Столичные эксперты выступили за возвращение трамваев в Воронеж и предложили разместить рельсы там же, откуда их убрали. Институт Генплана Москвы представил варианты развития Воронежа на архитектурно-строительном форуме «Зодчество VRN» в пятницу, 31 мая. Компания выступает подрядчиком в разработке генерального плана Воронежа. Ранее Институт представлял свои идеи городским и областным чиновникам. Широкая общественность их увидела впервые. Каким предложили сделать областной центр – в материале РИА «Воронеж».
Воронежская агломерация
Варианты развития Воронежа на форуме обозначил руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александр Котенков:
– Пока четкой позиции города мы не знаем, но уже есть понимание, на что ориентироваться. Воронеж мы рассмотрели как центр агломерации. Это подтверждается экономическими показателями и параметрами застройки. Сам город занимает половину агломерации. У Воронежа сильная связь с периферией. Есть мощные самостоятельные образования, которые развиваются. Более интересна 5–10-километровая зона от центра. Половина жителей находится в ней. Проанализировав зарубежный опыт, мы поняли, что именно в этой зоне идет развитие города. С таким подходом Воронеж может достичь грамотного пространственного развития и приблизиться к европейским городам-лидерам.
Что мешает развиваться городу
Разработчики выявили особенности существующей структуры города. На основе этого они обозначили барьеры, которые мешают развиваться Воронежу.
Во-первых, офисные здания, развлекательные учреждения, парки преимущественно находятся в центре города. Люди ежедневно туда едут. Это приводит к пробкам и ухудшению экологической ситуации.
Во-вторых, в центре есть много промышленных предприятий, это так называемый «ржавый пояс». Ряд заводов занимают большую территорию, хотя в таких площадях не нуждаются. Как отметил Александр Котенков, промзоны необходимо перенести на периферию. Так в центральной части освободятся площадки, которые можно использовать. Кроме того, это уменьшит ежедневный поток людей в центр, так как рабочие места будут на окраинах.
В-третьих, проблему создает железная дорога, которая делит город пополам. Такая же ситуация с водохранилищем. Его спикер назвал «непроницаемым фоном». При этом природный потенциал города можно было бы грамотно использовать. Развитию южной части мешает наличие аэродрома. Таким образом, стоит задача «склеить город», обеспечив связанность территорий между собой.
Каковы цели
На основе проведенного анализа разработчики обозначили пять базовых тезисов развития Воронежа. Так, генплан должен быть направлен на то, чтобы обеспечить агломерационные связи, секторальное деление города, создание четкого устойчивого транспортного каркаса, а также насыщение отдельных территорий локальными общественными центрами (особенно это касается северной части, где мало мест притяжения).
Что предлагают разработчики
Проектный институт разработал две концепции развития Воронежа. Первая – «Компактное развитие города» – предполагает формирование локальных мероприятий в центральной части. Вторая – «Сбалансированное развитие периферии» – превращение отдаленных районов в самостоятельные единицы.
Компактный город
Первая концепция не предполагает, что развивать будут исключительно центральную часть. Она базируется на компактной застройке, то есть использовании территории бывших промышленных объектов, а не росте города вширь. В конечном итоге обустройство центра повлечет за собой дальнейшее развитие периферии.
– Должна быть развитая сеть общественного транспорта. Потребуются достаточно серьезные изменения в природной части. Необходимы зеленые зоны, пешеходные и велосипедные дорожки с благоустройством. Много вопросов с рельсами. Наше предложение – возращение и развитие трамваев, – рассказал Александр Котенков. – Вопрос метро, наверное, снят. Оно не обосновывается по экономическим параметрам. Ветка будет не востребована населением. Трамвай, однозначно, обоснованный общественный транспорт, а также более дешевый. В Воронеже он уже был, нужно признать ошибку и вернуть его. Причем, возможен такой же вариант размещения рельсов, какой был в Воронеже ранее. Проект должен быть реализован в рамках государственно-частного партнерства. Он окупаемый, поэтому инвесторам может быть интересен.
