Проблемы с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» коснулись и жителей Воронежа. Из-за не выполнившего обязательства перевозчика туристы не могут вернуться домой с понедельника, 25 сентября. Авиакомпания отправляет рейсы с большими задержками из-за долгов перед поставщиками топлива и аэропортами.
Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, что происходит с воронежцами за границей, когда они прилетят домой и положены ли им компенсации.
Никакой конкретики
Компания воронежцев из девяти взрослых и пяти детей в возрасте до трех лет застряла в Турции в понедельник, 25 сентября. Туристы должны были вылететь рейсом «ВИМ-Авиа» из Анталии в Москву в 20:40. Самолет перенесли на неопределенное время. До сих пор непонятно, когда воронежцы смогут вернуться домой.
– Вчера в полдень нас выселили из отеля. В 16:00 обещали забрать и отвезти в аэропорт. Потом мы из новостей узнали, что наш рейс из Анталии в Домодедово отложен. Сходили к представителю туроператора Tui. Он был вообще не в курсе ситуации, начал узнавать. Затем нам сказали, что вылет перенесли на 23:55, обещали забрать из отеля в 20:00. Мы снова сели ждать. В итоге рейс перенесли на 16:20 следующего дня. Ночью за нами приехал автобус и увез в другой отель «четыре» звезды. Разместились где-то в час ночи. До 12:00 нас продержали в отеле и снова выселили. Сейчас мы ждем автобус в Анталию, нас обещают разместить в гостинице ближе к аэропорту, – рассказала журналисту РИА «Воронеж» туристка Мария Баленко.
Как сообщил воронежский турист Александр, компания была в курортном городе Кемер в 30 км от Анталии. Отдыхающие летели в Турцию через Москву. Сначала молодые люди пытались купить тур через знакомую: девушка перепродавала билеты со скидкой в 20%. За несколько дней до вылета она отменила поездку, но деньги удалось вернуть. В результате друзья купили тур в последний момент. В Турцию также летели «ВИМ-Авиа», тогда проблем не возникло.
– Мы собирались улететь регулярными рейсами, но перевозчики взвинтили цены в разы. Вчера был вариант купить билеты «Анталия-Стамбул-Воронеж» на 19:10. Для меня с сыном это стоило бы 14 тыс. рублей. При том, что ребенку еще нет года и за него в самолете не взимается плата, – рассказала Мария Баленко.
По словам воронежских туристов, большую часть времени они провели на ресепшене. Кроме того, у отдыхающих возникли проблемы с маленькими детьми: в отеле, куда их привезли ночью, не было питания для малышей, за ним пришлось ехать в магазин. Новая гостиница расположена далеко от пляжа, и занять детей нечем.
Туристам обещают отправить их в 1:30 в среду, 27 сентября. При этом представитель туроператора пока не может предоставить клиентам никакой конкретной информации:
– Если вам кажется – креститесь. А вы считаете, что мы должны вас за свои деньги заселить просто в номер, потому что у вас есть дети? Все с детьми прилетают, – заявил менеджер в переписке, предоставленной туристами журналисту РИА «Воронеж».
Только Турция
В офисе Tui оперативно прокомментировали информацию о задержках рейсов «ВИМ-Авиа». Как рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», сотрудники турфирмы «занимаются этой проблемой» и ищут варианты рейсов для оставшихся за границей туристов. Вылетов «ВИМ-Авиа» во вторник, 26 сентября, уже точно не будет. Tui работала с «проблемной» авиакомпанией только по поездкам в Турцию. Теперь под вопросом оказались и туры, которые клиенты забронировали на осень 2017 года.
– Здесь два варианта: либо мы предлагаем покупателям другие направления, либо возвращаем полностью стоимость тура. Мы ищем, кто повезет туристов, которые остались за границей. Всех разместили в отелях, в аэропортах никто не ждет, – рассказали в офисе Tui.
В турагентстве «Глобус» сообщили, что также сотрудничали с «ВИМ-Авиа» только на турецком направлении.
