Концепции нового фасада здания Воронежского театра оперы и балета представили в четверг, 18 марта. В конкурсе на лучший архитектурно-художественный образ определили пятерых финалистов. О самых интересных решениях каждого из них – в материале РИА «Воронеж».

Архитекторам предстоит очно защитить свои концепции перед жюри, которое оценит как уникальность и художественную выразительность проектов, так и эксплуатационные показатели обновленного здания театра. Призовой фонд составляет 1,1 млн рублей: 600 тыс. за победу, 300 тыс. – за второе место, 200 тыс. – за третье. Победителя выберут во вторник, 23 марта.

Классика в 3D

Авторы проекта – Михаил Степучев и Ирина Сидорова, АНО «Архпроект», Воронеж
Авторы проекта – Михаил Степучев и Ирина Сидорова, АНО «Архпроект», Воронеж

По первому проекту архитектура театра должна остаться практически неизменной – фасады решили оставить «в ритме и деталях исторического здания». При этом здание театра архитекторы хотят установить на подиум, расширить его в обе стороны и увеличить по высоте в части сценической коробки. Входную группу дополнят каскадом ступеней, по мнению проектировщиков, «придающих объему величественность». Предполагается, что само здание сместится к улице Плехановской на величину расширения.

Внутри театра проектировщики хотят увеличить высоту зрительного зала, добавив еще один ярус галереи, и дополнить фойе сводом, что изначально было в проекте 1939 года. Малый зал на 364 места со своим фойе и театральным музеем предлагается разместить в цокольном этаже. Вместимость большого зала должна вырасти до 1280 мест. Гардероб, кассы, буфеты, фойе, лестницы, санузлы и другие элементы внутреннего убранства останутся практически на своих местах.

Производственные цеха «уйдут» в другое здание. Гримерки, залы и помещения для хранения декораций и реквизита останутся в подвальной части, там же разместят парковку на 60 мест для сотрудников.

Декорации предлагают загружать со стороны Центрального рынка. Изначально по своему убранству театр задумывался на уровне столичных образцов, но борьба с архитектурными излишествами в свое время не позволила этого сделать. Теперь же такая возможность есть. Поэтому все элементы фасада предлагают сохранить в неизменном виде и по необходимости дополнить элементами в том же классическом стиле.

Входная группа и гранитный цоколь по проекту решены сдержанно, что естественно для новодела. Элементы интерьера отреставрируют или создадут заново. Для этого здание будет полностью отсканировано, а все утраченные детали воссозданы на 3D-принтере.

Свет и воздух

Авторы проекта – Александр Забнин, Анна Забнина и Сергей Забнин, Воронеж
Авторы проекта – Александр Забнин, Анна Забнина и Сергей Забнин, Воронеж

Второй коллектив поставил перед собой задачу разработать концепцию фасадов и интерьеров с максимальным сохранением привычного облика театра с его лаконичным объемным решением. По мнению архитекторов, внесение радикальных изменений в образ здания может вызвать негативную реакцию воронежцев и исказить исторически сложившуюся и привычную для горожан панораму площади Ленина.

Поэтому фасады по площади Ленина и улице Пушкинской они воспроизвели с максимальной точностью, но с пропорциональным увеличением в 1,2 раза. Боковые фасады выполнили в стилистике старого здания с сохранением ритмического ряда спаренных колонн.

Объем сценической коробки немного увеличили, а на боковых фасадах оформили это как новый композиционный акцент. При проработке фасада со стороны улицы Пушкинской учли, что прежний фасад, даже увеличенный по габаритам в 1,2 раза, на фоне новой сценической коробки смотрелся непропорционально маленьким. Для создания постепенного перехода между этими объемами в проекте появился новый композиционный элемент: блок, повторяющий контуры портика, но больший по высоте. Он полностью сделан из панорамного остекления и предполагает размещение в нем блока гримерных. Кроме того, он адаптирован для нужд маломобильных групп населения. Для них на боковых фасадах предусмотрены отдельные входы с лифтом.

