Руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова прокомментировала журналистам результаты проверки управления Минюста, по итогам которой организацию планируют включить в реестр «иностранных агентов». На встрече в пятницу, 20 февраля, она рассказала, что юристы тратят все ресурсы организации, в том числе и международную благотворительную помощь, на бесплатную защиту всех нуждающихся в ней журналистов, на семинары и пособия в области правового регулирования работы СМИ. Арапова считает, что в ее словах нет политики, которую ей приписали контролеры. Она как эксперт и юрист-практик комментировала изменения в законодательстве, ставящие в более жесткие рамки журналистов и пользователей интернета, что делают и другие специалисты в области медиаправа.
Юристы Центра собираются бороться за то, чтобы не оказаться в списке, попадание в который даст возможность штрафовать их и создаст проблемы в работе.
В офисе Центра защиты прав СМИ, куда проверяющие Минюста прислали 18 февраля акт проверки, в пятницу собрались более 20 журналистов. Они пришли поддержать юристов, которые много лет бесплатно защищают СМИ в судах, консультируют, как избежать нарушений при публикации острых текстов и рекламы.
Встреча совпала с визитом в офис и.о начальника отдела по делам некоммерческих организаций управления Минюста Елены Подвигиной. Она пришла известить Арапову о явке в ведомство для составления административного протокола, который пойдет в суд.
На его основании Центр смогут оштрафовать на полмиллиона рублей за то, что его руководство добровольно не включило организацию в реестр. От комментариев чиновница отказалась, сообщив, что «не уполномочена». Кто уполномочен комментировать результаты внеплановой проверки, Подвигина не пояснила. При этом именно ее подпись стоит под актом о том, что деятельность Центра носит «ярко выраженный политический характер».
- За последний год в реестр внесли 38 организаций. Ни одна организация добровольно навешивать на себя ярлыки не стала. Мы политикой никогда не занимались, как и многие другие из списка, - пояснила Галина Арапова. - Комитет против пыток, который помог сотням россиян, подвергнувшимся пыткам, выиграть иски в Европейском суде. Сахаровский центр, который содержит музей академика Андрея Сахарова. Комитет солдатских матерей из Санкт-Петербурга, помогающий тем, чьи дети погибли или пострадали в армии. Все они там. Мы остались фактически последними, поэтому пришли и за нами. Для нас, действительно, честь быть с этими людьми, с достойными организациями в одном ряду. Но как дальше с этим жить и работать? Я не смогу комментировать законодательство о СМИ? Это несерьезно. Я специалист в этой области, я соавтор многих книг и даже научно-практического комментария к Закону РФ о СМИ, который издан, помещен в правовой базе «Гарант», которым пользуются юристы России. Меня и спрашивают, как эксперта, поэтому я и комментирую. И Минюст это посчитал политической деятельностью.
Организация никогда не скрывала, что получает гранты на работу из международных фондов - Европейской комиссии, Совета Европы и нескольких частных фондов, которые поддерживают свободу слова в разных странах.
- Специалисты Минюста проверяли нас полгода назад в июле, никаких претензий не было. Вся та же структура расходов - семинары, книжки, командировки. Ничего не изменилось. За прошлый год по документам получилось, что поступления выросли. В среднем наша организация ведет огромную работу по всей стране при весьма скромном общем бюджете в 7-8 млн рублей, в 2014 году мы получили 14 млн рублей. На наш счет поступил большой грант от Еврокомиссии для работы четырех крупных организаций в консорциуме, который мы координируем, для защиты российских журналистов. В него вместе с нами вошли Союз журналистов России, Фонд защиты гласности и международная правозащитная организация Article 19, средства на работу мы уже им перечислили в рамках договора сотрудничества, - рассказала Галина Арапова.
О принудительном включении в реестр «иностранных агентов» Центра защиты прав СМИ Минюст уведомит пресс-релизом на своем сайте. Зачастую это происходит еще до того, как суд штрафует правозащитников на крупную сумму. С момента попадания в список медиаюристы будут обязаны писать на своих книжках, на сайте, сообщать на семинарах о том, что они «иностранные агенты» и якобы действуют в интересах иностранного государства.
Медиаюристы попробуют доказать в суде, что включение их в реестр не имеет оснований, так как они вне политики. Пока это удалось лишь одной организации в России. Также Центр сможет попробовать обжаловать свое включение в список, которое, судя по тенденции, неизбежно.
- Нас считают вредителями государственным интересам, что абсурдно для каждого, кто знаком с нашей деятельностью. Закрываться мы не хотим. Не для того мы 18 лет работали, нарабатывали правовой опыт. Мы понимаем, что мы нужны как единственная организация, которая занимается защитой журналистов. Больше в нашей сфере нет никого, кто 24 часа в сутки оказывал бы правовую помощь журналистам и всем заинтересованным организациям в области законодательства о СМИ. Мы обещаем бороться, на что придется потратить много времени и ресурсов. После включения в реестр нас могут непрерывно проверять и попросту смогут «задавить» штрафами. Каждый раз, когда Минюст посчитает нужным или ему, как сейчас, придет заявление «бдительного гражданина», имя которого они не называют, нас смогут штрафовать на 500 тыс. рублей – 1 млн рублей, пока не разорят. Если появится цель выбить нас из этой ниши, мы будем вынуждены закрыться, - призналась Галина Арапова.
Заплатить штраф Центру придется из средств, которые он получает от абонентских соглашений с редакциями – это по 5-7 тыс. рублей от редакции ежемесячно. Средства от грантов целевые, их расходование жестко проверяют, на штрафы их расходовать нельзя. Если правозащитников вынудят отказаться от зарубежного финансирования, они могут стать юридической конторой. Тогда им придется брать как минимум по 7 тыс. рублей за посещения судебных процессов с журналистом, которых может быть от пяти до 15 за рассмотрение одного иска. Одна консультация, по утвержденным тарифам адвокатской палаты, может стоить от 500 рублей. Это может больно ударить не только по воронежским, но и по российским СМИ.
- Проблема не в том, что мы делаем, а в том, что у нас есть в доходах иностранные деньги. Это как красная тряпка для быка. Не важно, на что мы эти деньги тратим, и кто источник финансирования. Поэтому нашу деятельность и подогнали под нужный результат – под «политику». Больше того, Минюст процитировало протоколы общественного совета ГУ МВД по Воронежской области, где я являюсь председателем. Якобы я повлияла на журналистов – членов совета, когда озвучивала необходимость разъяснять гражданам работу полиции, касающуюся охраны общественного порядка, и предлагала способствовать формированию стандарта антикоррупционного поведения среди населения. Как будто этого не надо было делать. Также и все мои высказывания как эксперта назвали политическими и противоречащими интересам государства, - отметила Галина Арапова.
Согласно акту проверки Минюста, некоммерческую организацию считают иностранным агентом, если она получает средства от иностранных фондов, а также если участвует в политической деятельности. Два этих фактора позволяют Минюсту включить НКО в реестр принудительно. Его специалисты почти на 30 страницах процитировали высказывания Галины Араповой из интервью различным изданиям. В них юрист критически оценивает некоторые изменения в законодательстве, такие как возвращение уголовной статьи о клевете, ограничения для журналистов за критику частной жизни чиновников, внесудебную блокировку сайтов и закон о блогерах. Контролеры посчитали политическими выражения Араповой о «несправедливом правосудии», «ранимых чиновниках», «ошибках законодателя».