Возможно, будет использоваться железная дорога – дополнительные городские электрички, как это сделали в Москве. В таком случае вдоль нее будут создаваться «точки притяжения».
Сбалансированное развитие периферии
Предполагается создание «точек притяжения» в отдаленных районах агломерации. То есть мест отдыха, развлечений. Такие проекты, по словам Александра Котенкова, не требуют серьезных затрат, так как создание знаковых объектов будет вестись практически в поле, сносить ничего не потребуется. С другой стороны, вложения необходимы в создание инженерной инфраструктуры.
При пересмотре транспортной системы предполагается, что связь между отдаленными районами будет налажена. Большинство маршрутов, по мнению разработчиков, призваны связывать районы, минуя центр города.
– Периферии должны превратиться в точки притяжения, которые будут взаимодействовать между собой. Но при этом варианте есть риск потерять центр, концентрируя внимание на отдаленных частях. При распределении средств ущемлена будет именно центральная часть, – пояснил эксперт.
Как проходит обсуждение
Александр Котенков рассказал, что концепции уже презентовали мэрии Воронежа. Пока чиновники, как и сами разработчики, склоняются к варианту «Компактный город». Однако вероятнее всего в генеральный план включат сбалансированную концепцию, соединенную из двух вариантов.
Участникам «Зодчества» предлагали заполнить анкеты, оценив представленные концепции. Разработчики проанализируют их, учтут предложения.
О чем спросили участники форума
У Александра Котенкова поинтересовались, каков резерв жилой застройки по квадратным метрам в 5-километровой зоне от центра.
– Мы проанализировали утвержденные ранее проекты планировки. По динамике населения лимитов уже нет. Показатели застройки действующего генерального плана достигнуты еще несколько лет назад, – ответил он.
Участников интересовало, учитывают ли концепции цели стратегии социально-экономического развития, которую приняли в конце 2018 года.
– Есть определенное количество документов, которые предполагают преемственность. Генеральный план не должен противоречить концепции социально-экономического развития, – заявил эксперт.
Еще одной темой стал вопрос участия общественности в обсуждении концепции генплана.
– Мы понимаем, что необходимо участие жителей. Ранее пробовали проводить видеоопросы. Хотя все остальные вопросы надо согласовывать с заказчиком – с администрацией Воронежа. Но мы поддерживаем любое обсуждение. Безусловно, проект будет проходить публичные слушания, – заверил Котенков.
Кроме того, участники спросили, как предполагается развивать пригородные Рамонь, Ямное и Шилово.
– Мы не можем не замечать эти территории. Они проблемные, там минимальное транспортное и инженерное обеспечение. На начальном этапе будут решаться именно эти вопросы. Затем уделим внимание другим общественным функциями. Хотелось бы, чтобы каждый район обладал своей архитектурной индивидуальностью. Но в город жители этих районов все равно не перестанут ездить, – предупредил специалист.
Участники слушаний заметили, что разработчики использовали дорожную схему старого генерального плана, она не актуализирована. К примеру, в схеме не указан проезд от Северного моста до Вогрэсовского.
– Пока у нас только стадия концепции – мы анализируем ранее разработанную документацию, в том числе действующий генплан. Коллеги, которые занимаются созданием новой транспортной схемы Воронежа, тоже собирают данные. Мы их будем сверять, – пообещал Александр Котенков.
Участники слушаний отметили, что в презентации разработчики указали магистраль от Северного моста до улицы Антонова-Овсеенко. Однако ранее в Воронеже рассматривался вариант создания этой дороги, но от идеи отказались, так как строительству препятствовала особо охраняемая природная территория.
– Пока это только предложение. Дорога важна и нужна. Но если эта задумка не реализуема, мы скорректируем планы, – заверил спикер.