– Вылет из Турции у нас завтра. Пока ждем информацию от своего туроператора, который занимается вывозом людей. Никаких данных пока нет. Все стараются найти резервные борты, но сделать это очень непросто, – рассказала менеджер Виктория.
В фирме «Пегас туристик» отметили, что у их клиентов пока не возникло проблем с «ВИМ-Авиа»: в последние дни не было рейсов этой компании. В будущем пассажиров придется пересаживать на другие рейсы.
Пока сложно оценить, сколько воронежцев застряли за границей из-за недобросовестного перевозчика. В департаменте культуры Воронежской области пояснили, что по договоренности, туроператоры сообщают в отдел туризма о массовых проблемах. Пока конкретных цифр нет.
В пресс-службе международного аэропорта «Воронеж» отметили, что сотрудничали с «ВИМ-Авиа». Напрямую улететь можно было только в Турцию. В последние дни рейсов перевозчика не было. Ближайший самолет запланирован на среду, 27 сентября. Лайнер должен вылететь из Анталии в 10:00 и приземлиться в столице Черноземья в 12:45. Пока он под вопросом.
Как добиться компенсации
По мнению председателя правления Воронежского общества защиты прав потребителей Александры Тищенко, в случае с «ВИМ-Авиа» отвечать придется не туроператорам, а перевозчику.
– После возвращения домой туристы могут требовать компенсацию от авиакомпании. Сначала надо подать претензию перевозчику. Делать это надо как можно быстрее. Если турист понес убытки из-за того, что не вышел на работу, он может просить о возмещении ущерба. Также можно требовать выплаты морального вреда, возврата стоимости билетов, которыми вы не воспользовались, либо разницы в ценах на билет, который отдыхающий купил сам, – рассказала Александра Тищенко.
Адвокат Лариса Захарченко отметила, что в этом случае отношения туристов с перевозчиком будет регулировать Гражданский кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ и закон «О защите прав потребителей». По словам юриста, пока непонятно, кто будет нести ответственность за застрявших за границей туристов. Но даже если перевозчик разорится, выплачивать компенсации за него обязана страховая компания.
– Если туристам, застрявшим в месте отдыха, причинен ущерб, они имеют право обратиться к перевозчику с претензией о возмещении ущерба и выплате неустойки за задержку рейса. Согласно существующей судебной практике, если перевозка пассажира входила в приобретенный туристский продукт, претензии надо предъявлять туроператору. Если же билеты на самолет турист покупал самостоятельно – непосредственно авиаперевозчику. Путешественникам обязательно нужно зафиксировать факт задержки рейса: например, сохранить копии старого и нового посадочного талона. После этого не позднее десяти дней с момента прибытия надо написать претензию в свободной форме. Если сомневаетесь, к кому обращаться – пишите в обе компании с копией в службу туристического надзора. К претензии приложите все документы: копии посадочных талонов, банковские реквизиты для получения компенсации. Нужно помнить, что, как правило, туроператоры и авиакомпании добровольно компенсируют причиненный таким образом ущерб. Если по какой-то причине виновник отказался платить, не раздумывая, подавайте в суд. Закон на вашей стороне, – подчеркнул адвокат Александр Мазалов.
Контекст
Массовые задержки рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» начались в России в субботу, 23 сентября. Тогда в московском Домодедово задержали 19 внутренних и международных рейсов, на следующий день – еще шесть самолетов. Задержки связаны с долгами перевозчика перед поставщиками топлива и аэропортами. По данным СМИ, из-за границы не могут вернуться 43 тыс. россиян.
Следственный комитет на транспорте возбудил в отношении руководства авиакомпании дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии правоохранителей, перевозчик знал о том, что денег для покупку топлива недостаточно, но продолжал продавать билеты.
Для застрявших за границей граждан России открыли «горячие линии»: +7 985 226 82 71 (Ростуризм) и +7 499 678 12 03 (ассоциация «Турпомощь»).