Популяризатор доказательной медицины – врач-терапевт и токсиколог Алексей Водовозов – приехал в Воронеж с открытыми лекциями в рамках проекта «Энергия науки» Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) в ноябре 2018 года. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила у медика, как отличить врача от шарлатана, есть ли действенные лекарства от гриппа, можно ли заменить назначенный препарат дешевым аналогом и почему нужно быть осторожнее с БАДами.
– Периодически появляются новости о шарлатанах, которые под видом врачей выкачивают деньги из больных людей. Можно ли отличить доктора от обманщика?
– Один из самых ярких признаков шарлатанства – вам обещают сразу сделать диагностику всего организма. Это невозможно. Во-первых, диагносты у нас узкоспециализированы. Врача крайне сложно научить владению всеми существующими методиками. Во-вторых, каждая методика имеет свои ограничения. К примеру, ЭКГ делают для того, чтобы зарегистрировать электрическую активность сердца, – больше никакая методика ее не регистрирует. Но при помощи той же ЭКГ мы не можем увидеть само сердце и посмотреть, к примеру, насколько расширены его желудочки. Для этого нужно делать УЗИ. Диагностического прибора, который способен проверить все и найти все болезни, не существует.
Второй признак – широченный спектр заболеваний, которые может определить диагностический прибор. Он вычисляет буквально все – от невралгии до онкологии.
Третий – вас пытаются лечить, не сходя с места. В медицине диагностическое и терапевтическое направление разделены. К примеру, врач-радиолог делает вам рентген, но он не пытается лечить вашу сломанную ногу. С другой стороны, хирург не пойдет сам делать вам МРТ – он направит к специалисту. А шарлатаны начнут прописывать лечение сразу, и, как правило, это будут биодобавки. Любая псевдодиагностика – развод на диагноз с целью развода на лечение. Ни один человек не должен уйти без назначения.
Четвертый признак – это когда вам говорят: «Мы не понимаем, как работает наша методика, но она явно передовая, обогнала свое время на 50 лет, и мы только потом все поймем, но можем использовать уже сейчас». В лечебном направлении такое теоретически еще возможно, но не в диагностике. Сначала нужно открыть какое-то явление, потом его изучить и только потом использовать для диагностики. Пока мы не открыли ультразвук, мы не могли создать аппарат УЗИ. Перед тем как сделать какой-то инновационный медицинский аппарат, нужно провести кучу всяких исследований. К примеру, МРТ на всем пути получила пять Нобелевских медалей. Причем это были награды и по физике, и по химии – за изучение самого явления. Только последняя, пятая, была собственно за создание магнитно-резонансного томографа. И такое сплошь и рядом. Все работающие методики диагностики изучены.
Пятый признак шарлатанства – жонглирование всяческими не очень понятными медалями. У нас есть одна научная организация – Российская академия наук, то есть РАН. Это единственное сокращение, которое имеет отношение к науке. Если вы видите другие аббревиатуры, знайте: это общественные организации, а не научные. Но они вручают свои медали и присваивают людям звания своих академиков. Псевдодиагносты очень любят трясти званиями и наградами: мол, смотрите какие мы заслуженные. Но в кабинете МРТ вряд ли будут висеть таблички, повествующие, что у методики пять «нобелевок». Потому что МРТ и так заслуженная. Она реально работает и помогает ставить диагнозы.
Еще один забавный аргумент – когда вам говорят, что эффективность прибора доказана патентами. Это ерунда. Эффективность доказывается научными исследованиями, проведенными по определенным критериям. Патент лишь доказывает, что вы первым придумали какую-то вещь, которая может и не работать.
– Сейчас сезон простуды и гриппа. Как правильно выбрать препараты для профилактики и лечения ОРВИ и гриппа?
– Не нужно их выбирать. Сейчас достаточно эффективно работающих препаратов нет. Ежегодно от 100 тыс. до 250 тыс. человек в мире умирают от гриппа. Если бы реально существовали лекарства, которые помогают, мы бы эту цифру снизили.
