, Воронеж
  • 6945

Удар по фасаду. Как в Воронеже борются с типовыми входами в супермаркеты

Помогут ли властям стрит-арт и списки проблемных магазинов.
Удар по фасаду. Как в Воронеже борются с типовыми входами в супермаркеты Удар по фасаду. Как в Воронеже борются с типовыми входами в супермаркеты
РИА Воронеж Текст — , фото — предоставлено Яном Посадским

Молодой воронежский художник Ян Посадский создал уличный рисунок с целью привлечь внимание к проблеме чрезмерно ярких фасадов сетевых супермаркетов на улицах города. Журналисты РИА «Воронеж» спросили автора, а также специалистов в сфере архитектуры и градостроительства, как сказываются такие фасады на облике города и можно ли с этим что-то сделать.

Выручает или удручает?

Рисунок со словом «Выручает!» появился на участке стены рядом с магазином «Пятерочка» на улице Кольцовской, 46, 11 сентября 2019 года, через несколько дней надпись закрасили. Именно эта торговая точка в июне 2019 года вызвала недовольство местных жителей и властей из-за огромного фасада, который не соответствовал дизайн-регламенту Воронежа. Спустя некоторое время фасад демонтировали. Ян Посадский объяснил, что неслучайно выбрал для рисунка слово «Выручает!»: это слоган магазина, но с привязкой к ситуации он приобрел новый смысл.

– Что может выручить город от засилья повсеместной рекламы, которая его терроризирует и превращает в цветную разукрашку? – задается вопросом художник.

rMZXjXArBAI.jpg

Ян Посадский занялся составлением списка воронежских домов, первые этажи которых занимают сетевые супермаркеты с чересчур массивными и яркими фасадами. С этим списком художник хочет обратиться в городское управление главного архитектора (УГА).

– Я хочу привлечь внимание к этой проблеме, чтобы список стал общественным высказыванием, а не лично моим или кого-то из чиновников. Надо урегулировать дизайн-регламент, чтобы фасады супермаркетов были приведены к единому сдержанному виду. Они должны быть очищены от фальшпанелей, чтобы осталась только вывеска монохромного цвета. Рекламные баннеры не должны загораживать рустовку, декор дома. Это самый приемлемый формат внедрения магазина в архитектуру города. Штрафы в данном случае не помогут, федеральным сетям проще заплатить и продолжить работать. Поэтому в качестве воздействия должно быть предписание на демонтаж или принудительный демонтаж, – считает Ян Посадский.

Своим чередом

В городской администрации журналисту РИА «Воронеж» объяснили, что составление подобных списков скорее всего ни к чему не приведет. Профильные специалисты и так ведут работу по приведению зданий в соответствие с дизайн-регламентом.

чебот.jpg

– Это проблема, безусловно. У нас есть дизайн-регламент, а у торговых сетей – утвержденные брендбуки, для них это святое. В каких-то случаях яркие фасады допустимы, но, если дом стоит на улице со строгой регламентацией и фасад не соответствует паспорту здания, управа района принимает меры в рамках своих полномочий, – заверил глава пресс-службы мэрии Воронежа Никита Чеботарев.

Дизайн-регламент в Воронеже ввели в 2014 году, но строгой регламентацией покрыт не весь город.

– Бизнес сам по себе без дополнительного воздействия не очень хочет что-то менять. Для него это – дополнительные расходы. Поэтому дизайн-регламент отрабатывается постепенно в режиме некоторого воздействия органов местного самоуправления на предпринимательское сообщество. Это медленный процесс. Спасибо коллегам и СМИ – почти все поддержали нас в борьбе с «Пятерочкой» на Кольцовской. После такого мощного возмущения другие «Пятерочки» на улицах со строгой регламентацией уже сами пытаются привести свои фасады в соответствие. Мы надеемся, что и прочие компании после этого задумаются, – добавил представитель мэрии.

Он признал, что работа ведется системно, но медленно из-за того, что в Воронеже на улицах строгой регламентации тысячи многоквартирных домов.

– Мы не охватим весь город по простой причине: в отделах архитектуры в управах работает по четыре-пять человек. Возможно, этот список проблемных мест им поможет, но надо понимать, что у них есть приоритеты, продиктованные их планами. Поэтому они работают, исходя из своих физических человеческих возможностей. Когда придет к порядку одна улица, другая, третья, то предприниматели будут к этому относиться с большим пониманием. Уже не придется их гнуть, давить, выдавать предписания, штрафовать. А пока проделываем огромную бумажную работу, чтобы их принудить что-то делать. Большой сетевой бизнес сложно даже шевельнуть. И по щелчку при наличии списка ничего не произойдет, – предупредил Никита Чеботарев.

Представитель торговой сети «Пятерочка» в комментарии для РИА «Воронеж» заявил, что компания «старается учитывать особенности окружающей застройки и предъявляемые соответствующими инстанциями требования».

– Мы оформляем фасады магазинов в соответствии с принятым брендбуком. По всем магазинам, которые будут запускаться, мы предварительно получаем согласование администрации. Мы уже заменили фасад магазина на Кольцовской и будем приводить в соответствие с требованиями фасады объектов, по которым получим соответствующие предписания, – пообещали в сети.

На вопрос, повлияет ли на их работу появление списка с проблемными с точки зрения горожан магазинами, в «Пятерочке» не ответили.

Нам не все равно

Даже если магазины действительно обращают внимание на архитектуру здания, в которое въезжают, а нарушения сразу видны чиновникам, неравнодушие воронежцев к этой сфере – хороший знак.

фото Владимир Чесноков.jpg

– Я положительно отношусь к тому, что среди воронежцев нашлись люди, неравнодушные к эстетике городской среды. Обычно интересы жителей ограничены вопросами практического удобства – остановками, парковками, переходами. Рад, если ситуация меняется. Это может быть сигналом качественного сдвига в сознании жителей Воронежа: им уже недостаточно, чтобы было удобно, хочется, чтобы было еще и красиво. В этом не только заслуга блогеров-урбанистов (их аудитория не слишком велика). Именно введение дизайн-регламента позволило многим увидеть разницу и полюбить центральные улицы без визуального рекламного мусора, – считает архитектор, преподаватель кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия ВГТУ Владимир Чесноков.

В соответствии с дизайн-регламентом улица Кольцовская как раз относится к зоне строгой регламентации. Это значит, что никакие изменения в облик фасадов на этой улице без тщательного согласования в управлении главного архитектора вносить нельзя.

– Таким образом, магазин пошел на очевидное нарушение. Не понимаю, они рассчитывали, что никто не заметит? В этом случае спасибо горожанам – они среагировали быстрее, чем работники УГА, – добавил Чесноков.

Крупные торговые сети вооружены собственным регламентом. Это типовой проект из универсальных решений, позволяющих превратить в магазин хоть бывший гараж, хоть дворец культуры. Но для городской среды универсальность – часто синоним однообразности.

– Абсолютно нормально предъявлять строгие требования к фасадам в центральных и исторически значимых районах города. Не вижу ничего плохого в том, чтобы со списком фасадов сетевых магазинов, требующих согласования, выступили сами горожане. На месте УГА я бы пошел навстречу этой инициативе. Вероятно, после ряда штрафов и принудительных фасадных работ «сетевики» сами будут внимательнее к местному законодательству. Тем более Воронеж – не единственный город, где приняли дизайн-документ. Но система штрафных санкций требует пересмотра: 3 тыс. рублей – не та сумма, которой можно испугать торговую сеть, – уверен архитектор.

При этом специалисты отмечают: бережного отношения требуют не только здания, входящие в реестр объектов культурного наследия. Типовой проект супермаркета способен испортить визуальную составляющую любого дома.

wNAat-_fkV0.jpg

– Профильные ведомства работают, но в силу того, что домов очень много, они что-то могут и упустить. А то, что в процесс вовлечены горожане, – большая помощь. Конечно, дизайнерские решения крупных магазинов вызывают вопросы. Например, «Пятерочка» на улице Депутатской. Там дом 1930-х годов, сталинский ампир, великолепный образец радиального фасада, которых осталось в городе единицы. А представители торговой сети не смотрят на архитектуру, в которую они должны интегрировать предприятие. Они делают фасад из композитных панелей, как заложено в брендбуке. С ними необходимо налаживать диалог. Кстати, там же на Депутатской в 11-м доме недавно выкупили первый этаж. И новый владелец полностью отреставрировал фасад первого этажа. Так и надо работать с наследием – бережно. Я понимаю, что эти дома не входят в объекты культурного наследия, но им почти 100 лет, – подчеркнула архитектор, член экспертного совета при губернаторе Воронежской области Анна Азизова-Полуэктова.

ltEBQ66HeDY.jpg

Пока в списке проблемных магазинов, который собирает Ян Посадский, восемь адресов в Воронеже и еще несколько в области. Пополнить перечень можно, написав художнику в соцсети.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: