, Воронеж
  • 13568

«Среднее звено забыли». С чем не согласны бастующие фельдшеры «скорой» в Воронеже

Медработники изложили свои претензии на встрече с руководством в БСМП.
«Среднее звено забыли». С чем не согласны бастующие фельдшеры «скорой» в Воронеже «Среднее звено забыли». С чем не согласны бастующие фельдшеры «скорой» в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Департамент здравоохранения Воронежской области провел встречу с бастующими фельдшерами скорой помощи в пятницу, 30 марта. Члены специальной комиссии выслушали претензии медиков, которые устроили «итальянскую забастовку» в середине февраля 2018 года. Фельдшеры были недовольны низкими зарплатами, которые вынуждают их перерабатывать и ездить на вызовы в неукомплектованных бригадах. Сотрудники «скорой» стали отказываться работать по одному, опасаясь нападений.

На что жаловались бастующие фельдшеры и услышало ли их начальство, разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».

Как устроили «итальянскую забастовку»

Фельдшеры скорой помощи в Воронеже отказываются ездить на вызовы по одному с 12 февраля 2018 года. «Итальянскую забастовку», то есть работу по строгим правилам без уклонения от инструкций, поддержали около 50 человек. По словам медиков, ежедневно от 10 до 15 сотрудников отказывались выезжать к пациентам в бригаде, не укомплектованной вторым фельдшером. Это спровоцировало задержки: воронежцы ждали медпомощи по три-четыре часа. Медики уверяют, что это коснулось лишь несрочных вызовов. Фельдшеры требуют повышения зарплат, увеличения количества бригад и страховки жизни сотрудников.

Работники станции скорой помощи написали коллективное обращение к президенту Владимиру Путину 2 марта с просьбой «разобраться в сложившейся ситуации» и «принять меры <…> в части повышения заработной платы среднего медицинского персонала БУЗ ВО ВССМП». Документ подписали 349 человек

Ситуация обострилась 23 марта после конфликта фельдшера Ивана Пирогова с начальством. Перед сменой мужчина подал письменный отказ от работы в неукомплектованной бригаде. Выезжать к пациентам фельдшер был согласен только со вторым сотрудником. Иван Пирогов обратился в профсоюз медработников «Действие», где фельдшеру объяснили, что администрация нарушает его права, и рекомендовали ничего не подписывать. После этого департамент здравоохранения Воронежской области создал специальную комиссию, которая должна разобраться в ситуации.

Суть претензий

В зале БСМП собрались фельдшеры, диспетчеры и водители скорой помощи – около 70-80 человек. На вопросы медиков отвечал замруководителя департамента здравоохранения Воронежской области Олег Минаков. Чиновник попросил сотрудников «скорой» по пунктам изложить свои претензии.

№1. Низкая зарплата и переработки

Михаил Пестунов, фельдшер подстанции скорой помощи Советского района:

– Главная проблема – низкий уровень зарплаты. Фельдшер без категории на одной ставке получает 18-19 тыс. рублей. Чтобы заработать приемлемую зарплату в 27-30 тыс. рублей, люди вынуждены работать на 1,25 и 1,5 ставки без помощника, в неукомплектованной бригаде. То есть брать «в одни руки» все вызовы. Это очень тяжело и продолжается годами. Не три-четыре человека подняли бунт и вынудили коллектив пойти на протест. Люди просто обессилены. Мы хотим жить и работать достойно, а не получать инфаркты в 45 лет или умирать в 55 лет. Мы требуем постоянную 100-процентную надбавку к зарплате за работу в неукомплектованной бригаде. И чтобы ставили в неукомплектованную бригаду только с письменного согласия сотрудника.

Сотрудник Коминтерновской подстанции: 

– У нас за последние два месяца с Коминтерновской подстанции уволилось 18 человек. Люди уходят по единственной причине: они не получают за свою работу зарплату, на которую можно жить.

Елена Карасева, фельдшер подстанции скорой помощи Ленинского района:

– Что делать тем, кто не может позволить себе вторую работу? Я мама троих детей, если я возьму еще одну ставку, у меня просто времени на них не останется. Муж работает и получает 22 тыс. рублей, а я и того не получаю. Хотя образование у меня высшее, но работаю я фельдшером. Люди не хотят бросать медицину. Нет цели поставить ультиматум: мы сейчас уйдем, а вы крутитесь как хотите. Но нам обидно. Почему-то повысили зарплаты врачам и санитаркам, а нас – среднее звено – забыли.

Олег Минаков, замруководителя департамента здравоохранения Воронежской области:

– У медпредприятия есть определенный бюджет. Давайте его поделим, как семейный бюджет. В нем 80% – это зарплата с налогами, из них 35% – зарплата среднего медперсонала. Водители спрашивают, где у нас запчасти, гараж и бензин, а сотрудники – где наша зарплата. Пожалуйста, вы можете сесть и обговорить: у нас 80% уходит на зарплату, а 20% – на все остальное, давайте сделаем 75% на зарплату и 25% на все остальное. Это в том числе ваше решение.

Мы поняли, что вы не знаете как, но хотите больше денег. Коллеги, средняя зарплата по региону при работе в укомплектованной бригаде у вас вряд ли будет выше. Потому что, если у вас будет 24 тыс. рублей на ставку в укомплектованной бригаде, те, кто работают в неукомплектованной на полторы ставки, должны получать под 50 тыс. рублей. Мы все хотим, чтобы условия работы были лучше, и потихоньку к этому идем. Но вы должны понимать, что если мы восполним дефицит сотрудников, то ваша зарплата станет еще меньше. Сейчас вы так говорите, как будто у меня за спиной кубышка с деньгами, а я думаю, давать вам их или нет.

№2. Тарифы ФОМС

Михаил Пестунов:

– Фонд обязательного медицинского страхования формируется с участием бюджета региона, и соответственно устанавливаются тарифы. В них должна быть заложена зарплата медработников – 100% от средней по региону. Это в укомплектованной бригаде. Работа сверх ставки должна оплачиваться как переработка.

Олег Минаков:

– У нас основная масса денег – это деньги Фонда обязательного медицинского страхования (их перечисляют медучреждениям за лечение пациентов по страховым полисам. – Прим. РИА «Воронеж»). По результатам 2017 года нормативы по вызовам вся служба не выполнила. Фонд ОМС предоставил нам данные, что деньги за прикрепленное население вы получили полностью в 2017 году, а план по вызовам выполнили меньше чем на 90%. Таким образом, тариф был искусственно увеличен. Хорошее предложение – давайте повысим заработную плату. Давайте. Но тогда мы говорим, что должны забрать деньги Фонда ОМС у других предприятий и отдать их подстанциям скорой медпомощи. Так не получится. Есть федеральные тарифы, которые определяют стоимость госпитализации пациента, лечения в дневном стационаре, посещения поликлиники, выезда скорой помощи. Вы прекрасно понимаете, что тарифы не пересмотрят. Объем средств, которые перечисляет федеральный Фонд ОМС территориальному, связан с объемом собранных налогов.

№3. Недостаточное количество бригад

Фельдшеры:

– Мы просим увеличить количество бригад скорой медицинской помощи до 100 по городу, чтобы повысить качество услуг для населения и снизить нагрузку на персонал.

Олег Минаков:

– Ни в одном регионе нет 100 бригад на миллион жителей. Везде этот показатель колеблется от 0,6 до 0,75. Воронежская область находится в этих границах.

№4. Распределение работы

Ирина Королева, фельдшер скорой медицинской помощи:

– Почему нет четкой градации фельдшерского и врачебного вызова? На подстанции есть врачи, но фельдшера все равно отправляют на сложные вызовы: ДТП с несколькими пострадавшими, сломал ногу ребенок 3 лет, ребенок 4 лет задыхается. Это разве фельдшерский вызов? Как квалифицированно оказать медпомощь, когда работаешь в неукомплектованной бригаде?

