«Факел» остался без полноценного тренировочного процесса после наступления холодов, признал главный тренер воронежцев Павел Гусев. В интервью корреспонденту РИА «Воронеж» специалист оценил выступление команды в первой части сезона-2016/17 и объяснил, от кого из игроков ждет прогресса весной.
«В ноябре и марте в Воронеже негде тренироваться»
Гусев оценил выступление «Факела» в летне-осенней части сезона на четыре балла по пятибалльной системе.
– Ставлю команде «четверку» за первую часть сезона. Оцениваю так и результат, и содержание игры. При этом я понимаю болельщиков, которым хочется большего.
– «Факел» уступил в нескольких одинаковых по рисунку игры матчей. Временами кажется, что команда либо не работает над ошибками, либо эта работа не приносит плодов – в Воронеже все соперники наглухо закрываются, и ваши подопечные словно не знают, что делать.
– Такие проблемы с позиционным нападением есть не только у нас. Львиная доля российских команд испытывает трудности с вскрытием обороны численностью в десять человек.
– Может быть, стоит уделить больше внимания теоретическим занятиям, разбору игры соперников и собственных действий? Футболисты «Факела» часто говорят, что на теоретических занятиях нет разбора действий отдельных исполнителей, анализируется игра соперника в целом.
– Мы уделяем немало времени разборам, все показываем, объясняем. Работа над ошибками всегда проводится, но когда-то она дает результат, а когда-то – нет. Некоторые игроки повторяют ошибки. А какие-то ошибки становятся результативными – весь матч с «Соколом» мы провели на чужой половине поля, но дважды сами себе привезли голы. Что касается атаки, то многое зависит от исполнительского мастерства игроков, от командных действий и сыгранности – вот три компонента, которые определяют качество позиционного нападения. О сыгранности тяжело говорить, когда из-за травм постоянно приходится играть то одним составом, то другим. У всех игроков разные сильные качества, все нужно свести воедино, чтобы команда блистала. Еще должна быть доля везения. Забиваешь первым – соперник раскрывается. Да, позиционная атака – не самая сильная наша сторона, что и говорить. Но, к сожалению, большая часть команд лиги играет от обороны. Отбиваются и уповают на стандартные положения и забросы. В более открытой манере действуют буквально несколько клубов.
– Не настораживает ли то, что в команде второй год подряд случается целая серия травм? Игроки получают повреждения не только в матчах, но и во время тренировок.
– Если бы это были мышечные травмы – растяжения, микронадрывы, повреждения задней или передней поверхности бедра – можно было бы говорить о недовосстановлении, нужно было бы признать ошибки в тренировочной работе. Но большинство травм наших футболистов носят механический характер. То есть они получены в борьбе, в конкретных эпизодах. То же самое происходило и на тренировках. От этого не застрахуешься.
– Есть предположение, что «Факел» проваливается поздней осенью и ранней весной из-за отсутствия на базе поля с подогревом – команда не всегда может проводить полноценные тренировки. Игроки признают, что теряют форму.
– Как холода начались, стало сложно проводить даже поддерживающую работу. Что уж говорить про развивающую. Это, конечно, сказывается. Руководство клуба привело в порядок тренажерный зал, но работой без мяча можно поддерживать мышечный тонус, заниматься восстановлением после игры. Перед матчем со «Спартаком-2» температура была плюсовая, мы смогли расчистить снег. А когда ударил мороз, кочковатое поле замерзло – по нему не то что бегать, по нему ходить нельзя! Хорошего поля с искусственным покрытием нет. В ноябре и марте в Воронеже негде тренироваться.
– Перед встречей с «Тамбовом» команда провела тренировку на площадке школы №99.
– Я благодарен людям, предоставившим нам это место для тренировки. Но это маленькое поле, для такого большого количества занимающихся оно не совсем подходит. Это лучший вариант из худших, скажем так. Поэтому к зимним играм у нас обычно идет довольно скомканная подготовка, это действительно так. Перед матчем с «Тосно» мы искали на поле клочки, которые подойдут для того, чтобы ребята могли хотя бы в «квадрат» поиграть. В остальном же тренажерный зал и беговая работа – все, что нам остается в это время.
