В начале нынешней недели СУ СКР по Воронежской области возбудил уголовное дело в отношении проректора медакадемии Петра Чеснокова. По версии следствия, в последний день 2013 года он получил 35 тысяч рублей от действующего врача за выдачу сертификата специалиста и диплома о повышении квалификации. Несмотря на усилия борцов с коррупцией новости о удавшихся и неудавшихся взятках появляются в Воронежской области с пугающим постоянством. РИА «Воронеж» подготовило подборку самых ярких и необычных случаев взяток, произошедших в регионе в последнее время.
Кто берет?
Самым громким выявленным случаем взятки в прошлом году стало дело теперь уже бывшего руководителя управления автодорог и дорожной деятельности Воронежской области Александра Трубникова. В самом конце весны прошлого года правоохранители поймали чиновника с поличным при получении 1 млн 250 тысяч рублей от коммерческого директора компании «Воронежавтодор». Полицейские зафиксировали процесс передачи денег и задержания Александра Трубникова на видео. Впоследствии следователи выяснили, что в апреле 2013 года главный дорожник области предложил представителю фирмы передавать чиновнику 5% от сумм, перечисленных по договорам за ремонт и содержание автомобильных дорог. За это, как утверждают правоохранители, Александр Трубников помогал компании получать государственные контракты. По версии следствия, чиновник трижды получал деньги от директора «Воронежавтодор» - 14 мая 2013 года – 1 млн рублей, 16 мая – 400 тыс. рублей, 29 мая – 1 млн 250 тысяч рублей.
Изначально Следственный комитет предъявил Александру Трубникову обвинение в покушении на мошенничество в особо крупном размере, однако в октябре прошлого года переквалифицировал его на получение взятки в особо крупном размере. Максимальное наказание, которое грозит Александру Трубникову, – 15 лет лишения свободы и штраф в размере 70-кратной суммы взятки. Кстати, в ходе следствия правоохранители обнаружили 140 млн рублей наличными, хранившиеся в гараже принадлежащего семье Трубниковых дома в селе Хлевное Липецкой области.
На днях Басманный суд Москвы продлил арест Александра Трубникова на три месяца. Правительство области реорганизовало управление, которое он возглавлял, а нового главу, пришедшего ему на смену департамента транспорта и автодорог, выберет рабочая группа, в которую вошли в том числе представители общественности.
Под стражей остается фигурант другого резонансного дела о взятке, возбужденного в регионе в прошлом году, - бывший мэр Семилук Николай Марков. Как и Александр Трубников, Марков попался с поличным. Оперативники задержали его 13 сентября 2013 года в ресторане «Бахор» в областном центре при получении 500 тысяч рублей от воронежского бизнесмена. Предприниматель намеревался с помощью Николая Маркова и начальника сектора по приватизации и управлению муниципальным имуществом администрации Семилук Олега Ватутина получить место в семилукском райсовете. За содействие претенденту два чиновника попросили 1,3 млн рублей, утверждают следователи.
Впрочем, взятки бывают не только денежными. Высокотехнологичный бонус – планшет фирмы Apple получил за незаконные действия, по версии следователей, замначальника воронежской колонии №2. Знакомый одного из заключенных исправительного учреждения попросил тюремщика нелегально передать на зону два мобильных телефона. Взамен тот и потребовал популярный гаджет. Приятель зека рассказал о странной просьбе тюремщика правоохранителям, которые и задержали нового обладателя «яблочной» продукции с поличным. Впрочем, подозреваемый утверждал, что сам намеревался заявить о даче ему необычной взятки.
Любовь к высоким технологиям подвела под уголовное дело и главного специалиста отдела надзорной деятельности по Коминтерновскому району регионального управления МЧС. В прошлом году в ходе обычной проверки он выявил несколько нарушений пожарной безопасности в офисе одной из коммерческих фирм. Затем он перечислил директору организации список документов, которые нужно представить позднее, и разъяснил, что за нарушения фирме грозит крупный штраф. Впрочем, он пообещал предпринимателю избавить его от неприятностей в обмен на помощь в проведении интернета в загородный дом. Помощь стоила 30 тысяч рублей. При получении этих денег в одном из ресторанов в Ленинском районе специалиста по пожарной безопасности задержали сотрудники ФСБ и полицейские.
Кто дает?