Олег Минаков:

– Это несложный вопрос. У вас на станции скорой помощи нет понятия о системе контроля качества. Мы стали активно продвигать ее в этом году, систему внедрят во всех больницах. Суть в том, что для каждой специальности разрабатывают стандартные операционные процедуры, полностью прописывают спектр обязанностей конкретного человека. Это сложнее, чем должностные инструкции, в которых по традиции прописывают лишь максимально общие вещи. Любимый пункт должностных инструкций – «и выполнять иные поручения начальства». А в этом случае написано о порядке действий каждого человека. Для примера, на станции переливания крови, которая не может сравниться с вами по сложности и объему работы, существует 700-800 стандартных процедур. В больницах прописывают от 1,5 тыс. процедур. Обычно сотрудники садятся и обговаривают все детали. Задача руководства больницы – сделать так, чтобы белых пятен не было.

№5. Работа в качестве «такси»

Фельдшеры:

– Больницы отказываются принимать пациентов. Говорят им обращаться в скорую помощь, чтобы мы их привезли с направлением на госпитализацию. На большинстве вызовов мы просто работаем как такси. Иногда человек хочет доехать сам до больницы, но его не принимают.

Олег Минаков:

– Это уже не проблема скорой помощи, а работа со стационарами, которые используют «скорую» в качестве такого первичного фильтра. Я думаю, что больницы перестраховываются, чтобы убедиться, что у больного есть показания для госпитализации. Коллеги устраивают себе более спокойную жизнь за счет вас. Давайте будем разбираться: вас не будем использовать как такси, а врачей из приемного отделения будем заставлять работать.

№6. Агрессивные пациенты

Александр, сотрудник Советской подстанции скорой помощи:

– Сколько было бригад, на которые нападали, а заканчивалось это ничем. У меня был случай 22 февраля 2018 года. Напал мужчина на вызове, разбил мой телефон. Я написал заявление в полицию, участковый сказал: «Разбирайтесь сами». Ответа до сих пор нет. А когда я позвонил 112, к нам ехали почти час. В это время тот человек лежал на проезжей части, бил машину скорой, кричал, меня к себе не подпускал, кидался своими носками и ботинками. Поэтому мы просим укомплектовать бригаду вторым сотрудником.

Сотрудник подстанции скорой помощи Коминтерновского района:

– Меня на вызове наркоманка ударила по голове бутылкой, требуя дозу. Я просто сел заполнять документацию, а она подошла сзади. Я один приехал на вызов и не видел. Потом долго лежал на больничном, у меня до сих пор бывает, что голова кружится. Написал заявление, но мне ответили, что нет состава преступления.

Олег Минаков:

– Коллеги, я прекрасно понимаю вашу душевную боль. Но чем мы в рамках департамента здравоохранения можем помочь в решении этих проблем? Кто не дает вам отстаивать свои интересы? У вас для этого есть профсоюз, ассоциация медработников. Кто у нас в городе вообще может сказать, что именно его полиция защищает особенно?

№7. Про забастовку

Фельдшеры:

– Разве по приказу Минздрава России №388н мы не имеем права отказываться работать по одному? При этом мы берем срочные вызовы, где человеку реально нужна помощь. Но перед выходом на смену предупреждаем диспетчера, чтобы нас ставили в пару с другим фельдшером или врачом.

Олег Минаков:

– Почитайте законы. В документах указан только рекомендованный штат сотрудников. Вы не имеете права отказаться. Если вы пишете письменный отказ, а потом там умрет человек, вы будете нести ответственность. За что дали срок врачу-нейрохирургу в «Электронике»? Потому что у него спросили: когда ты сидел на дежурстве, знал, что там больному плохо? – Знал. – А почему не пришел? – У меня это не прописано в должностных инструкциях. – А имел возможность прийти? – Имел. – Вот тебе 1,5 года колонии.

О чем договорились

В ситуации разберется специальная комиссия, в состав которой вошли специалисты департамента, территориального фонда обязательного медицинского страхования и профсоюза. По словам Олега Минакова, комиссия проанализирует бухгалтерскую отчетность подстанций скорой помощи за последний год. Для этого фельдшеры должны будут подписать согласие на обработку персональных данных.

После встречи в БСМП бастующие фельдшеры письменно изложат свои претензии и отправят в региональный департамент здравоохранения. Комиссия проанализирует каждый пункт и даст ответы. Проверка будет идти месяц.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: