29 Сентября 2020

вторник, 11:11

$

78.67

91.48

«Угрожали отчислением». Как воронежских студентов заставили считать пассажиров маршруток

, Воронеж, текст — , фото — Михаил Кирьянов
  • 18747
«Угрожали отчислением». Как воронежских студентов заставили считать пассажиров маршруток «Угрожали отчислением». Как воронежских студентов заставили считать пассажиров маршруток Эксперты назвали эту работу бессмысленной.

Эксперты назвали эту работу бессмысленной.

Два дня подряд – во вторник и среду, 5 и 6 марта, – горожане могли видеть почти на всех остановках молодых людей, которые что-то отмечали на листах в планшетах. Так студенты ВГТУ помогают собирать данные для создания новой схемы дорожного движения в Воронеже. В вузе говорят, что участие абсолютно добровольное, помочь городу согласились ребята из научных рот. При этом студенты уверяют, что мерзнут на улице не по своей воле, а под угрозой отчисления и проблем на сессии. Работу студентов раскритиковали и общественники. Активисты заявили, что данные собирают неправильно, применить их все равно не получится. 

Корреспондент РИА «Воронеж» разбиралась в аргументах преподавателей, студентов, мэрии и общественников.

Автобусы вместо практики

Комплексную схему дорожного движения в Воронеже разработают на период до 2032 года. В мэрии обещают, что новая логистика «решит проблемы города и улучшит транспортное обслуживание воронежцев». На разработку модели потратят 16 млн рублей. Сначала нужно проанализировать существующие потоки пассажиров и понять, как реформировать систему общественного транспорта.

К сбору первичных данных подключили студентов ВГТУ. Около 1 тыс. учащихся расставили на остановках маршруток по всему городу. Студенты дежурят утром (с 6:00 до 11:00) и вечером (с 16:00 до 20:00) четыре дня – 28 февраля, 5, 6 и 16 марта. Молодые люди записывают, в какое время приехал автобус, сколько человек в него вошло и сколько вышло. На остановках работают студенты разных специальностей и направлений подготовки, разных факультетов. Как рассказали в пресс-службе вуза, все это – добровольцы из специально сформированных научных рот. Труд студентов не оплачивается, но он «закроет» три дня весенней и летней практики. Занятия не отменяли, но «в график учебного процесса внесли изменения».

В пресс-службе вуза заверили, что каждый участник исследования работает один-два часа в день (чтобы внимание не рассеивалось, и информацию фиксировали максимально точно). Вместе со студентами трудятся преподаватели и кураторы.

– Сведения, полученные в результате исследований, будут исходными данными для оптимизации пассажирских перевозок на территории Воронежа и принятия решения по строительству метрополитена. Все студенты совершеннолетние, их решение является самостоятельным, и мы, как граждане города, гордимся таким добровольческим движением в нашем опорном вузе, – подчеркнули в пресс-службе ВГТУ.

«Добровольно-принудительно»

Студенты не разделяют настроений руководства университета. После начала исследования в соцсетях посыпались жалобы. Учащиеся заявили, что стоять на остановках холодно, многие заболели после первого же дня. Добровольцев не обеспечивают едой или горячим питьем. Многие говорили, что добираться до отдаленных остановок сложно, особенно если надо успеть к 6:00. Молодым людям раздали бесплатные проездные на маршрутки, но воспользоваться ими удается не всегда. 

В соцсетях студенты иронизируют над подсчетом пассажиров
Фото – vk.com/overhear_cchgeu
Корреспонденты РИА «Воронеж» прошлись по остановкам и узнали, почему студенты участвуют в исследовании.

– Лично я согласилась добровольно. Пошла и записалась. На нашем факультете занятия отменили 3 и 4 курсам. Обещали засчитать как три дня производственной практики. Стоять прохладно, но что делать, – рассказала студентка 3 курса факультета среднего профессионального образования ВГТУ Евгения Курдюкова, которая несет пост на остановке «Кольцовская» у «Галереи Чижова».

