Для зрителей поход на балет – это событие, праздник, возможность прикоснуться к великому искусству, оценить грацию изящных танцовщиц, роскошные костюмы и декорации. Для артистов балет – это многочасовые репетиции у станка, колоссальные нагрузки, боль – и все ради любви к сцене и желания вдохновлять и впечатлять публику. А что такое балет для театрального фотографа – человека, который видит через объектив праздник искусства и тяжелый труд танцора одновременно? Воронежские фотографы: Андрей Парфенов, Константин Кириакиди и Наталья Коньшина – представили свое видение классического балета и современной хореографии на фотовыставке «Танец. Три взгляда», которая открылась в Доме актера в понедельник, 22 ноября.
В экспозицию вошло около 20 цветных и черно-белых снимков, сделанных во время репертуарных спектаклей и постановок, показанных в Воронеже в рамках танцевальных концертов и фестивалей. Все фотографии объединяет одна деталь – подлинность момента. Здесь нет постановочных кадров и позерства. Авторы передали выразительный язык танца и живые эмоции артистов непосредственно в процессе выступления. О том, как создаются театральные фотографии, какие сложности возникают в процессе съемок и кто забраковывает лучшие кадры, создатели выставки рассказали корреспонденту РИА «Воронеж».
Константин Кириакиди
Член фотоклуба «Фотум», член Союза фотохудожников
России.
Основные направления: черно-белый портрет, балетная съемка.
Работы Константина Кириакиди можно распознать без труда: все фотографии мастера – черно-белые. Это его фишка. Для фотоотчета театрам он делает цветные репортажные снимки, а для себя, для души, для выставок предпочитает монохромные изображения. Считает, они лучше передают эмоцию, движение героя.
К балету и вообще танцу Кириакиди никогда отношения не имел. Много лет занимался портретной съемкой – тоже в черно-белой гамме. Нередко его моделями становились артисты воронежских театров. Однажды кто-то из героев пригласил поснимать спектакль в Театре оперы и балета. Константину так понравилась эта съемка, что на следующую постановку он уже «напросился» сам. Спектакли танцевальной труппы буквально поглотили фотографа, и уже пятый сезон он неразрывно связан со всеми премьерами и фестивальными событиями театра.
– Я прихожу в театр не потому, что меня попросили сфотографировать. Меня туда просто тянет – хочется не только снимать, но и узнавать что-то новое про танец. Мои любимые балеты – «Анюта», «Жизель», «Сильфида», в последние годы еще стал интересоваться современной хореографией. В Камерном театре очень нравятся спектакли «Зеркало» и «Плот Медузы» в постановке Павла Глухова – не зря его работы почти каждый год номинируются на «Золотую Маску». А вообще за годы фотосотрудничества с театрами я познакомился со многими режиссерами, хореографами, мы общаемся в соцсетях.
Часто, поделился Константин, его фотографии помогают мастерам в работе над ошибками.
– Недавно был случай: отправил хореографу на память снимки со спектакля, а он разглядел на них неправильно выстроенный свет на сцене. Бывает, что кадры, которые мне как автору кажутся интересными, красивыми, абсолютно не нравятся балетным артистам. Они подмечают свои технические ошибки, которые для них как ножом по сердцу. Такие кадры я удаляю. Так что все работы на этой выставке прошли цензуру со стороны профессионалов балетной труппы, – с улыбкой признался он.
По словам фотохудожника, на выставке ему хотелось максимально широко представить солистов Воронежского театра оперы и балета: Максима Данилова, Михаила Ветрова, Ивана Негробова. Снимки были сделаны с 2017 по 2020 годы во время показа балетов «Анюта», «Вальпургиева ночь», «Продавец игрушек», вечера памяти главного балетмейстера театра Набили Валитовой.