Эта концепция, по мнению проектировщиков, возможна только при корректировке внутренней структуры зрительской зоны. В частности, малый зал предполагается перенести в подземный этаж.

Цветовое решение фасадов хотят оставить без изменений: основной тон – бежевый, колонны, пилоны и декор – белые. Концепция предполагает объединение внутреннего пространства здания с окружающей его территорией. Это, по мнению проектировщиков, «позволит впустить свет и воздух» в театральные вестибюли, холлы и фойе, традиционно изолированные от внешней среды.

На боковых фасадах по Плехановской и Театральному проезду предусмотрены стены из панорамного остекления, что обеспечит визуальное «взаимное перетекание» внутреннего и внешнего пространств. Витражное остекление позволит осветить и подземный этаж, на котором будет располагаться малый зал на 200 мест. Большие витражи появятся и в кабинетах руководителей театра. Цветовое решение интерьеров: основной тон, как и на фасадах, – бежевый, колонны, пилоны и декор – белого цвета с позолотой. Проработка конкретных интерьерных решений, как сообщили авторы, требует дополнительной информации об объемах финансирования.

Внутренний минимализм

Авторы проекта – Дмитрий Каменский, Владимир Баранов, Карина Зимина, Ольга Кулиш. Санкт-Петербург, архитектурное бюро «AKME»
Авторы проекта – Дмитрий Каменский, Владимир Баранов, Карина Зимина, Ольга Кулиш. Санкт-Петербург, архитектурное бюро «AKME»

Первый блок, который выходит на площадь Ленина, прямо отсылает к существующему театру. Это поможет сохранить исторически сложившийся архитектурный ансамбль площади. Доступ в здание возможен как по лестнице, так и по пандусу с двух сторон.

Второй блок призван подчеркнуть архитектуру первого. Его решение минималистично. Также он вступает в диалог со строениями со стороны Пушкинской улицы: гостиницей «Азимут» и Центральным рынком. В пропорциях он ориентируется на старое, но «пропуская приемы через призму нового времени».

Интерьер является продолжением экстерьера. Используется тот же камень, что и на фасаде. На первом этаже с помощью упрощения формы и добавления светового лайтбокса «достигается эффект торжественности при входе». Лестничный марш решен по принципу контраста дерева и камня. Он представляет собой цельный минималистичный объем лестницы и перил, встроенных в деревянные панели. Зрительный зал использует те же принципы и цветовую гамму, что и другие помещения: сочетание деревянных панелей, бархата синего и темно-серого цветов. В качестве акцента решили применить желтый цвет штор на сцене.

Древняя Греция с сурдопереводом

Авторы проекта – Михаил Степучев (АНО «Архитектурный проект»), Денис Маркин (Воронеж), Сергей Куцевалов (Москва)
Авторы проекта – Михаил Степучев (АНО «Архитектурный проект»), Денис Маркин (Воронеж), Сергей Куцевалов (Москва)

Четвертая архитектурная концепция также сохраняет эстетику сложившегося исторического ансамбля главной площади Воронежа. Новый облик театра создается из существующего фасада здания с добавлением двух надстроек с полукруглой кровлей. Архитектурные украшения фасада повторяют элементы современного убранства здания. Декоративное обрамление окон, фонари, внешнее освещение, скульптуры на крыше – аналогичны существующим.

В интерьере театра также предлагают использовать ордерную систему с рустовкой стен, а также сохранить существующие исторические люстры и бра с добавлением скрытой современной подсветки.

Функционально зрительная зона не меняется, только добавляется размещение объемных витрин для исторических костюмов, театральных макетов и эскизов на третьем этаже. На потолке фойе предусматривается возможность устройства технологического света и звуковой аппаратуры для проведения театральных мероприятий.

