Городские и региональные власти заявили о грядущем увеличении тарифа на проезд, а также сокращении городских маршрутов. Круглый стол по вопросам развития общественного транспорта состоялся во вторник, 20 августа. Спикеры также подробно остановились на теме повышения качества перевозок. Каких изменений ждать горожанам – в материале РИА «Воронеж».
Что произойдет?
Подорожание проезда
Проезд в маршрутках подорожает уже в середине сентября. Окончательную сумму пока не называют. Первый вице-мэр по городскому хозяйству Сергей Петрин заявил, что, вероятно, проезд будет стоить 23 рубля днем.
Сергей Петрин
Глава регионального управления по регулированию тарифов Евгений Бажанов обозначил коридор от 20 до 25 рублей. По его словам, тариф должен учитывать не только текущие расходы перевозчиков, но и необходимость обновления подвижного состава. Он отметил, что в идеале стоимость проезда необходимо было бы увеличить до 28 рублей, но это вызовет негативную реакцию населения. Чиновники попытаются соблюсти баланс между потребностями перевозчиков и интересами жителей.
Евгений Бажанов, глава регионального управления по регулированию тарифов:
– Нет ни одного города-миллионника в России с проездом ниже, чем в Воронеже. Нет даже тех, где равен. Нам часто в пример приводят Липецк, говоря о качестве перевозок. Но там минимальный тариф 19 рублей. Мы до последнего сдерживали рост тарифа. Уж точно мы не воспринимаем население в качестве инвестора. Работа, которую мы сегодня ведем, основана в первую очередь на интересах жителей. И губернатор, и мэр говорили о том, что тариф не должен быть повышен просто так, он должен быть направлен на улучшение качества перевозок.
Сокращение маршрутов
Разработчики Комплексной схемы организации дорожного движения предложили сократить количество автобусных маршрутов до 70 (сейчас их 101). По словам главы городского управления транспорта Сергея Латынина, это практически принятое решение.
Латынин объяснил его большим количеством дублирующих маршрутов, которые ликвидируют. Количество троллейбусных маршрутов увеличат с четырех до шести. Новую схему утвердят к ноябрю 2019 года.
Обновление подвижного состава
Упор планируют сделать на закупку низкопольных автобусов большой вместимости. Их должно стать 382 (было 284). Автобусов средней вместимости будет 637 (было 805), малой – 407 (было 437), а особо малой – семь (было четыре). Евгений Бажанов рассказал, что перевозчики уже представили проекты по обновлению подвижного состава. Оно будет проходить поэтапно.
Заключение новых контрактов с перевозчиками в марте 2020 года
Минтранс представил типовую форму контрактов, в которой прописаны основные требования к качеству предоставления услуги. Компании, не соответствующие им, маршруты не получат. Начальная максимальная цена контракта будет определена до конца августа 2019 года.
В действующем контракте требования к перевозчикам четко прописаны не были. Кроме расторжения договора, никаких рычагов влияния не было. Сейчас законодательство изменилось. Законы №44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» и №223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» четко регламентируют штрафные санкции.
Введение транспортно-пересадочных карт
Сейчас все автобусы оснащены системой безналичной оплаты проезда. В ближайшей перспективе власти планируют ввести транспортно-пересадочные карты. То есть пассажиры заранее будут покупать специальные проездные, рассчитанные на определенное количество поездок. Подобная система работает в Москве.
Оснащение автобусов системами ГЛОНАСС и видеонаблюдения
ГЛОНАСС работает только в 30% автобусов. Этим вопросом занимаются несколько операторов. Однако планируется, что появится единый. Таким образом, контролеры смогут отслеживать, где находится конкретный автобус, соблюдает ли он график, сколько стоит на остановках.
Создание отдельной структуры по контролю за транспортом
По словам Сергея Петрина, мэрия создаст муниципальное бюджетное учреждение, которое будет заниматься заключением контрактов с перевозчиками и проверкой их исполнения. Решение примут до конца августа-2019. Вопрос о передаче полномочий от Центра организации дорожного движения (подчиняется управлению транспорта и управлению дорожного хозяйства) рассмотрят на ближайшем заседании гордумы.
Что предложили общественники?
Частичный отказ от частных перевозчиков
Член Общественной палаты Воронежской области Николай Дегтярев заявил, что городской транспорт не является социальным.
По словам Дегтярева, необходимо, чтобы большая доля маршрутов принадлежала муниципальному предприятию. За частниками должна остаться меньшая часть. Пока же получается, что население является инвестором частных лиц.