Но уже на следующей остановке мальчики из колледжа при ВГТУ подтверждают, что сгоняли принудительно. По словам ребят, угрожали отчислением или проблемами на сессии. Студенты дежурят по четыре часа. Добираются с разных концов города: кто-то ехал в центр к 6:00 с левого берега, другие с 9 Января. После утренней смены учащимся предложили вернуться на пары.

– Если бы они просто сказали: «Сверху пришел приказ, помогите, пожалуйста». А когда тебе начинают угрожать в лицо, что отчислят и все будет плохо, неприятно становится. Преподаватели у нас хорошие, мы только из уважения к ним здесь стоим. Нашим кураторам потом это все еще считать бесплатно и заносить в базу, – говорят молодые люди.

Студентки факультета архитектуры и градостроительства, которые дежурят у «Спартака», мягко называют участие «добровольно-принудительным». По словам девушек, насильно не заставляли, но и выбора не было. «Все пошли, и я тоже. Хотя я бы лучше поучилась сейчас и что-то новое узнала», – говорит одна из студенток. 

– Пытались спорить в деканате, но никто не слышит. Говорили, что будет сложно закрыть сессию или нам никто не пойдет навстречу, если возникнут проблемы с учебой. Мы бы и вообще не пошли, но не хочется подводить преподавателя, у нас с ней хорошие отношения. Все понятно: сверху давят на них, а они давят на нас, куда деваться. Часть пар отменили, вместо этого сидим здесь. В субботу, 16 марта, у нас вообще выходной, придется свое личное время тратить, – рассказывают студентки архитектурного факультета на остановке «Карла Маркса».

За работой студентов должны следить кураторы. Корреспонденты РИА «Воронеж» обошли шесть остановок, но не встретили ни одного взрослого. Одна из студенток призналась: должна была дежурить вечером на отдаленной остановке у лесополосы, но побоялась и ушла. Данные о пассажирах нарисовала дома.

– На инструктаже сказали, что в любой нештатной ситуации нужно звонить кураторам или преподавателям. Что они сделают, если ко мне пристанет какой-нибудь пьяный, непонятно, – возмущается одна из девушек.

Недовольны ситуацией и родные учащихся:

– Я, как родитель, отрицательно отношусь к тому, что студентов отрывают от учебного процесса, тем более для такого бестолкового исследования. По моему мнению, это мартышкин труд. Неужели нельзя придумать что-то другое в наш технологичный век? Может, конечно, студенты и рады не пойти на занятия, но сын сказал, что если бы не сняли всю группу, то он отказался бы от этого безнадежного дела. Очень холодно было стоять на остановках в такую непогоду. Мой сын стоял на отдаленных улицах, где кругом одна грязь, лужи, ямы. Ни магазинов, ни скамеек, ни знаков, как и места для остановки автобуса. За два часа дежурства прошло четыре автобуса, которые даже не останавливались. И смысл студентам мерзнуть в такой глуши? – рассказала мама одного из студентов Ольга Рянская.

Мама одной из второкурсниц рассказала, что ее дочь отказалась от участия в исследовании. После этого студентке не дали направление на пересдачу. По словам женщины, ее дочери прямо заявили, что это связано с подсчетом пассажиров. Когда девушка спросила, что делать, ей ответили: «Ничего. Кто не участвовал, может сюда даже не приходить». Срок пересдачи у второкурсницы заканчивается в конце марта. Родные девушки не знают, куда жаловаться.

Корреспонденты РИА «Воронеж» попросили прокомментировать ситуацию в профсоюзной организации студентов ВГТУ, но там ничего не ответили.

Бесплатная работа

Корреспондент РИА «Воронеж» поговорила с одним из преподавателей ВГТУ, которая согласилась пообщаться на условиях анонимности. По словам женщины, преподавателям эту работу также не оплачивают. За каждым педагогом или куратором закреплена группа – от 15 до 22 человек. Каждой из них выделили остановки. Студенты распределяли часы между собой. Чтобы успеть к 6:00, некоторые брали такси. Педагог уточняла в деканате, оплатят ли студентам проезд, но там посоветовали пользоваться общественным транспортом.

