Воронежцы оценили проект «Стратегии социально-экономического развития Воронежа на период до 2035 года» («Стратегии-2035») на публичных слушаниях в гордуме в пятницу, 30 ноября. Жители прокомментировали планы мэрии в сфере экономики, транспорта и демографической политики. Документ получил как положительные отзывы, так и критику. Большинство присутствовавших отметили, что проект нуждается в доработке. На что участники слушаний попросили обратить больше внимания – в материале РИА «Воронеж».

«Отсутствие стратегической цели»

Доктор политических наук Дмитрий Нечаев отметил слабость «миссии» и «генеральной цели стратегии». Согласно документу, главной задачей является достижение высокого уровня качества жизни, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

– Изучив стратегию, я пришел к выводу, что она очень слабая, рыхлая. Самое главное, что в ней нет стратегической цели. Есть два главных пункта – миссия и генеральная цель. Если они будут четко прописаны, то нам будет понятно, к чему двигаться. Я считаю, что миссия города – это превращение Воронежа в успешную агломерацию с динамично развивающимся реальным сектором экономики. Этот город должен быть образцом для 16 областных центров ЦФО (помимо Москвы). Если мы пропишем такую цель, то постепенно будем возвращаться к статусу столицы Черноземья. Сейчас Воронеж – заурядный город Центральной России. В генеральной цели, я считаю, необходимо прописать возвращение Воронежу статуса индустриально-информационного центра. За последние 20 лет мы потеряли промышленный сектор, а сейчас превращаемся в город ритейла и индустрии развлечений, – считает Дмитрий Нечаев.

Эксперт добавил, что следовало бы уделить больше внимание теневому сектору, который в Воронеже и области «запредельный». Политолог предложил продумать, каким образом эти средства можно пустить в прямую экономику. Он также отметил, что упор необходимо делать на инновациях.

Транспортная инфраструктура

Доцент кафедры социологии и политологии ВГУ Дарья Щеглова отметила, что необходимо уточнить задачи, которые касаются развития транспортной инфраструктуры.

– В частности, непонятно формирование структуры подвижного состава. Что конкретно будет реализовываться – проект метро (который находится под вопросом) или возращение городских трамваев? Это уточнение важное, потому что от развития рельсового транспорта зависят такие вопросы, как строительство развязок, мостов, путепроводов, – пояснила Дарья Щеглова. – В стратегии обозначены конкретные задачи по развитию дорог. Но хотелось бы отметить, что, к примеру, развязки, протяженность автомобильных дорог не решают проблему пробок, не влияют на количество автомобилей. Строительство только спровоцирует рост личного транспорта, тогда как необходимо сделать так, чтобы спрос на машины падал. Рассматривая проект комплексно, следовало бы поставить целью сокращение протяженности дорог.

С последним доводом не согласился депутат гордумы Олег Черкасов. Он заявил, что доклад абсолютно нелогичен – неправильно призывать людей отказываться от личного транспорта, создавая для них негативные условия.

Дарья Щеглова также затронула вопрос обновления подвижного состава общественного транспорта. По ее словам, следует предусмотреть отказ от автобусов малой вместимости. Кроме того, она рекомендовала уделить внимание введению единого электронного проездного.

Человеческий капитал

По мнению директора ООО «Центр "Карьера"» Сергея Муштенко, в приоритете должно быть привлечение человеческого капитала. Во-первых, это означает, что важным пунктом стратегии должен быть вопрос экологии.

– Невозможно привлечь инвестора, собрать туристические потоки там, где есть проблема с очистными сооружениями. У нас есть Воронежское море, но ни один горожанин в нем не купается. Водохранилище должно стать голубой жемчужиной Воронежа, – пояснил Сергей Муштенко. – Можно много говорить про науку, образование, но к 2035 году во всем мире примерно 35% населения будут работать на фрилансе. Удержать таких людей в Воронеже – это большое искусство. Если они будут уезжать туда, где жить комфортнее, Воронеж не будет развиваться. В стратегии об этом ничего нет.

