Новости

Общество

Спецпроект РИА «Воронеж». Пусть мама увидит. Жизнь после интерната

Воронеж, текст — Елена Миннибаева
  • 5126
Спецпроект РИА «Воронеж». Пусть мама увидит. Жизнь после интерната

До получения собственной квартиры совершеннолетние сироты могут жить в социальной гостинице.

После окончания школы-интерната большинство воронежских сирот поступают в профессиональные учебные заведения. Если при училище или техникуме есть общежитие, юношей и девушек размещают там. Если жилье для учащихся не предусмотрено и очередь на квартиру от государства еще не подошла, бывшие интернатовцы на время обучения могут поселиться в социальной гостинице, которая находится в Воронеже на территории школы-интерната №1.

Гостиница рассчитана на 12 человек, сейчас живут десять – шесть девушек и четверо юношей, один на днях отправится на службу в армию. Воспользоваться гостиницей могут интернатовцы из любого района Воронежской области.

Проживание в социальной гостинице, которая официально называется центром постинтернатовской адаптации, бесплатное. Комнаты двух- и четырехместные. Есть кухня, комнаты для стирки и глажки, холл с мягкой мебелью, где можно принимать гостей или отмечать общие праздники.

В отличие от интерната, где за детей всю бытовую работу делают взрослые, в гостинице сиротам приходится рассчитывать на собственные силы.

– Стирают сами, готовят, комнаты свои убирают по графику. Можно сказать, что это адаптация к будущей самостоятельной жизни. У нас бывало раньше, ребята выпускались, им сразу давали квартиры – так они приходили туда без элементарных бытовых навыков. Кто-то чайник спалил, другие белое белье с цветным постирали, еще некоторые магазинными пельменями долгое время питались, так как не умели готовить. А, проживая в гостинице, ребята друг у друга учатся домашним делам. К тому же за ними закреплены кураторы из наших воспитателей, которые как раз и обучают их азам взрослой жизни. Они им как мамы или старшие сестры, с которыми можно поговорить на любые темы, – рассказывает заместитель директора по социальной работе воронежской школы-интерната №1 Валентина Подкопаева.

Валентина Подкопаева
Фото – Виталий Грасс

В социальной гостинице действует строгий режим. Вернуться нужно обязательно до 22:00. Когда надо уехать по делам, постоялец пишет заявление. Жить здесь сироты могут до окончания учебного заведения. Если человек решил переехать в другое место, тоже нужно уведомить администрацию гостиницы.

– В гостинице ограниченное количество мест, поэтому, когда проживающий получает профессию и поступает на работу, но еще не имеет собственной квартиры, он должен сам снимать себе жилье. Здесь бывший интернатовец может воспользоваться договором социального найма, в этом случае государство ежемесячно выделяет по 10 тыс. рублей на оплату съемной квартиры. Этим договором могут, в принципе, воспользоваться и ребята, живущие в социальной гостинице, но для этого им нужно собрать необходимые документы, найти подходящего квартиродателя. Поэтому нашим ребятам проще жить в гостинице во время учебы, – объясняет Светлана Болдырева, заведующая центром постинтернатной адаптации выпускников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Светлана Болдырева
Фото – Виталий Грасс

Сотрудники интерната говорят, что много лет не могут победить стереотип: если человек учился в интернате, ему только одна дорога – в училище, а потом – рабочим на завод.

– Наши выпускники, как и выпускники других школ – люди разные. У всех своя неповторимая дорога в будущее. Наши ребята и в университеты поступают, и в колледжи, и в училища. Кто хочет учиться, устроиться хорошо в жизни, тот обязательно добивается своей цели. И неважно, выпускник ты интерната или престижного лицея. Конечно, детям богатых родителей проще по жизни, но и наши ребята тоже не лыком сшиты, сами протаптывают себе дорогу, – уверены сотрудники воронежской школы-интерната №1.

Ирина

Ирине Димитровой 19 лет. Она студентка второго курса воронежского филиала Российского экономического университета имени Плеханова.

У девушки было непростое детство. Родилась в Кантемировском районе, в дошкольном возрасте попала в интернат. Когда Ирине было восемь лет, ее взяли в приемную семью. Там она прожила четыре года, но отношения с опекунами не сложились, и девочка сама попросила вернуть ее в интернат. В выпускном классе Ирина много думала, куда пойти учиться, советовалась с учителями. Педагоги, ориентируясь на математический склад ума подростка, предложили выбрать экономическую специальность.

Ирина – отличница, все время посвящает учебе. Зубрить конспекты и писать рефераты ее никто не заставляет, кураторы оценки не проверяют. Девушка сама решила, что, если сейчас не будет стараться, ее мечта не исполнится.

– Мечтаю стать топ-менеджером в какой-нибудь солидной компании. Считаю, что у меня есть все данные для этого – ум, лидерские качества, целеустремленность. Буду стараться попасть на практику в хорошее место и показать себя там с лучшей стороны. Главное сейчас – не лениться и все учить, – считает девушка.

На первом курсе Ирина просила распечатать рефераты и курсовые работы в интернате, но решила, что пора быть независимым человеком – откладывала деньги со стипендии и накопила на свой принтер.

– Сейчас работаю над курсовой на тему «Организация коммерческой деятельности в розничном торговом предприятии». Мне нравится эта тема, сразу возникают мысли о собственном деле, представляю, какой бизнес я могла бы организовать, – улыбается Ирина.

На вопрос, знают ли однокурсники, что Ирина – выпускница интерната, девушка отвечает, что никогда этого не скрывала – и не собирается.

– В университете все знают, откуда я, никакого негатива по отношению к себе не чувствую. А если бы кто-то попытался меня упрекнуть интернатовским прошлым, я бы сразу поставила на место. Я слышала от своих друзей по интернату, что в других вузах не любят таких, как мы, считают – если ты из интерната, значит, не такой как все, агрессивный, и надо держаться подальше от такого человека. Но посмотрите на нас: мы же все из одного теста. И в хороших семьях вырастают неблагополучные дети, и интернаты воспитывают одаренных ребят. Все индивидуально, – говорит Ирина Димитрова.

Лена

Елена Русакова осваивает специальность «Телевидение и радиовещание» в Воронежском промышленно-гуманитарном колледже.

В будущем девушка планирует поступить на факультет журналистки ВГУ. Лена хочет работать на телевидении. Говорит, что сначала не думала об этой профессии, все телеведущие казались ей небожителями, но педагоги сказали, что у Лены все данные для работы на телевидении – грамотная речь, умная голова, хорошая дикция и привлекательная внешность.

– Пока мы еще изучаем общеобразовательные предметы, но я очень хочу приступить к профильным, научиться снимать на камеру, озвучивать сюжеты. Это так интересно – быть журналистом, первым узнавать новости, рассказывать их людям, – говорит Елена.

Света

Света Помехтова собиралась поступать на математический факультет ВГУ. Девочке хорошо давались точные науки. Но уже в 11 классе она резко поменяла планы.

Сейчас Света – студентка первого курса Воронежского медицинского колледжа, учится по специальности «Акушерское дело». Останавливаться на среднем профессиональном образовании она не собирается: в будущем намерена поступить в медицинскую академию и получить профессию гинеколога.

– Я знаю, что это очень сложно, но буду стараться. Мне нравится эта профессия, работа акушера связана с чудом рождения, разве это не прекрасно? – признается Светлана.

Света – пример человека, которого жизненные сложности не лишили доброты и отзывчивости. Девочка попала в интернат в семь лет. Отец ушел из семьи и пропал, мать сильно заболела. Через четыре года отец объявился, начал искать встреч с дочерью, но забирать к себе Свету родители не спешили. Несмотря на это, девочка не держит на них зла. Наоборот, говорит, что, повзрослев, полюбила их всей душой.

– У всех свой жизненный путь. Видимо, мой путь должен был пройти через интернат. Если бы меня забрали родители к себе в Таловский район, я точно не училась бы сейчас в медколледже. А так мы сейчас общаемся хорошо, я к ним в гости приезжаю. Стану доктором, буду их и сестру старшую лечить, – объясняет Света.

Каждый выпускник-сирота, выходя из интерната, получает на руки сберегательную книжку с крупной суммы. Эти средства должны пойти на обустройство квартиры, которую сирота получит от государства. Педагоги говорят, что важно не поддаться соблазну и не растранжирить эти деньги на дорогие телефоны, модную одежду и вечеринки в клубах. Света свою сумму с пятью нулями положила под проценты в банк.

– Надеюсь, что через два-три года, как раз к окончанию колледжа, получу жилье и куплю в собственную квартиру красивую мебель, посуду, шторы на окна – это будет мое личное, – говорит девушка.


ВХОД

Используйте аккаунты соцсетей

РЕГИСТРАЦИЯ

Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA

Не помню пароль :(