– Всех смущает только то, что стоять очень холодно и ехать очень далеко. Родители взбунтовались, потому что дети приезжают больные. За руку никто никого не отводил, но создали такие условия, что от них сложно отказаться. Студентам говорили, что или не зачтут практику, или не поставят зачет, или не выдадут какое-нибудь направление на пересдачу в нужный момент. У нас есть люди, которые отказались. Но обычно или по справке о болезни, или те, кто взбунтовался. Многие относятся настороженно. Студенты не понимают, какие могут быть последствия и что будет, если они откажутся, – рассказала преподаватель.

В распоряжении корреспондентов РИА «Воронеж» оказалось письмо, которое рассылали преподавателям кафедры радиоэлектронных устройств и систем. В нем объясняют, как правильно «мотивировать» студентов угрозами.

«Мартышкин труд»

Активисты общественной организации «Город и транспорт» заявили, что все усилия студентов напрасны.

– Всем понятно, как работают студенты за практику. Знакомые спрашивали, они говорят: «Да мы пишем от балды, оно нам нужно?». И к самим студентам отношение собачье: молодые люди стоят на холоде, их не обеспечивают едой, горячим питьем. Мы сначала думали, что их хотя бы посадят в автобусы, и они будут изнутри следить, сколько человек заходит, когда выходит, как долго едут. Эти данные еще можно было бы использовать, а пока это мартышкин труд, – возмущается руководитель «Города и транспорта» Юрий Новиков.


Фото – из архива
Общественники раскритиковали метод сбора данных. По словам Юрия Новикова, это не позволит усовершенствовать транспортную систему города. Последнее подобное исследование проводили в 2013 году. В результате, по словам Новикова, новая транспортная модель мало чем отличалась от предыдущей, проблемы остались. 

Руководитель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков:   

– Когда делали такие исследования в XX веке, еще не было мобильной связи. Или проводили анкетирование, или применяли живые «счетчики». Но теперь техника ушла в развитии вперед, есть два пути: купить обезличенные данные мобильных операторов или оборудовать пассажирский транспорт автоматическими счетчиками. Автоматический счетчик выглядит как маленькая коробочка, которую вешают на кожух над дверями. Не обязательно ставить устройства на все маршрутки, можно оборудовать 5-6 машин: это уже даст представление об основных пассажиропотоках, их движении, «пустых» местах. Техника считает гораздо точнее, чем человек, но не дает объективного представления о пассажиропотоках. Такой метод может вскрыть недостатки существующей системы, но создать новую сеть это никак не поможет. Например, на вопрос: «Сколько человек ежедневно ездят из Шилово на левый берег?» мы получим ответ: «Нисколько». Потому что сейчас не существует такого маршрута. При этом нам уже лет десять жалуются, что он нужен. Но техника посчитает людей, которые едут с пересадкой, как пассажиров на маршрутах Шилово – цирк и цирк – левый берег. То же самое в Коминтерновском районе, где множество людей на улице Солнечной или в районе так называемого «Глинозема» живут практически без общественного транспорта. Поэтому оптимальный вариант – это покупка обезличенных мобильных данных. Когда с помощью GPS-трекера определяют, куда люди едут, далеко ли им идти от остановок, точки притяжения пассажиропотока. Но мобильные операторы не студенты – они наверняка захотят денег.

По словам общественника, таким путем пошли в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В Казани за подобное исследование в рамках генплана заплатили около 80 млн рублей. По оценкам активистов, в Воронеже оно будет стоить от 20 до 50 млн рублей.

В пресс-службе мэрии заявили, что работа студентов – только часть плана. В администрации говорят, что будут изучать пассажиропотоки всеми возможными методами: сбор данных о пассажирах, опросы, автоматические счетчики в автобусах и запрос данных у мобильных операторов. Когда перейдут к последним двум пунктам – чиновники пока не уточняют.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: