, Воронеж
  • 9327

В немецком мундире в тыл фашистов. Что пережил на войне воронежский агроном

Владимир Яценко воевал бок о бок с Юрием Бондаревым и встретил победу в Берлине.
В немецком мундире в тыл фашистов. Что пережил на войне воронежский агроном В немецком мундире в тыл фашистов. Что пережил на войне воронежский агроном
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Бывший директор Всероссийского научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара Владимир Яценко воевал с первого дня Великой Отечественной, прошел Сталинград и Курскую дугу, до октября 1946 года служил в Берлине политруком. А потом вернулся домой в Рамонь, где снова занялся любимым делом – селекцией новых сортов сахарной свеклы. В 1959 году возглавил ВНИИСС. Умер в 2000 году в 86 лет. Но это лишь беглый пересказ истории его жизни. Самое интересное кроется в деталях.

О том, почему во время войны Владимир Яценко переодевался в немецкую форму, зачем в 1955 году к нему приезжал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, и о переписке с писателем Юрием Бондаревым – в материале РИА «Воронеж».

Один из прототипов

О военном пути Владимира Яценко рассказал его зять Александр Шевченко:

– Владимир Гаврилович родился в 1914 году в слободе Засосна Бирюченского уезда Воронежской губернии, отец его погиб в 1919 году, и мать в одиночку поднимала трех детей. Володя окончил сельхозтехникум и выучился на агронома, а с 1935 по 1940 год учился в Воронежском сельхозинституте. Учился на отлично, получал сталинскую стипендию. Кстати, его будущая супруга Валя Пошатова училась с ним вместе. По окончании вуза он должен был ехать по распределению в Казахстан, но дипломная работа парня была оценена как диссертационная, и его оставили вести в воронежском вузе научную работу. Когда началась война, Владимир пошел добровольцем в воронежский истребительный батальон, а вскоре попал на фронт.

«Второго июля я в составе группы добровольцев был отправлен в город Кирсанов, где числился курсантом, и через месяц был уже на фронте – младшим командиром отделения батальона разведки. А 20 августа, будучи в разведке, был ранен и отправлен в госпиталь, где пробыл более трех месяцев. Затем я пулеметчик 38-й армии Юго-Западного направления, а в начале 1942 года мне было присвоено звание лейтенанта-политработника. В августе 1942 года (…) был назначен инструктором политотдела 20-й отдельной противотанковой истребительной артиллерийской бригады РГК, в которой служил до конца моей военной службы в Сталинграде. А затем на Центральном и 1-м Белорусском фронтах», – писал в своих воспоминаниях Владимир Яценко.

– Мой отец до самой смерти переписывался с писателем Юрием Бондаревым, – рассказала Татьяна Шевченко, дочь Владимира Яценко. – Они ведь воевали почти что бок о бок. Часто фронтовики вспоминали Сталинградскую битву…

Яценко являлся одним из прототипов героев произведения Бондарева «Горячий снег», рассказывающего об эпизоде Сталинградской битвы.

«В районе села Громославка на реке Мышкова в течение 16–22 декабря 1942 года наша 20-я бригада участвовала в схватке с немецкими танковыми частями под командованием фельдмаршала Манштейна… Будущий писатель Юрий Бондарев, который воевал рядом с нами, написал об этом эпизоде Сталинградской битвы повесть "Горячий снег"», – сообщил в мемуарах Владимир Яценко.

– В жизни моего тестя случалось много всяких историй. Вот, например, под Сталинградом срочно понадобилось взять языка (захватить в плен врага с целью выпытать военные тайны. – Прим. РИА «Воронеж»). Во время совещания вошел улыбающийся начальник штаба майор Чеховский и обратился к подполковнику Столинскому: «Леонид Михайлович, к вам избиратель пришел!» «Какой избиратель, что ты плетешь!» – рявкнул подполковник. Оказалось, что в расположение части пришел сдаваться пожилой молдаванин, мобилизованный в румынскую армию, которая воевала на стороне Германии. А Столинский до войны работал секретарем уездного комитета партии в Молдавии. Он вышел и заговорил с дезертиром, который позже рассказал много полезных сведений.

Стихи с фронта

Владимир Гаврилович часто вспоминал еще один военный эпизод, когда ему пришлось облачиться в немецкую форму. Дело было в 1941 году под Ленинградом. Разведгруппа, возглавляемая сибиряком Медведевым, в которую входил и Яценко, уходила в разведку по немецким тылам. Медведев и Яценко были одеты в немецкую форму: первый – в офицерскую, второй – в унтерскую. Остальные пятеро разведчиков – в советскую. Если попадутся, то, по легенде, двое немецких вояк конвоируют в тыл пленных красноармейцев. С учетом того, что Яценко неплохо знал немецкий язык, легенда была что надо.

У околицы села Васильевка их остановил немецкий часовой, и Яценко поднял скандал. Дескать, возле каждой навозной кучи стоит по часовому, и каждому надо называть пароль. Пока он пререкался, сбоку подкрался Медведев и одним ударом в челюсть вырубил часового. Необходимые сведения были собраны, и разведгруппа, хоть и не без потерь, вернулась к своим.

– Во время одной из операций Владимир Гаврилович был ранен и три месяца лечился в госпитале. После выздоровления ему был предоставлен отпуск, и он отправился в Верхнехавский район, где на селекционной станции работала его молодая жена Валя, с которой они вместе учились в сельхозинституте. А потом снова вернулся на фронт, – рассказал Александр Шевченко.

Владимир писал жене с фронта трогательные стихи, тетрадь с которыми бережно хранит семья Шевченко. Например, 10 января 1944 года он написал Валентине: «Далеко, любимая, далече… Между нами степи и поля. Но сейчас, вот в этот зимний вечер, рядом ты, любимая моя…»

Писал и простые письма: «Скучаю по тебе… Очень хотелось бы повидаться, но, наверное, выпадет это нескоро. Целую крепко-крепко. Твой Владимир».

В 1946 году Валентина решила повидаться с мужем, который служил тогда в Берлине. Какие связи тогда задействовал майор Яценко, остается загадкой, но он выслал жене разрешение на приезд в Берлин, подписанное лично Маршалом Советского Союза Соколовским. Валентина села на самолет в Москве и скоро встретилась с любимым мужем. В Берлине они провели вместе несколько дней.

– Командир части, где служил отец, заявил тогда маме: «Хочу вам сказать, Валя, что Владимир за всю войну ни разу не изменил вам, что случается очень редко», – сообщила Татьяна Шевченко. – Папа и мама всю жизнь любили друг друга. Она пережила его всего на пять лет. Я и сегодня часто представляю их рядом со мной, и слезы наворачиваются на глаза…

«Спасибо за победу!»

Победу Владимир Яценко встретил в Берлине. В 2:00 9 мая Юрий Левитан сообщил по радио, что в ближайшее время будут переданы важные сведения, и вскоре объявили о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии. Яценко, услышав это, тут же перезвонил начальнику штаба подполковнику Бахтиярову: «Товарищ подполковник, победа!»

– До осени 1946 года отец в Берлине исполнял обязанности начальника политотдела. По его инициативе полковой художник-оформитель нарисовал портрет маршала Жукова, основываясь только на фотографиях из фронтовых газет. А на большой семинар политруков в Германии, проведенный уже после победы, приехал сам Жуков, и папа, как он мне рассказывал, вглядывался в маршальские черты: похожим или нет он получился на портрете? Оказалось, похожим. И у папы камень с души упал, – добавила Татьяна Шевченко.

Осенью 1946-го Владимир Яценко возвратился домой. Его усиленно пытались оставить в войсках, сулили быструю карьеру. Но он вернулся к научной работе, окончил аспирантуру, защитил диссертацию, потом стал директором Рамонской опытно-селекционной станции, затем – директором ВНИИСС, потом – заведующим лабораторией.

– В ноябре 1955 года во ВНИИСС приезжал тогдашний советский лидер Никита Хрущев. Он поздоровался с моим тестем и, увидев его перебитую руку, спросил, где тот воевал. «Никита Сергеевич, вы же лично, как член военного совета, мне и моим товарищам под Сталинградом вручали медаль "За оборону Сталинграда"», – ответил Владимир Яценко. Генсек сказал тогда: «Спасибо за победу!» А потом долго говорил с тестем о перспективах селекции сахарной свеклы в СССР, – рассказал Александр Шевченко.

У Владимира Яценко были орден Отечественной войны II степени, три ордена Отечественной войны I степени, орден Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской революции и многочисленные медали.

Татьяна Шевченко живет с мужем под Рамонью, в поселке ВНИИС. Они женаты уже 45 лет, у них двое детей и двое внуков. Главный семейный праздник для пары – 9 Мая.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: