова, журналист
Летом часто ходили в походы, сплавлялись по рекам. С ребенком ходили отдыхать на пляж санатория им. Горького. В студенчестве любили ходить в киноклубы. В них показывали артхаусные фильмы, помню крутили всего Тарковского. После сеанса всегда обсуждали фильм. Любимым кафе было «Десерт» на проспекте Революции. Сейчас там продают фастфуд.