Учеба после школ-интернатов становится для сирот ступенькой во взрослую жизнь, в которую доверчивым и открытым ребятам, не знавшим дома и семьи, непросто вписаться. Традиционно на учебу детей-сирот принимало профессиональное училище №12, которое в 2016 году вошло в состав Воронежского государственного профессионально-педагогического колледжа (ВГППК). В колледже выпускники воронежских коррекционных школ-интернатов получают рабочие специальности.

Журналист РИА «Воронеж» встретилась с педагогами и учащимися отделения подготовки квалицированных рабочих колледжа и записала для спецпроекта «Пусть мама увидит» истории и монологи сирот.

Кристина

Коротко

Кристина получает профессию повара. Она приехала учиться в Воронеж из Руднянской коррекционной школы-интерната. Девочка из большой семьи – у нее семь братьев и две сестры. В пять лет Кристина попала из дома в реабилитационный центр вместе с братом. Оттуда их забрали в школу-интернат, где Кристина проучилась девять лет.

В колледже девочку называют «звездочкой» за красивый голос, умение выступать на сцене и писать стихи. Кристина светится оптимизмом, верой в людей и свое будущее.

Монолог

– Честно говоря, я не хотела идти учиться на повара. Хотела на строительную специальность. Но когда приехала в колледж, мест на них уже не осталось. Зато теперь рада, и ни разу не пожалела, что учусь на повара. Моя мастер, Ирина Викторовна Шамшина, мне как мама, я ее и зову мамой. Помню, зашла в класс, а она на меня так посмотрела, что у меня глаза сразу загорелись.

Ирина Шамшина
Фото – Виталий Грасс

Я хожу в гости к Ирине Викторовне, она меня учит готовить торты, хотя в программе у нас нет кондитерских изделий. У нас с мастером доверительные отношения, часто разговариваем по душам, она мне помогает. Захотела поступить в вечернюю школу, чтобы у меня был аттестат, Ирина Викторовна меня туда за ручку отвела.

Я пишу стихи. Когда мне было 14 лет, написала стихотворение своей маме. Мы тогда с ней редко виделись, но все равно общались. Когда увиделись, я ей показала стихотворение. Она оценила его в грубой форме. Очень меня обидела. Больше стихи никому не показываю.

Живу в общежитии, мне еще в очереди на квартиру стоять 5-6 лет. После окончания вечерней школы хочу пойти учиться на музыканта. 

Еще хочу помогать маленьким глухонемым детям. Живу в одной комнате с девочкой Таней, она глухонемая. Когда познакомились, я просидела с ней весь день – выучила язык жестов, алфавит для глухонемых. Таня меня как-то пригласила на просмотр фильма для глухонемых. Там было около 100 человек, в том числе дети. Мне так понравилось с ними общаться, что захотелось делать для них что-то хорошее.

Катя

Коротко

Катя получает профессию мастера отделочных строительных работ. Она поступила в колледж после окончания Хреновской коррекционной школы-интерната, а туда попала из Землянской специальной школы-интерната. Родители девочки умерли. У Кати есть сестры, с которыми она поддерживает отношения.

Катя тихая, скромная, стеснительная девушка. Педагоги хвалят ее за чистоплотность, за умение поддерживать порядок дома.

Монолог

– Я жила в общежитии совсем недолго. Уже через месяц после поступления в колледж, в октябре 2015 года, переехала в свою квартиру. Купить туда мебель, навести уют помогли соцпедагоги из интерната и колледжа.

Сначала было трудно жить одной, долго привыкала. В интернате всегда рядом кто-то был, а тут, дома, сама по себе. Приходят в гости девчонки, поддерживают старшие сестры, которые получили квартиры раньше в том же микрорайоне.

Пока тут учусь, освоила все виды декоративной отделки. Сейчас работаю на строительстве дома на улице 45-й Стрелковой дивизии. Если это возможно, после выпуска буду в колледже получать вторую профессию. Еще хотелось бы научиться стричь, делать красивые прически. Поэтому думаю в будущем пойти на курсы парикмахеров.

Максим

Коротко

Максим получает в ВГППК вторую специальность. До колледжа он окончил училище №38 по профессии каменщика. Сейчас учится на столяра-плотника, но мечтает о судьбе музыканта. Парень артистичный и талантливый – сам сочиняет музыку и стихи, поет и играет на гитаре.

Монолог

– Нас в семье четверо сыновей – два близнеца и двое двойняшек. Сначала жили в Волгограде, там с родными мамы осталась старшая сестра. Потом мы переехали в село Рудня. Мама умерла, отца лишили родительских прав. Нас признали сиротами и забрали в школу-интернат, где мы все четверо учились и жили.

Братья окончили школу раньше и получили строительные специальности, сейчас занимаются отделочными работами. Мой брат-двойняшка Кирилл после училища устроился работать, а я решил учиться дальше. Нам с Кириллом дали квартиры через стенку, братья еще раньше получили жилье. Я рад, что не один, у меня есть семья.

Я сочиняю музыку и стихи. Сначала приходит мелодия, а потом я уже придумываю, о чем будет песня, подбираю слова. Мечтаю стать профессиональным музыкантом, а это длинный путь. Так как в музыкальный колледж из коррекционной школы не берут, поступил учиться в вечернюю школу. Теперь надо получить среднее образование и снять диагноз.

Виталик

Коротко

Виталик получает профессию каменщика после окончания Хреновской коррекционной школы-интерната. С рождения воспитывался в сиротских учреждениях. Тихий, скромный, улыбчивый юноша умеет быть хозяйственным и экономным. Виталик научился не только класть кирпичи, но и ремонтировать машины. Тепло дружит со своим мастером Николаем Зуевым, который рассказал о Виталике больше него самого.

Николай Зуев

Монолог

– Получил квартиру через неделю после начала учебы в колледже, в сентябре 2015 года. Соцпедагоги интерната и колледжа помогли с покупкой мебели и бытовой техники. Дома у меня хорошо, уютно. Иногда приглашаю в гости мастера из колледжа на чай с печеньями.

У меня получается класть кирпичи, поэтому, наверное, буду каменщиком. На практике при строительстве квартир мы делаем перегородки, закладываем ниши. Думаю, после училища пойду работать по профессии, но пока точно не знаю. Поживем – увидим.

Таня

Коротко

Таня получает профессию штукатура. До колледжа девушка училась в Землянской специальной школе-интернате. Таню называют самодостаточной и трудолюбивой девушкой, дисциплинированной и разумной. Она пишет стихи, подбирая их под музыку, поет песни.

Монолог

– Пока мама была жива, я жила в интернате. Мама умерла, когда мне было 9 лет. Бабушка оформила опеку и забрала меня домой, я ходила в интернат только учиться. Бабушка воспитывает меня уже 11 лет. У меня есть еще две младшие сестры. Бабушка у нас молодец, следит за всеми. Она долго работала, но когда дед умер, осталась с нами тремя одна, ей пришлось уйти с работы.

Как пишу песни? Подбираю слова под музыку, а потом пою под «минусовки» без бэк-вокала. Больше всего у меня песен о любви. Сестры у меня тоже творческие – средняя танцует, а младшая начала недавно выступать в Доме культуры в нашем селе.

Я живу в общежитии, а на выходные езжу к бабушке и сестренке. Взрослая жизнь лучше. В интернате были более жесткие правила. Здесь же нас еще за маленьких считают, но уже нет такой опеки.

Хочу доучиться и пойти поработать, попробовать свои знания и силы по специальности.

Саша

Коротко

Саша получает профессию маляра. В Воронеж приехал из Елань-Коленовской специальной школы-интерната, куда попал из дома ребенка. У Саши отличный слух и вокальные данные. Он поет на всех праздниках в колледже, ведет мероприятия. По словам педагогов, парень на сцене преображается. Сашу в колледже называют мудрым юношей с жизненным опытом и правильными ориентирами.

Монолог

– После интерната получил от государства квартиру. Все у меня есть, живу как нормальный человек. Убираю дома, сам кушать готовлю. Честно говоря, сначала трудно было привыкать к городу, к маршруткам. Но я такой человек – никогда не теряюсь. Просто взял себя в руки, и все наладилось.

Я совсем один. Тяжело, но надо карабкаться. Никогда не опускаю руки, привык добиваться поставленных целей. Я верующий человек. Мне становится хорошо, когда молюсь. Попрошу Бога о помощи – и понимаю, что все у меня будет хорошо.

Во время практики работаем на объектах – красим, клеим обои. Быть маляром нравится, это мое. Но все равно мне хотелось бы получить вторую специальность, чтобы подольше остаться в колледже. Я никогда не отчаиваюсь. Я обязательно поднимусь на ноги – найду достойную работу, создам хорошую семью.

Мамы и папы для взрослых сирот

– Задача нашего отделения – не только создать условия для подготовки рабочих кадров, но и научить обучающихся «взрослой» самостоятельной жизни, – говорит Людмила Мамедова, заместитель директора по воспитательной работе отделения подготовки квалифицированных рабочих «ВГППК». – Каждый год к нам приходят учиться подростки из разных специальных коррекционных школ-интернатов. Многие из них – сироты. В школах-интернатах ребята жили на всем готовом, рядом были воспитатели, которые приучили их к коллективному труду и отдыху. А у нас начинается взрослая самостоятельная жизнь, к которой они не готовы. С первых дней обучения в колледже мы создаем единое воспитательное пространство, в практическом плане – как семейное воспитание.

После интерната многие сироты получают квартиры социального найма и не готовы жить в них самостоятельно. Перед ними встают бытовые проблемы, вопросы оформления документов, платы за жилье. Для помощи учащимся в отделении есть служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Людмила Мамедова.JPG

– У наших студентов трудные судьбы, раненые души. Отсутствие матери в детстве отложило негативный отпечаток на всю жизнь. Сотрудники отделения колледжа становятся их «мамами» и «папами». Совсем недавно готовили с детьми концерт, посвященный Дню матери, и я столкнулась с большой внутренней болью в душе у наших ребят. Им бы очень хотелось иметь свою семью, чтобы мама была рядом. Для мамы одна девочка написала стихи, второй мальчик посвятил песню. Ребята пели с такой душой, с таким надрывом, что все взрослые в зале плакали, – рассказывает Людмила Мамедова. – Песня «Помолимся за родителей» звучала на два голоса как противостояние своим судьбам. Пусть не было у наших ребят родителей, но они о них всегда помнят, мечтают о встрече и о настоящей семье. За многие годы работы были случаи, когда после обучения сироты находили матерей в надежде на миг счастья. И как было им обидно, когда пьяная мама не хотела с ними разговаривать и выгоняла. Ребятам стыдно об этом говорить, говорит о том, как разбиваются все их мечты и надежды.

Зная о боли своих студентов, Людмила Мамедова обратилась к их матерям, другим родственникам:

– Вы нужны своим детям. Найдите в себе силы и время, чтобы с ними встретится, они вас ждут и мечтают обрести родную семью. Услышьте их, и увидите, как преобразиться и ваша жизнь.

Справка РИА «Воронеж»

На отделении подготовки квалицированных рабочих ВГППК сейчас учится 156 человек с ограниченными возможностями здоровья. Из них – 50 сирот, 38 детей-инвалидов детства. Сироты имеют право получить второе начальное профессиональное образование, задержавшись в колледже еще на 2 года 10 месяцев.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».