Дифференцированный тариф
Общественники предложили ввести дифференцированный тариф. Оплата наличными должна отличаться от оплаты в электронном виде. Сергей Петрин заверил, что город рассматривает такой подход. Более того, он уже используется в троллейбусах – оплата банковской картой на два рубля дешевле.
Прозвучало предложение сделать проезд в муниципальных маршрутках дешевле, чем в частных. Цены МКП должны остаться на прежнем уровне, то есть 17 рублей.
Карты для детей и студентов
Председатель женсовета Воронежа Маргарита Масленникова отметила, что необходимо ввести детские проездные карты фиксированной стоимости, но без ограничений количества поездок.
– Школьники посещают как минимум три кружка. На одного ребенка в день на проезд будет уходить около 100-150 рублей. Если детей трое, то это почти 500 рублей. В месяц получается солидная сумма. Если есть возможность сделать единый проездной школьника, который будет стоить определенную сумму, родители заранее смогут планировать эти траты, – пояснила Маргарита Масленникова.
Участники обсуждения озвучили идею о проездных картах для студентов и волонтеров.
Наведение порядка на конечных остановках
Председатель комиссии по развитию предпринимательства и туризма Общественной палаты Воронежской области Сергей Наумов заявил о необходимости навести порядок на конечных остановках.
В качестве примера он привел остановку на Чижовке. Там, по его словам, не созданы условия для того, чтобы водители могли отдохнуть. Общественника возмутило и поведение самих водителей, которые, по его словам, громко ругаются, несмотря на то что через эту остановку родители водят детей в детсад.
Отказ от номеров маршрутов с буквами
Представитель Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Домашняя академия» Анатолий Кузнецов считает, что в номерах маршрутов не должны использоваться буквы. По его словам, пассажиры часто не замечают буквы и садятся не на тот автобус – например, №125а вместо №125.
Запрет на долгое стояние транспорта на остановках
Заместитель председателя областной Общественной палаты Любовь Шевлякова возмутилась, что водители проводят на остановках по 10-15 минут. Из-за этого пассажиры опаздывают на работу.
Любовь Шевлякова отметила, что подобное поведение водителей приводит к конфликту с пассажирами.
Объявление остановок во всех автобусах
Сейчас в маленьких автобусах названия остановок не объявляют. Зимой, когда запотевают окна, пассажиры не видят, где проезжает маршрутка. Общественники попросили чиновников обратить на это внимание.
Как обновлялся подвижной состав в последние годы?
В 2015 году после повышения цены за проезд до 17 рублей перевозчики закупили 238 новых автобусов. В 2016 году – 261, в 2017-м – 218, в 2018-м – 181, в первом полугодии 2019-го – 62.
Сергей Петрин, первый вице-мэр по городскому хозяйству:
– Общественники говорят о том, что перевозчики и раньше обещали повысить качество оказания услуг, но ничего не сделали. Почему такая твердая уверенность в этом? Частников мы много ругаем, но у них море проблем. Те задачи, которые перед ними ставились, они выполняли. В договоре между перевозчиками и мэрией был прописан поэтапный рост тарифа, мы это не выполнили – тариф заморозили. Сейчас не идет речь о каком-то виртуальном обновлении подвижного состава. Перевозчики принесли конкретные договоры на приобретение единиц, указав конкретные сроки. Никто не говорит, что завтра тариф поднимут, а обновление пройдет только лет через десять.
Справка РИА «Воронеж»
В Воронеже работают 12 частных перевозчиков и один муниципальный (МКП «Воронежпассажиртранс»). Автобусы ездят по 101 маршруту, а троллейбусы по четырем. В общей сложности машин 1 730, из них 284 – большой вместимости, 805 – средней (в основном ПАЗы), 437 – малой и четыре – особо малой. Согласно решению городской думы, срок эксплуатации больших автобусов составляет не более 20 лет, средней вместимости – девять лет, малой – семь. За пределы этих сроков уже вышли 19% машин.
Доля муниципального транспорта составляет менее 10%. Правительство области закупило для МКП 18 низкопольных автобусов, которые работают на газе. Их направили на маршруты №41, 9, 14в и 52.
Парк троллейбусов составляет 46 единиц, но на линию выходят только около 30. У остальных амортизационный износ слишком серьезный. «Мосгортранс» пообещал выделить Воронежу троллейбусы, которые недавно прошли капитальный ремонт.