Режиссер воронежского спектакля «Ак и человечество»: «Мы не знаем чувства меры»

, Воронеж, текст — , фото — Алексей Бычков
  • 11282
Режиссер воронежского спектакля «Ак и человечество»: «Мы не знаем чувства меры» Режиссер воронежского спектакля «Ак и человечество»: «Мы не знаем чувства меры»
Дмитрий Егоров рассказал о работе над постановкой в Камерном театре.

Премьерный показ спектакля «Ак и человечество» по рассказу советского писателя Ефима Зозули прошел в Воронежском камерном театре во вторник, 8 сентября. Режиссер постановки Дмитрий Егоров рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» об актуальности советской антиутопии, выстраивании диалога со зрителем и работе с местными актерами.

– В последнее время, как мне кажется, многие нерадостные черты советского времени возвращаются в нашу жизнь. И пока они есть, такие произведения будут актуальны, – сказал Дмитрий Егоров. – Я не могу назвать себя старым, но я помню советские годы, и понимаю, что сейчас начинают проявляться многие похожие ситуации. Поэтому именно советская и именно антиутопия важна сегодня как жанр.

– О чем для вас эта пьеса и о чем получился спектакль?

– В первую очередь о том, что мы ни в чем не знаем меры – ни в строгости, ни в свободе. Дали бы нам самого гуманного и разумного правителя – я уверен, мы бы с этим не справились. Это, видимо, такая черта русских людей. От строгости один шаг до тоталитарного режима, от свободы один шаг до разврата.

– На афише спектакля, плакатах и реквизите изображено восходящее или заходящее солнце?

– Это скорее застрявшее солнце. Ни разу за спектакль оно не взошло, ни разу не село. Это некий символ нашей страны – страна застрявшего солнца.

 
Фото — Алексей Бычков

– Сам рассказ достаточно короткий, кроме Ака, конкретных действующих лиц в нем нет. Как вы искали подход к такому тексту?

– Мы вместе с артистами долго разбирали текст Зозули. У рассказа мощная литературная энергия, и у нас получился литературный спектакль. Здесь нет ни слова от себя, кроме моментов, когда мы предупреждаем, что сейчас будут наши слова. Нашей задачей было донести до зрителя этот текст, написанный почти 100 лет назад. Очень многое из написанного в рассказе применимо к сегодняшнему времени, и меня задевает, что эти вещи так остро звучат в 21 веке. Важно было поговорить об этом, о том, что мы не учимся на своих ошибках.

– Как сработались с воронежскими актерами?

– Основные репетиции пришлись на май и июнь, и это был совместный поиск. Мне кажется, мы друг друга услышали. Я вообще режиссер нестрогий, и спектакль был выпущен в содружестве.

– Вы говорили, что давно хотели поработать вместе с Камилем Тукаевым. В роли Ака сразу видели его?

– Когда мы утвердили спектакль и Камиль Тукаев вернулся в театр, стало сразу понятно, что Ака будет играть он. Мне кажется, он очень человечный артист, а Ак из всех героев тоже самый человечный, поэтому они как-то совпали для меня.

– