Концерт знаменитого Kronos Quartet прошел в Воронежском концертном зале в понедельник, 11 июня. Выступление американского струнного квартета на восьмом Платоновском фестивале стало первым в Воронеже и первым в России с 2006 года.

На пресс-конференции перед концертом музыканты Kronos Quartet рассказали, что планирование программы для города, в котором они еще ни разу не выступали, для них всегда нечто особенное. Воронежский концерт квартет решил начать с нескольких композиций из программы «50 для будущего». Это авторский проект Kronos Quartet, в рамках которого музыканты выкладывают на своем сайте записи и партитуры произведений современных композиторов. Все желающие могут скачать эту музыку и ноты, чтобы разучить их.

– Это тот репертуар, которым мы надеемся поделиться с квартетами по всему миру, чтобы другие коллективы могли войти в мир той музыки, частью которой мы уже являемся. С 2015 года группы музыкантов из 78 стран воспользовались этой возможностью. На сайте мы также размещаем информацию от самих композиторов, которые рассказывают о своей музыке. Если речь идет о какой-то новой технике игры, на сайте с ней тоже можно познакомиться. Мы решили начать с этих композиций, так как предполагаем, что в Воронеже почти наверняка никто еще не слышал эту музыку, – рассказал лидер квартета скрипач Дэвид Уэйн Харрингтон.

На концерте в Воронеже музыканты Kronos Quartet исполнили четыре композиции из этой программы: Zaghlala египетского композитора Islam Chipsy, My Desert, My Rose сербского композитора Александры Вребалов, «Карандашный набросок» американского композитора русского происхождения Евгения Шарлата и Another Living Soul канадского композитора Николь Лайзи. Во время исполнения произведений современных композиторов музыканты использовали карандаши и детские игрушки вместо смычков, вращающиеся резиновые трубки, напольные колокольчики и другие необычные инструменты.

– Мы пытаемся в первую очередь играть ту музыку, которая нас вдохновляет. И работать с композиторами, которые, как нам кажется, находятся на связи со своей внутренней творческой энергией. Слушателям концерта будет очень легко отличить музыку Александры Вребалов от Евгения Шарлата. Каждый из музыкантов, с которыми мы когда-либо сотрудничали, обладает уникальным и абсолютно неповторимым собственным стилем, и мы многому учимся, когда играем с ними, – отметил Дэвид Харрингтон.

Музыканты Kronos Quartet, который славится исполнением самых необычных современных композиций, признались, что часто сами проходят период сомнений в новом музыкальном материале.

– Когда ты так долго работаешь, а наш квартет существует уже 45 лет, многие вещи, которые казались новаторскими, постепенно становятся новой классикой. К примеру, сейчас люди и СМИ часто обращаются к Терри Райли, который написал 25 композиций конкретно для нашего квартета, как к классическому автору композиций для струнных квартетов. Хотя когда мы только начали работать вместе, его музыка воспринималась в штыки, – отметил Дэвид Харрингтон.

Музыканты подчеркнули, что видят одной из своих миссий знакомство публики с новой музыкой, с творчеством ныне живущих композиторов.

– Часто мы находим музыку, которая лично нам кажется необычной, оригинальной и интригующей. И когда мы играем, я надеюсь, что наша аудитория может понять и почувствовать тот энтузиазм, который конкретная композиция вызывает у нас, и заразиться этим ощущением, – рассказал скрипач квартета Джон Щерба.

Во втором отделении концерта Kronos Quartet исполнили композицию американского композитора Джона Гершвина Summertime в интерпретации Дженис Джоплин, а затем – в своей собственной, сыграли произведения композиторов, уже ставших современными классиками – Терри Райли, Лори Андерсон и Пита Таунсенда. Воронежцы пять раз вызывали Kronos Quartet на бис, благодаря чему услышали также произведения Владимира Мартынова, группы The Animals и другие популярные композиции.

– Интересно смотреть на то, как наша прошлая работа взаимодействует с тем, что мы делаем сейчас, и влияет на то, что мы будем делать в будущем. Я надеюсь, наша будущая работа будет логичным и органичным шагом вперед. Когда в 1973 году «Кронос-квартет» появился, на тот момент почти не существовало композиций, написанных для струнных ансамблей композиторами африканского происхождения или женщинами, мы не знали и не слышали о струнных квартетах из Азии или Южной Америки. Сейчас все меняется. И мне очень интересно, благодаря музыке и нашей работе, исследовать мир, привносить в него новую музыку и жизнь такого явления как струнный квартет, – сказал Дэвид Харрингтон.

Музыканты Kronos Quartet не были в России с 2006 года, когда у них состоялся концерт в Москве. А в провинции они оказались и вовсе впервые. Дирекция Платоновского фестиваля вела переговоры с именитыми музыкантами в течение трех лет, пока наконец их гастрольный график не позволил приехать на воронежский форум искусств. Скрипачи рассказали, что в Воронеже их поразило красивое небо и низкие облака, а также прекрасный борщ, которым они пообедали.

Контекст

Восьмой международный Платоновский фестиваль стартовал в Воронеже в среду, 6 июня. На открытии зрители увидели документальный спектакль «100% Воронеж», созданный специально для форума искусств. В День России, 12 июня, в центре города прошел театральный парад «Пушкинские игры»

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».