Сергей Муштенко добавил, что необходимо уже сейчас определиться, как Воронеж будет себя позиционировать среди других городов в гонке за человеческий капитал. Он также затронул тему отмены выборов мэра. По его мнению, для того чтобы в городе оставались люди, местное самоуправление должно работать на высоком уровне. Видимо, назначение градоначальника на конкурсной основе этому априори, по мнению общественника, противоречит.

Демографический вопрос

Представитель Центра поддержки семьи «Спика» Елена Яковец обратила внимание на демографическую проблему:

– В стратегии выделены пять приоритетных направлений, но среди них нет демографии. Основной помысел в том, что в Воронеж будут привлекать молодых специалистов, переносить сюда офисы крупных московских компаний. Именно за счет этого предполагается обеспечить прирост населения, – отметила общественник. – Начиная с 2016 года у нас численность обеспечивается только за счет мигрантов.

Елена Яковец призвала больше внимание уделять поддержке семей. Она пояснила, что на сегодняшний день есть только одна региональная мера поддержки – семейный капитал. Кроме того, она отметила, что вместо обычных школ и детских садов необходимо строить многофункциональные центры, помещения в которых при необходимости перестраиваются под определенные возрастные группы. Елена Яковец заявила о необходимости создать условия для семейной формы обучения, на дому.

Опыт других городов

Политолог Дмитрий Нечаев указал и на то, что документ не учитывает опыт других городов: как положительный, так и отрицательный. Он порекомендовал обратить внимание на стратегию развития Белгородской области, которая подготовлена, по его мнению, более удачно.

«Предлагаю поддержать»

Положительно документ оценил участник общественных слушаний Александр Гончаров. В частности, он похвалил планы мэрии по развитию сферы здравоохранения.

– Несмотря на то, что оказание медицинской помощи находится в компетенции региональной власти, развитие системы здравоохранения нашло достойное место в стратегии города. Основной целью в этой сфере стало обеспечение доступности качества медуслуг при помощи взаимодействия организаций здравоохранения, образования, технологических предприятий и фармацевтической промышленности. То есть документ, в том числе, охватывает частное предпринимательство, – отметил Александр Гончаров. – Стратегия направлена на сохранение здоровья и продление активного долголетия населения. Ожидаемые результаты от внедрения стратегии не новы, они все описаны в майских указах президента. Их достижение невозможно только путем вливания финансов в систему здравоохранения. Обязательно должно быть уделено внимание и сопутствующим сферам. Поэтому предлагаю поддержать данный документ.

О чем воронежцы попросили в электронных обращениях?

Еще до общественных слушаний горожане могли высказать свои замечания по стратегии, направив их в мэрию по электронной почте. Руководитель рабочей группы по созданию документа – завкафедрой экономики и управления организациями экономического факультета ВГУ Юрий Трещевский – рассказал, что в основном обращения касались сфер транспорта и благоустройства. 

Горожане просили уделить больше внимания модернизации общественного транспорта, сделать его доступным для инвалидов, отказаться от маловместимых автобусов, перераспределить городские маршруты, обустроить перехватывающие парковки. 

Многие предложения касались введения интеллектуальной системы управления транспортом. Были указаны конкретные места расположения «умных» остановок, отражена необходимость введения единого проездного документа.

– Естественно, в стратегии такая конкретика не может быть отражена. Она будет в отдельных проектах. Поступил очень обширный список улиц, где, по мнению жителей, должно быть проведено благоустройство, – пояснил Юрий Трещевский. – Часть вопросов касались сбалансированного пространственного развития. Было много заявлений относительно велодорожек, переходных маршрутов. Люди обращались с просьбой обустроить места отдыха. Конечно, в основном обращали внимание на центр. Позиция жителей в том, что его надо сделать зоной отдыха, а не деловым центром. Я думаю, это утверждение спорное, его надо обсуждать.

Жители также попросили уточнить, каким образом будет достигнуто снижение вредных выбросов. Кроме того, горожане отметили, что необходимо улучшить состояние объектов культуры, сделать культурные ценности более доступными. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter