Вы или ваш близкий человек заболели и подозреваете, что это коронавирус. Сразу звонить в «скорую» или идти в поликлинику? Может, раз медучреждения перегружены, полечиться самостоятельно? Должны ли близкие уйти на самоизоляцию, если ковид у вас подтвердится? Обеспечат ли вас бесплатными лекарствами? А не будет ли такого, что по медицинским показаниям необходимо лечь в больницу, а места там не хватает?
РИА «Воронеж» публикует ответы экспертов воронежского облздрава и регуправления Роспотребнадзора на самые актуальные вопросы, волнующие тех, у кого есть симптомы заболевания.
Почему нельзя заниматься самолечением?
Наталия Нехаенко, заместитель руководителя департамента здравоохранения региона:
– Очень часто, если медработники не назначают пациентам антибактериальные средства, люди идут в аптеку, сами их покупают и начинают применять. Это очень опасно, так как мы можем получить полностью резистентные штаммы микроорганизмов, которые потом не сможем вылечить никакими существующими сегодня антибиотиками, и люди начнут погибать от банальных инфекций, таких как фурункул. Это просто катастрофа!
Когда стоит идти в поликлинику?
Наталия Нехаенко:
– Если человек относительно легко переносит коронавирусную инфекцию, у него невысокая температура, нет выраженной слабости и ощущения нехватки воздуха, то он быстрее получит помощь, если сам придет в поликлинику.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Когда пора звонить в скорую помощь?
Наталия Нехаенко:
– Вызывать скорую помощь необходимо в том случае, если состояние больного требует госпитализации или оказания неотложной помощи на дому. Это высокая неснижаемая температура, чувство нехватки воздуха, боль в груди, одышка. Имеет значение и возраст пациента: у людей старше 65 лет часто встречаются сопутствующие патологии, хронические заболевания, такие как сахарный диабет, ожирение, что предполагает более тяжелое течение болезни. Поэтому, если на фоне относительно неплохого самочувствия у такого пациента наступит резкое ухудшение состояния, тоже необходимо вызвать «скорую».
Нагрузка на бригады скорой помощи огромна. Существуют ситуации, когда к пациенту действительно нужно приехать в кратчайший срок: это инфаркт, инсульт, острые хирургические и акушерские патологии, травмы. Бывает невероятно обидно, когда скорую помощь вызывают молодые люди, у которых слегка першит в горле, а в это время экстренную помощь не может получить «тяжелый» пациент.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Как открыть больничный?
Как сообщили в пресс-службе департамента здравоохранения Воронежской области, больничный лист выпишет врач, если пациент вызовет его на дом или сам придет в поликлинику. Из-за больших объемов работы вы можете не дождаться врача по вызову в тот же день, поэтому, если состояние позволяет, проще будет самостоятельно добраться до поликлиники.
Участковые терапевты работают в две смены: с 8 до 14 часов и с 14 до 22 часов. Если вы не попали в смену своего участкового терапевта, то можно обратиться к дежурному врачу или в кабинет неотложной помощи. Больничный лист пациенту откроют после обязательного осмотра врача, при наличии показаний, начиная от даты регистрации обращения в поликлинику.
Должны ли родные и друзья заболевшего соблюдать самоизоляцию?
Галина Ласточкина, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Воронежской области:
– Учреждение здравоохранения, врач которого поставил диагноз COVID-19, выписывает экстренное извещение, которое поступает в центр гигиены и эпидемиологии. На основе извещения проводится эпидемиологическое расследование, в ходе которого идет опрос заболевшего. Один из вопросов, который ему задает эпидемиолог: кто с вами был в контакте? Санитарные правила определяют несколько кругов контактов: ближний, средний и дальний. Ближний – это семья. Человек называет, с кем именно из своих близких он был в контакте, эта информация поступает в медучреждение по месту жительства в виде предписания, врач осматривает контактных и выписывает им больничный лист. Они получают СМС-уведомление о том, что должны находиться в изоляции по определенному адресу. Хорошо, если члены семьи больного могут изолироваться в отдельном жилье, например на даче. Если это невозможно, то они должны жить хотя бы в отдельных от больного комнатах. При соблюдении масочного режима и мер дезинфекции риск заболеть минимален. К сожалению, контактные, получив больничный лист, не изолируются, а ходят по улицам, торговым центрам. Поэтому проводится выборочный контроль: сотрудники полиции и Роспотребнадзора в любой момент могут посетить контактных по месту их изоляции.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Можно ли рассчитывать на бесплатные лекарства?