Фото – Михаил Кирьянов
– Вы наверняка часто общаетесь с президентом клуба и знаете, есть ли надежда на то, что в Воронеже в ближайшее время появится нормальная футбольная инфраструктура.
– С Евгением Михайловичем (Севергиным – РИА «Воронеж») мы общаемся по несколько раз в день. Он с пониманием относится к нашим трудностям. Все, что ему по силам, он делает. Но не все зависит от него.
– Может ли клуб сэкономить на игроках, провести более слабую селекцию, а деньги вложить в инфраструктуру?
– Насколько это разумно с учетом того, что клубу ничего не принадлежит? Мы все арендуем, за все платим.
«Козлов и Соловьев пока не оправдали надежд»
– Вы уже говорили, какие позиции в команде требуют приобретения новых игроков. А кто покинет клуб?
– Те, кто оказались недостаточно амбициозными. В команде есть ребята, которые практически не выходят на поле. Они не убедили тренерский штаб в том, что должны играть. А мне как тренеру неинтересны неамбициозные футболисты. Все, кто сейчас в клубе, талантливы, все умеют играть. Но есть еще и амбиции. Желание биться за место на поле, за возможность помочь команде. И некоторым ребятам лучше уйти, чтобы получать игровую практику. Бывает, что в одной команде заиграешь, а в другой ничего не получится. Если кто-то уйдет от нас и заиграет в другом клубе, я буду рад. И смогу признать, что не разглядел в них что-то.
– Переходы Александра Козлова и Ивана Соловьева стали одними из самых громких подписаний ФНЛ в нынешнем сезоне. Они оправдали ваши надежды?
– Нет. Ни один, ни второй. Но тут нельзя говорить категорично – оба перешли «на флажке» заявочной кампании. Они пришли в разной степени готовности, кроме того, им нужно было время, чтобы привыкнуть к нашим требованиям. Соловьев к тому же получил травму. У Ивана есть дриблинг, скорость, но он неправильно этим пользуется. Вообще у обоих есть хороший потенциал, но нужно время. Ребята иногда болезненно реагируют на замечания и замены, но это издержки молодости. Зимой Соловьев с Козловым пройдут с нами предсезонную подготовку, сыграют на Кубке ФНЛ и будут смотреться иначе.
Фото – Андрей Архипов
– Вы уже говорили, что зимой «Факел» будет искать центрального хавбека и крайнего защитника. Но какие это будут игроки – перспективная молодежь или футболисты, готовые усилить команду здесь и сейчас? Зимой 2015 года клуб сделал ставку на молодых исполнителей из второго дивизиона и прогадал – Артем Рощин, Буньямудин Мустафаев и Виктор Уан уже покинули команду.
– Я недоволен и Сейт-Даутом Гаракоевым, пришедшим вместе с ними. Он получал шанс, играл в стартовом составе. Потом стал выходить на замену, потом снизил требования к себе. Он не проявлял себя и в матчах за дубль. А когда в прошлом году мы отдавали в молодежную команду Ильнура Альшина и Дмитрия Коробова, они выкладывались. Потому что хотели получить шанс, а получив, воспользовались им – вспомните, как они сделали результат в Тюмени. А сейчас Альшин совсем не тот, что в том году.
– Тоже издержки молодости?
– Ильнуру 23 года. Не 17 или 18. Пора играть стабильно.
– В России и 25-летних зовут перспективными, как Кокорина.
– Ха, это так. Но я считаю, что молодым игрока можно называть в 17-18. После этого – все, пора спрашивать с парня по полной программе. Скидок быть не должно. Насчет перспективных так скажу: они хороши, когда у команды есть твердый костяк. Сейчас мы будем смотреть, с кем расстанемся этой зимой. Если у наших игроков будут предложения от клубов РФПЛ, мы держать их не будем. Некоторых футболистов выставим на трансфер, будем их трудоустраивать. Но мое мнение по поводу подписаний таково: нужно брать тех, кто готов реально усилить команду. Необходимо строить команду так, чтобы оптимизировать состав.
– Наверняка зимой будут предложения у Виталия Шахова. Будете приобретать нового центрального защитника вместо него?