Периодически изобретаются препараты, которые реально действуют на вирус гриппа. Но вирус гриппа быстро мутирует, приспосабливается к препаратам. Есть вещества, внутривенное введение которых применяется в стационарах при тяжелом гриппе. Если успеть в первые 48 часов заболевания, наблюдается положительный эффект. Раньше эти препараты даже рекомендовала Всемирная организация здравоохранения. Однако, рассмотрев выборку из нескольких миллионов пациентов, исследователи сделали вывод, что они сокращают срок заболевания всего на 5-7%. Если учесть, что гриппом болеют пять-семь дней, то это буквально несколько часов. При этом у препаратов есть серьезные побочные эффекты. Получается, что действие мизерное, а вот побочки ощутимые. Сейчас эти препараты не рекомендуют. И есть огромный пул средств, которые вообще никак не действуют на вирус гриппа в организме. Возможно, они убивают его в идеальных условиях лаборатории, но в наших телах это не срабатывает.
– А симптоматическое лечение работает?
– Да. Но снимать симптомы тоже надо правильно, чтобы не навредить. К примеру, температуру в первые пару дней лучше не сбивать, если вы ее нормально переносите. Температура – правильная защитная реакция организма. Ее запускают не вирусы и не бактерии, а наш мозг. Болезнетворные микроорганизмы не любят жару, поэтому центр терморегуляции в головном мозге включает перегрев, получив сигнал от иммунной системы. Такую защитную реакцию нежелательно гасить.
При небольшой температуре неплохо действует физическое охлаждение организма – холодная марлечка на лоб или обтирание. Не уксусом, не водкой – водой комнатной температуры. Если температура очень сильно поднимается, нам нужны жаропонижающие. Но их тоже выбираем внимательно. Особенно детям. Им вообще нельзя давать аспирин на фоне вирусных инфекций – есть вероятность развития синдрома Рейе: тяжелого поражения печени. В инструкции к любому аспирину сейчас указано, что детям до 15 лет он запрещен.
Еще пример – парацетамол. Он разрешен для детей. Но он же чемпион мира по лекарственным гепатитам! Да, чтобы получить такую серьезную побочку, нужно съесть много парацетамола. Но люди эту дозу очень успешно набирают, особенно дети. Потому что родители дают порошки для разведения, свечи, сиропы, таблетки вместе, а там везде может оказаться парацетамол, до 1 тыс. мг в каждом средстве. И это притом, что даже взрослым больше 4 г давать нельзя, дальше могут начаться неприятности.
При заложенном носе люди начинают себе в больших количествах заливать сосудосуживающие капли. Сначала капают немножко, нос сразу не пробивает, они начинают лить больше, больше, и начинается тахифилаксия. Это когда для достижения того же эффекта нужна все большая доза, так как снижается чувствительность рецепторов. В самом плохом случае злоупотребление каплями может привести к проблемам со слизистой. Я знаю людей, которые, леча насморк, умудрились устроить себе лекарственный ринит. У них неимоверно разрослась слизистая, и они просто не могли нормально дышать. Пришлось делать операцию. А у детей мне даже приходилось сталкиваться с передозировкой каплями.
По возможности их лучше использовать только на ночь. Днем – промывание носа. Специальное устройство можно купить в любой аптеке. Если промывать нос столько же раз, сколько капаете капли, эффект будет примерно такой же.
– Можно ли включать антибиотики в курс лечения простуды и гриппа?
– Вылечить простуду или грипп антибиотиками не получится: эти болезни вызывают вирусы, а антибиотики действуют на бактерии. Часто антибиотики при простудных заболеваниях у нас принимают, что называется, для профилактики, чтобы к вирусной инфекции не присоединились бактерии. Так тоже не работает. Антибиотики не обладают профилактическим эффектом. Они оружие массового поражения, которое убивает те бактерии, которые попадаются на его пути. Если нет болезнетворных, – будут убиты полезные бактерии, которые живут в нашем кишечнике и активно связаны с иммунной системой. Мы убиваем эти бактерии – у нас проседает иммунитет. В результате становится только хуже.
– Часто говорят о том, что в период простуды и гриппа «надо поднимать иммунитет». Так ли это и если да, то как это лучше делать?