Наталия Нехаенко:
– Лекарственное обеспечение пациентов на амбулаторном этапе осуществляется за счет федерального бюджета. Есть расчетный норматив, по которому осуществляется финансирование этой программы. Средств из федерального бюджета не всегда хватает, поэтому правительство Воронежской области также выделяет средства из резервного фонда на лекарства. Так, из федерального бюджета на лекарства было выделено 440 млн рублей, из областного бюджета – 115 млн. Препараты закупаются с учетом прогнозного роста заболеваемости, но она в последнее время стала расти лавинообразно.
Поэтому поставки медикаментов несколько запаздывали, и у нас был короткий промежуток времени, когда некоторые пациенты не получали бесплатные лекарства. Сейчас лекарственные средства для амбулаторного этапа полностью закуплены, и все граждане будут ими обеспечены. Но какие именно лекарства рекомендовать в каждом конкретном случае, решает лечащий врач. Вполне вероятно, что ваш набор лекарств будет не таким, как у вашего соседа.
До поликлиники сложно дозвониться – это нормально?
Наталия Нехаенко:
– Существует проблема отсроченного обслуживания вызовов. Мы находимся в очень сложной эпидемиологической ситуации, наблюдается прогрессивный рост заболеваемости. Помимо 600−700 ежедневно заболевающих жителей с официально подтвержденным положительным ПЦР-тестом, у нас есть еще пациенты, не прошедшие ПЦР-тест, но с отчетливыми клиническими проявлениями, и есть те, кому диагноз поставили по результатам КТ. Поэтому получается, что количество людей, которые нуждаются сегодня в помощи, гораздо больше, чем ежедневно прибавляющиеся 600−700 пациентов, и нагрузка на систему здравоохранения выросла многократно. В некоторых поликлиниках количество вызовов достигает 3−4 тыс. в день. А количество медицинских работников, работающих в поликлиниках, не прибавилось, они также болеют, и у нас есть потери – около 40 человек.
Эта проблема решается?
На борьбу с коронавирусом мобилизованы все ресурсы. Для того чтобы обеспечить медицинской помощью всех нуждающихся в ней, бюджетные учреждения Воронежа передали часть своего автотранспорта на обеспечение нужд больниц. Вводится практика записи вызовов врачей на дом через Telegram-чаты (положительный опыт получен в Россоши).
Организованы дополнительные телефонные линии. Продлены смены приема врачей, правительство области проводит активную работу по привлечению на работу медиков, вышедших на пенсию, и сотрудников коммерческих медицинских центров.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Мест в больницах не хватает?
Специалисты облздрава подчеркнули: мест мало, но они не заканчиваются. Заполняемость «ковидных» коек очень высока, однако по договоренности с правительством области в оперативном режиме производится перепрофилирование как корпусов лечебных заведений, так и учреждений соцзащиты для организации дополнительных мест. Общее количество ковидных коек сейчас – 7751.
Ковидные койки разместились в Областном геронтологическом центре, в санатории имени Горького, в Воронеже. Готовится к открытию ковидное отделение на базе дома-интерната для престарелых и инвалидов в Калачеевском районе.
По договоренности с Министерством обороны на базе военного госпиталя выделено 25 ковидных коек для лечения гражданских лиц.
Ковидные отделения, большую часть которых весной 2021 года ликвидировали на фоне спада количества зараженных, снова открыты в районных больницах Воронежской области. Полностью перепрофилирован семиэтажный корпус ВОКБ №1 и четыре роддома: в Семилуках и Богучаре, роддом №3 и, частично, роддом №2 в Воронеже. Нагрузка перераспределена на оставшиеся родильные дома. Недавно открытый Центр диагностики постковидных осложнений активно перепрофилируется под госпиталь.
А кислорода хватит?
Одно из главных опасений жителей области – не закончится ли кислород для больных коронавирусом. Правительство области этот вопрос держит на особом контроле.
По личному поручению губернатора Александра Гусева кислородные концентраторы с недостроенного онкоцентра перемещены в две городские больницы. Монтаж оборудования уже завершили.