Форма зала разработана под руководством известного акустика Анатолия Лившица, поэтому материалы отделки стен зрительного зала были с ним согласованы и им одобрены. Кресла зрительного зала предполагается оборудовать системой компьютерного сурдоперевода, так называемой «системой Фигаро». Она позволяет проводить оперные спектакли на родном языке, приглашать лучшие иностранные коллективы и делать происходящее на сцене понятнее для молодежи.

По проекту меняются местами два зала – балетный и универсальный. Это позволит создать большой двухсветный балетный зал с естественным освещением размером 15 на 27 м. На один этаж выше поднимается аппаратная студия звукозаписи и появляется возможность создать три репетиционных зала по 100 кв. м каждый. Архитектурное решение крыши позволяет создать двухуровневую систему водоудаления, так что театр будет освобожден от сосулек и уборки крыши зимой, а фасад здания не будет обезображен изгибами водосточных труб. Генпланом предусматривается сохранение всех существующих деревьев вне пятна застройки, передвижка памятника Пушкину и дополнительные клумбы с низкорослыми горными соснами и стелющимся можжевельником.

Инновационный храм элитного искусства

Авторы проекта – творческий коллектив Купер&elforma: АНО «Студия СФУМАТО» и Студия архитектуры и дизайна elforma из Москвы
Авторы проекта – творческий коллектив Купер&elforma: АНО «Студия СФУМАТО» и Студия архитектуры и дизайна elforma из Москвы

Концептуальная особенность последнего проекта – это создание образа театра как храма элитного искусства. Для этого выбрали классический стиль высокого Возрождения – Ренессанс, но воплощенный в современных материалах с применением инновационных технологий. Здание функционально состоит из двух неравноценных объемов, обусловленных четким зонированием: малого (зрительного комплекса) и большого (технологического комплекса).

Архитектурные решения главного фасада визуально отсылают к историческому образу Воронежского театра. Сохранены геометрия и декор фронтона, но пропорции стали более выделенными, декор – более изысканным. Проектировщики выбрали простую геометрию окон, позволяющую комбинировать их, создавая эффект ленточного остекления. Каркас окон сделан из алюминиевого профиля «под бронзу». Парадность им придают вставки в виде розеток с изображением известных композиторов или мастеров хореографии, а также наличники сложного профиля.

Вокруг здания – колоннада коринфского ордера, которая поддерживает верхнюю часть, выполненную в классической манере Ренессанса. Капители колонн акцентированы металлизированным покрытием золотистого цвета под бронзу. Сводчатая остекленная кровля с богато декорированными окнами делает здание похожим на драгоценную шкатулку. Завершает кровлю ажурная решетка.

Фасады технологического комплекса повторяют архитектурные решения зрительской зоны, продолжая заданный ритм колоннадой вокруг здания. Все вместе создает образ храмового сооружения.

Предложенное решение сводчатой кровли дает возможность создания уникального интерьерного пространства. Большие зоны, освещенные естественным светом, увеличивают диапазон функционального использования помещений. При небольших корректировках планировочных схем можно увеличить площадь репетиционных залов почти в 1,5 раза. Впечатляющая роскошь интерьеров достигается применением современных материалов, по заверениям проектировщиков, «прекрасно заменяющих дорогостоящие натуральные материалы», а также инновационными системами подсветки.

Контекст

Губернатор Александр Гусев поручил провести публичный конкурс на разработку нового облика Воронежского государственного театра оперы и балета в сентябре 2020 года. Техническое задание сформировали на основе концепции реконструкции здания, подготовленной проектным институтом «Гипрокоммундортранс». Ранее предложенные архитектурные решения фасадов не получили однозначной поддержки экспертного сообщества и рабочей группы. Организатором нового конкурса стал областной департамент архитектуры и градостроительства, оператором – Бюро деловых событий. Участники подали на конкурс девять проектов. Работы поступили из четырех городов России: Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и Владикавказа.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».