– Иммунитет никуда не падает, поэтому поднимать его не надо. Иммунологи говорят, что его лучше не трогать без крайней необходимости. К примеру, если у человека ВИЧ, ему нужны специальные препараты, без вопросов, или если человеку сделали пересадку органов, нужно какое-то время подавлять иммунитет, чтобы они не отторгались. Только в таких критических случаях стоит в эту систему лезть. Мы до конца не понимаем всех механизмов работы иммунитета. Мы знаем некоторые звенья, но не видим целой картины. Как только начинаем действовать на одно звено, сразу вылезают какие-то косяки по всем остальным. Своими действиями мы скорее можем навредить иммунитету, чем помочь.
– Можно ли пить витамины для профилактики простуды и гриппа?
– Витамины в этом качестве не работают. Они, безусловно, нужны иммунитету, к примеру, для того, чтобы образовывались антитела. Но это не значит, что если мы их будем пить, то у нас будет образовываться больше антител. Если витаминов нет в пище, у нас будут проблемы с иммунитетом. Тогда нужно будет их добавить до нормы, и это сработает.
Но авитаминозы – это достаточно тяжелые состояния, которые вызывают не только проблемы с иммунитетом. К примеру, недостаток витамина С вызывает цингу, а дефицит витамина В1 – болезнь бери-бери. За всю мою врачебную практику я ни разу не видел авитаминозов. Нам даже во время учебы в Военно-медицинской академии их не показывали, потому что в нашей стране они практически не встречаются. Наше питание позволяет получить нужные витамины. Усердствуя с приемом витаминов, можно устроить себе гипервитаминоз – это тоже очень неприятная штука.
– Витамины из аптеки отличаются от натуральных, содержащихся в еде?
– Да, и лучше есть натуральные. Но только в том смысле, что из морковки, печени или апельсинов вы получаете не только витамины, но и другие микроэлементы, клетчатку, белки, углеводы… в общем, полноценный продукт. Если вы съели таблетку, вы просто съели таблетку. Ничего другого вы с ней не получили. Но и химически, и по действию витамины в таблетках идентичны витаминам в пище, потому что молекула там та же самая. У одинаковых молекул идентичные свойства, независимо от того, из какого источника они взяты. Более того, многие витамины, которые мы считаем химическими, производят биотехнологическим способом. К примеру, их синтезируют дрожжи или бактерии. Это не «химия» какая-то, это уже биотехнология.
– Бывает, что врач назначает лекарство, а в аптеке вам предлагают другие препараты с тем же действующим веществом, но гораздо дешевле. Почему так происходит?
– Есть оригинальные препараты, на разработку и испытания которых фармкомпании потратили много времени и денег. После того как инновационный препарат вышел на рынок, какое-то время он защищен патентом. Это значит, что другие компании не имеют права выпускать такой препарат. После истечения срока патента любая фирма, которая освоит технологию производства этого лекарства, имеет право его делать и выпускать на рынок. Так появляются аналоги лекарственных средств, или, как их еще называют, дженерики. Они, как правило, дешевле, так как фирме не нужно изобретать лекарства и проводить все испытания.
Самое важное, что нужно понимать, – оригиналы и дженерики не всегда идентичны. Да, действующее вещество там то же, и работает оно точно так же. Но лекарства – это многокомпонентная вещь, которая состоит не только из действующего вещества. Мало получить нужную молекулу, нужно еще повторить все вспомогательные вещества. А они могут быть защищены отдельными патентами. Плюс ко всему другая компания не знает, какой технологический цикл использовался при производстве оригинала, а от технологии зависит чистота полученного вещества. Чем чище вещество, тем меньше побочных эффектов – просто потому, что там нет посторонних добавок. Плюс, дженериковые компании, как правило, не очень состоятельные. И некоторые из них неоднократно ловили на подделке клинических исследований, которые призваны доказать, что терапевтическая эффективность аналогов такая же, как у оригинальных препаратов.
– Значит, дешевые аналоги назначенного препарата лучше не использовать?