С августа по октябрь 2021 года дополнительно к имеющимся в больницах закупили 628 прикроватных концентраторов. Последняя поставка была 14−15 октября. Концентраторы поступили в областную больницу №1, оттуда их переместили в медицинские учреждения города и области.
Организованы централизованные поставки кислорода АО «КБХА» в объеме 33 т в сутки и еженедельные поставки из Липецка (64 т в неделю).
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Почему в районных больницах берут ограниченное количество ПЦР-тестов в день?
Наталия Нехаенко:
– ПЦР-тесты – это исследования на наличие коронавирусной инфекции в организме человека, и они проводятся в специальных лабораториях. В начале пандемии у нас была возможность проводить около полутора тысяч исследований. Затем была проведена полная модернизация лабораторной службы, и объемы проводимых исследований увеличились практически в пять раз. Это позволило обеспечить регламентируемый охват населения ПЦР-исследованиями: около 200 исследований на 100 тыс. человек в сутки. Но сейчас потребность выше, и мы вышли уже на мощность 300 исследований на 100 тыс. человек в сутки. Но необходимо равномерно распределить эти возможности на медицинские организации в зависимости от количества прикрепленного населения.
Ежедневно машины из Воронежского диагностического центра выезжают в каждый район, собирают ПЦР-тесты и доставляют их в лаборатории. Но возможности лабораторий все же ограниченны, и дальше наращивать ПЦР-исследования практически невозможно: для этого потребовались бы новые помещения, оборудование, а главное – специалисты, которых сейчас не хватает. Поэтому медицинские организации мы сориентировали на то, чтобы ПЦР-исследования проводили определенному контингенту. Например, в семье из четырех человек кто-то заболел, у него положительный ПЦР-тест. И если те же признаки заболевания возникают у остальных членов семьи, то очевидно, что диагноз им можно поставить и без ПЦР-тестов, на основании клинических данных.
Если грамотно выстроить диагностику, то существующих объемов лабораторных исследований вполне достаточно. Сейчас на территории области работает 29 лабораторий, которые осуществляют ПЦР-исследования, и при желании ПЦР-тест можно пройти на коммерческой основе. Но хочу отметить, что ПЦР-тест никого не лечит. Так же как и КТ, который нельзя делать без показаний врача, поскольку это огромная нагрузка излучения на организм. К тому же в начале заболевания КТ может быть просто неинформативным.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
В Москве запустили экспресс-тесты. Нужны ли они в Воронежской области?
Галина Ласточкина:
– При положительном экспресс-тесте обязательно требуется подтверждающий ПЦР-тест. Поэтому смысл проведения экспресс-тестов практически сводится к нулю. Если человек чувствует себя хорошо, но беспокоится, и ему просто на всякий случай хочется обследоваться, он может сам обратиться в лабораторию и платно сдать ПЦР-тест.
Будут ли брать ПЦР-тест повторно при закрытии больничного?
Наталия Нехаенко:
– Ресурсы лабораторий при взрывном росте заболеваемости какое-то время не позволяли нам проводить все ПЦР-тесты, поэтому мы временно приостановили контрольные исследования. Важнее было справиться с первичной диагностикой, ведь в этот период человек наиболее контагиозен. Сейчас мы вернулись к повторным исследованиям, но будем делать контрольные ПЦР-тесты только тем, кто возвращается после закрытия больничного в организованный коллектив, в том числе школьникам, которые учатся не на дистанте, и воспитанникам детских садов.
Через какое время после ковида можно вакцинироваться?
Наталья Сорокина, главный инфекционист департамента здравоохранения Воронежской области:
– Вакцинироваться нужно через шесть месяцев после перенесенного заболевания или предыдущей вакцинации, так как есть риск повторного заболевания. Повторно прививаться можно любой из вакцин. Такая экстренная вакцинация будет продолжаться до момента создания коллективного иммунитета, то есть когда привито будет 60% населения. Сейчас привито только 35%. Хотя сейчас мы видим, что ежедневно число вакцинированных растет, за сутки оно составило 17 тыс., при этом 11 тыс. сделали прививку впервые. Если будет достигнут коллективный иммунитет, прививки можно будет делать реже.