– Защитник нужен – вне зависимости от того, уйдет ли Шахов. У Павла Степанца заканчивается контракт, а он еще полгода будет восстанавливаться. С учетом того, что он за два года почти не играл, ему будет сложно в своем возрасте вернуться на былой уровень. Такая же ситуация с Никитой Тимошиным. Год без игровой практики. Вообще на некоторых позициях у нас перенасыщение футболистами, а на некоторых есть недостаток исполнителей. Причем там, где есть перебор игроков, нет серьезной конкуренции. Основная нагрузка ложится на одних и тех же игроков, особенно это касается линии обороны.
– Георгий Бурнаш почти не пропускал матчей, играя на двух позициях.
– Да, хорошо, когда в команде есть универсальные игроки. Таков и Дмитрий Иванов, который играет и в обороне, и в средней линии. Таков Иванс Лукьяновс – весной, кстати, он точно прибавит. Это такой крайний полузащитник, который подходит под наши требования – объем работы и скорость у него есть. От фланговых хавбеков ведь зависит результативность форвардов. Как обслужим их – так они и сработают. В средней линии у нас тяготеющие к атаке футболисты. Они не лучшим образом отрабатывают в обороне, плохо отбирают мяч. В прессинг, к примеру, играть сложно – объем двигательной активности должен быть выше. Если же говорить о форвардах, то у нас квалифицированные исполнители. Но Никита Саталкин, к примеру, постоянно должен находиться в тонусе. Он хорошо оснащен технически, здорово видит поле, но когда он снижает к себе требования, начинаются проблемы. Ему нужна хорошая конкуренция. А Михаил Бирюков обладает хорошей скоростью, голевым чутьем – но ему иногда не хватает школы.
Фото – Виталий Грасс
– Вы видите поступательность в проекте «Факел»? Насколько вам интересно по несколько лет бороться за попадание в стыковые матчи, но не претендовать на выход в Премьер-лигу?
– Знаете, пару лет подряд попадать в «стыки» – это тоже уровень. Попробуй туда попади. В прошлом году мы бились, но не смогли достичь этого. А для развития клуба действительно нужна инфраструктура. В частности, медико-восстановительный центр. У нас один из лучших в стране спортивных докторов, квалифицированные массажисты. Но им нужны условия.
– Интересно ли вам работать в «Факеле», несмотря на отсутствие уверенности в том, что эти условия появятся?
Фото – Андрей Архипов
– Да, интересно. Особенно из-за спортивной стороны вопроса – я здесь третий год, и команда двигается по восходящей. Выигрыш первенства зоны «Центр» – хороший первый сезон в ФНЛ – лидирующие позиции в лиге во второй сезон. Я получаю удовольствие от работы в Воронеже. Да, я хочу вывести клуб в РФПЛ, и ребята хотят, и руководство. Но я прошу наших преданных болельщиков помнить, что нужно создать определенные условия для выхода на новый уровень. Можем ли мы стать командой-лифтом? Да. Но мне это неинтересно. Будет здорово в начале чемпионата, когда команда будет играть на эмоциях, а болельщик пойдет на стадион вне зависимости от того, кто соперник. Но потом команда опустится вниз в турнирной таблице, и люди покинут арену. Будут приходить на матчи с топ-клубами. А вот «Оренбург» сейчас неплохо играет в РФПЛ, хоть им часто и не везет. Но он шел к этому лет пять. Из второго дивизиона дошагали до Премьер-лиги. Построили стадион, пусть маленький, но современный и очень уютный, создали инфраструктуру. У них есть база. И каждый год клуб усиливался тремя-четырьмя игроками, не более. В Оренбурге создали коллектив и сейчас пожинают плоды.
– Год назад, во время зимнего трансферного окна, вы сказали, что видите лишь проблески хорошей команды. Что вы видите сейчас?
– Мы все еще далеки от того, что мне хотелось бы видеть. С моей точки зрения, у нас не должно быть такой большой ротации. Чтобы создать хорошую команду, нужно делать так, чтобы игрок не уходил из «Факела» спустя полгода или год после того, как пришел. Но это происходит из-за ошибок в селекции – они неизбежны. Хотелось бы, чтобы у команды был стабильный костяк порядка 16 человек и возможность точечно усилиться.