Иван Негробов
– У меня нет среди артистов любимчиков, со всеми интересно работать. Конечно, тех, кого знаю лично по портретным съемкам в фотостудии, на сцене я немного по-другому воспринимаю: на знакомые лица сразу обращаешь внимание. Мне не очень нравится снимать массовые сцены, обычно в фотографии я ищу больше индивидуальности, стараюсь раскрыть персонажа. Отсюда мой излюбленный жанр – портрет. Часто спрашивают: какой спектакль сложнее снимать – новый, который первый раз видишь и не знаешь, что тебя ждет в следующий момент, или старый, где действие, позы артистов, свет тебе уже известны, и ты можешь заранее выстроить хороший кадр. Пришел к выводу, что нужно снимать все же не головой, а на чувствах. Мне кажется, фотографии получаются интереснее, когда срабатывает эффект неожиданности. Хотя бывает, что и на проверенных спектаклях рождаются фотошедевры, – заметил автор.
На вопрос, что самое сложное в работе театрального фотографа, Константин Кириакиди отвечает так:
– Во время спектакля не хочется доставлять дискомфорт зрителям и артистам, особенно это касается драматических сцен, когда тишина является одним из участников театрального процесса. В тишине особенно громко слышны щелчки, которые издает затвор фотоаппарата. Многих репортажных фотографов это не парит. А мне всегда неловко в такие моменты. Поэтому обычно стараюсь тихонечко пристроиться где-нибудь в бельэтаже или на балконе, чтобы никому не мешать.
Андрей Парфенов
Член Союза фотохудожников России, Союза дизайнеров
России, преподаватель веб-дизайна в ВГУ.
Основные направления: панорамная
фотография, портретная, театральная, концертная съемка.
Все воронежские театралы точно видели работы Андрея Парфенова – его фотографии сопровождают описание спектаклей на сайтах театров, украшают афиши Платоновского фестиваля искусств, регулярно публикуются в местной прессе. Среди представленных на выставке фотографий как раз имеется одна, послужившая изображением к афише танцевального спектакля «Плот медузы» Камерного театра.
«Плот медузы»
– Наверное, я единственный человек в Воронеже, который видел вообще все события Платоновского фестиваля, – смеется Андрей. - Даже дирекция фестиваля чисто физически не может разорваться, чтобы успеть побывать на всех спектаклях и концертах. А я могу. Это и хорошо, и плохо. Минус в том, что когда мероприятия идут одно за другим нон-стоп, они у меня спрессовываются в голове в одно большое мероприятие. Я просто не успеваю их осмыслить. Понимание наступает позже, когда начинаю разбирать архивы. А плюс моей работы – в возможности посещать самые топовые спектакли, концерты, причем совершенно бесплатно. Я могу наблюдать за действием с лучших мест в зале, плюс через видоискатель рассмотреть на сцене все в мельчайших деталях, чего театральный бинокль не позволяет сделать.
В каждом театре, добавил Парфенов, у него есть любимые места для съемки, и не по одному. Зависит от того, что конкретно нужно снять.
– В принципе, мне комфортно работать на любой площадке. Одно время казалось, что неудобно снимать в Воронежском концертном зале, потому что там ликвидировали центральный проход, и стало проблематично перемещаться по залу, не мешая зрителям. Но потом я открыл для себя некоторые боковые места, с которых можно отлично снимать и не мешать публике. А в филармонии, где между рядами протиснуться совершенно невозможно, мне обычно ставят в середине зала персональную банкетку. Или я снимаю со сцены. Пожалуй, это основное преимущество театрального фотографа – можно снимать, что хочешь и откуда хочешь: со сцены, за кулисами, в гримерных комнатах. Удачные кадры можно сделать из любой точки зала – хоть в партере, хоть на балконе, хоть в бельэтаже. Это зависит от уровня фотооборудования и спектакля, – отметил Андрей Парфенов.
«Пепел»
Он рассказал, что танцевальные постановки лучше снимать стоя вровень со сценой, а не с балкона, иначе фигуры танцовщиков «сплющиваются», «прибиваются» к полу.