Два с лишним года назад Воронеж прославился как первый город, в котором сотрудники правоохранительных органов понесли наказание за провокацию взятки. Поучительная история двух оперативников оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями при областном ГУВД началась в 2007 году. В погоне за хорошими показателями Алексей Дикунов и Алексей Дубачев подговорили своего знакомого предложить и.о. руководителя налоговой инспекции в Советском районе установить в помещении организации кулеры для воды и подписать соответствующий договор. Та согласилась и получила «в знак благодарности» коробку конфет, в которой лежали 3 тысячи рублей.О нежданном вознаграждении женщина даже не подозревала. Тут же оперативники вошли в ее кабинет, изъяли подаренную коробку и деньги и составили соответствующие протоколы. Вскоре предприимчивые милиционеры изготовили целый пакет подложных документов, на которых стояли сфальсифицированные подписи руководителя оперативного подразделения. На основании этих бумаг следственные органы возбудили в отношении налоговички уголовное дело по статье «Получение взятки» (ч. 1 ст.290 УК РФ).
Когда обман вскрылся, фигурантами уголовного дела – о превышении должностных полномочий – стали уже сами милиционеры. Впоследствии следователи квалифицировали их действие как «Провокацию взятки» (ст.304 УК РФ). В октябре 2011 года областной суд приговорил их к двум с половиной годам лишения свободы условно. Уголовное дело в отношении и.о. руководителя ИФНС было прекращено. До этой истории за весь период действия нынешнего Уголовного кодекса лишь в шести регионах России расследовались дела о провокации взятки, но только в Воронеже оно дошло до обвинительного вердикта суда.
Впрочем, иногда правоохранителей заставляют идти на взятку не только желание выслужиться, но и их собственные начальники. В мае прошлого года сотрудники собственной безопасности полиции задержали с поличным начальника отдела МВД по Верхнехавскому району. По версии следствия, он принудил к взятке местного участкового. Долгое время полицейский был на больничном, а когда он приступил к службе, то начальник намекнул ему на плохие показатели в работе и пригрозил привлечь к ответственности. Однако пообещал сменить гнев на милость, если подчиненный поможет ему «накрыть стол» для друзей. Согласившись для вида, этот участковый обратился в службу собственной безопасности. Его сотрудники задержали главного верхнехавского полицейского 26 мая, сразу после получения 9 тысяч рублей.
Наверное, нет такой категории воронежцев, которым не приходилось сталкиваться с искушением дать взятку. Например, в некоторых вузах процесс передачи денег от студентов к преподавателям поставлен на поток. Так, во время прошлогодней зимней сессии преподаватель ВГУ получила через посредника от 1 до 2 тысяч рублей сразу с девяти студентов своего факультета. Впрочем, такая ситуация отнюдь не редкость и для других вузов.
Примеры денежных взаимоотношений автомобилистов и сотрудников дорожной полиции и вовсе являются хрестоматийными. Не лишены они своеобразной этики. Так, в октябре 2012 года автоинспектор, остановивший нарушителя в Лискинском районе, получил от него 100 долларов США за незаконное освобождение от уголовной ответственности. Сумма оказалась выше негласной таксы, и сотрудник ДПС вернул нарушителю 2 250 рублей в качестве сдачи. Впрочем, от уголовного преследования такая честность его не спасла.
Медицинская бюрократия также является благодатной почвой для взяточничества. Пациенты несут докторам деньги за выдачу или продление больничных, рецепты на сильнодействующие препараты и даже обнаружение несуществующих болезней. Немалый резонанс получило дело руководителей и сотрудников Главного бюро медико-социальной экспертизы, «помогавших» больным в ускоренном оформлении или продлении инвалидности.
Иногда не вполне законные обмены ценностями могут быть совсем экзотическими. В странном положении оказался экскаваторщик одного из сельских районов области. Арендовавший у него землеройную машину мужчина использовал ее, чтобы украсть трубы на продажу. Когда полицейские задержали злоумышленника, экскаватор стал «вещественным доказательством», а его без вины виноватый хозяин остался без источника дохода. Чтобы исправить ситуацию, он отправился в отдел полиции и договорился с его начальником о возвращении техники в обмен на кожаное бежевое офисное кресло. Именно бежевое, так как черное у предприимчивого полицейского уже было. Любитель комфортной мебели, который, к слову, не имел права распоряжаться изъятыми в ходе расследования предметами, вскоре был уволен из полиции.