– Бывают аналоги, которые для решения конкретной проблемы у конкретного человека сработают даже лучше. Но выбор конкретного препарата – компетенция и ответственность врача, а не пациента. Если вы приходите в аптеку и вам фармацевт предлагает аналоги, не ведитесь. Есть шанс, что вам предлагают не из бескорыстных побуждений: фармпредставителей, которые ездят по аптекам, никто не отменял. А если ваш доктор назначает вам очень дорогое лечение, поинтересуйтесь, зачем он это делает. Не исключено, что он просто знает: для этой когорты пациентов именно этот препарат будет действовать, а большинство дженериков не сработает. Но если вы попросите, грамотный и финансово незаинтересованный врач обычно сможет предложить вам не один вариант препарата, а два-три по разным ценам
Еще один момент, на который надо обращать внимание, – хороший дженерик не может быть в 10 раз дешевле оригинала. Допустимая разница в цене – 50% максимум.
– Чем можно запивать лекарства, а чем нельзя?
– Можно – водой. Нельзя – всем остальным, если иное не указано в инструкции. Чаем желательно ничего не запивать, так как он содержит танины, катехины и массу других химически активных веществ. Если мы, к примеру, решим запить чаем препараты железа, оно выпадет в нерастворимый осадок, и нам не будет никакого толку от этого железа, так как организм усваивает только растворимые формы.
– А что происходит, если сочетать лекарства с алкоголем?
– С алкоголем сочетать лекарства нельзя – никакие, никогда. Дело в том, что этанол – химически активное вещество, и в лекарствах содержатся химически активные вещества. Между ними может возникать несовместимость. Одно из самых известных несовместимых сочетаний – метронидазол и водка. Спирт, который содержится в водке, перерабатывается в нашем организме в два этапа: сначала превращается в уксусный альдегид (ядовитое вещество, которому мы обязаны возникновением похмелья), а затем – в уксусную кислоту. Так вот, метронидазол блокирует фермент, который превращает уксусный альдегид в кислоту. В результате возникает отравление. Помните, одно время пьющих людей «подшивали»? Им вводили такие же блокаторы второго фермента. Человек, принимающий метронидазол, получается, временно «подшит». Куча антибиотиков действует так же. С алкоголем нельзя сочетать и нейролептики, потому что они действуют на головной мозг, – и спиртные напитки тоже, эффекты могут суммироваться. Если мы снотворное запьем водкой, есть шанс не проснуться. И наоборот, если мы принимаем препарат, который должен стимулировать работу мозга, то, добавив алкоголь, мы нивелируем это действие.
– Многие не любят лекарства и предпочитают пить БАДы для поддержания организма. Насколько эффективны биодобавки и можно ли их отнести к лекарствам?
– Биодобавки – это не лекарства и даже близко не медицина. Этот сегмент даже регулируется Роспотребнадзором, а не Росздравнадзором. То есть БАДами не лечатся, их едят. Более того, во всей документации указано, что биодобавки обязаны не оказывать выраженного физиологического эффекта. Если он у них есть, такие препараты нужно переводить в разряд лекарств, проводить испытания, регистрировать. Но случаи перехода БАДов в разряд лекарств можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем переходили они во вспомогательные группы типа адаптогенов (препараты, способные повышать сопротивляемость организма вредным воздействиям. – Прим. РИА «Воронеж»). Не было такого, чтобы БАД вдруг перевели в разряд антибиотиков или жаропонижающих.
Требования к биодобавкам гораздо демократичнее, чем к лекарствам. Их проще зарегистрировать. Главное, чтобы не было радиоактивных веществ, патогенных микробов и токсических доз каких-то веществ. Один раз контрольную партию сдали на анализ – если соответствует требованиям, все, выпускайте хоть до посинения. И никаких внезапных проверок, как это постоянно бывает с лекарствами. Поэтому БАДы так любят производить. Но тут есть засада. Как я уже сказал, по руководящим документам биодобавки не должны работать. Но если вы будете продавать то, что не работает, это не будут покупать. Поэтому и у нас, и за рубежом распространена практика подмешивания в БАДы действующих веществ из лекарств. Естественно, это делается скрытно.
Когда токсикологи начинают исследовать биодобавки, часто выясняется масса интересного. К примеру, в БАДах для похудения можно найти мочегонные или слабительные, и это в лучшем случае. В худшем там могут оказываться вещества из группы метамфетаминов. Такие случаи были. В спортивные БАДы часто добавляют тестостерон и другие мужские половые гормоны. Причем дозы иногда кратно превышают разрешенные суточные и нередко оказываются токсичными. Так что человек пытается оздоровиться, а рискует отравиться.