Независимо от направления танца – классический ли это балет или современная хореография – передать динамику и энергию постоянного движения на фотографиях достаточно сложно. Мастера театральной фотосъемки считают, что движение артиста нужно уметь чувствовать.
Работы Андрея Парфенова
– Технически снимать в театре трудно – сценическое освещение делается не для фотографов, а для зрителей. Как правило, это слабоосвещенное пространство, из которого нужно «выцепить» артистов. А если они еще и в движении, это многократно усложняет задачу. Приходится снимать на высокой светочувствительности, коротких выдержках, при этом на выходе могут получиться дефекты в виде шума (хаотичные пиксели, разбросанные по фотографии), – поделился фотограф.
По словам Андрея, он не увлекается чрезмерной обработкой фотографий, поэтому на ретушь тратится не так много времени. Больше занимает отбор лучших фотографий.
Спектакль «Сны междуречья»
– В съемке может быть и тысяча кадров, а выберешь всего один. Идеально, когда пять-десять удачных снимков удается оставить. Иногда отличный кадр получается сразу, а иногда смотришь на изображение и понимаешь: да, кадр классный, но можно было снять его лучше. Как-то даже специально пошел второй раз на спектакль, чтобы переснять момент. Но чаще я работаю на фестивалях, а там повторных показов не бывает. Так что – права на ошибку нет.
Наталья Коньшина
График, иллюстратор, фотограф, член фотоклуба
«Фотум».
Основные направления: репортаж, свободная тема, digital-коллаж,
театральная съемка.
Наталья Коньшина никогда не увлекалась танцами, да и от фотографии была далека. Вся ее жизнь связана с изобразительным искусством. За плечами – художественная школа и худучилище, первая специальность – художник-график, иллюстратор. Серьезно заниматься фотографией начала с 2015 года, а непосредственно театральной съемкой – всего три года назад.
– Мое знакомство с театральной фотографией началось со съемок классических балетов. Потом поступило предложение поснимать фестиваль современной хореографии. Эта тема меня поглотила. Оказалось, что современный танец близок мне по духу. Невероятно чувственный язык пластики тела артистов, искренность эмоций словно пазл складываются в художественное полотно. За свою небольшую фотографическую карьеру я смогла увидеть потрясающие по красоте постановки на фестивале современной хореографии «RE:Форма танца», гала-концерте участников телепроекта «Большой балет», снимала балетные шедевры из постоянного репертуара оперного театра.
«Времена года»
Автор уверена, что профессиональный художественный взгляд помогает ей в работе фотографом: умение видеть композицию, перспективу, цвет, свет позволяет сложить картинку в единый художественный образ.
– Не люблю постановочные кадры, я – за естественность. Когда артист не знает, что его в данный момент фотографируют, он более живой на снимке получается, нет никакого напряжения в лице, позе, – объясняет она.
В творческом багаже Натальи сотни работ. Отобрать из них всего 5−6 для участия в выставке для нее всегда очень сложный выбор.
«Кадрилиана»
– У меня нет любимой фотографии, каждая по-своему дорога. Неправильно выделять любимое, иначе остальное получается нелюбимым, а это нечестно по отношению к герою съемки и зрителю, который будет смотреть мои фотографии. В каждую работу я вложила частичку души. Если говорить о сложности работы, на этой выставке самый дорогой мне кадр сделан во время танцевального номера «Кадрилиана» участников гала-концерта «Большой балет» в Воронеже 2021 году. Мне понравилось необычное начало номера – серый силуэт на сцене, передающий образ женщины в путах, тисках, которая словно бабочка пытается выбраться из своего кокона. Этот кадр мне ценен тем, что условия для съемки были очень сложные. На сцену фокусировался всего один пучок света, и надо было из темноты «вытащить» силуэт танцовщицы. Пришлось, конечно, потом повозиться с обработкой, зато какая лаконичная композиция получилась!
Выставка продлится в Доме актера до 22 декабря. Вход свободный.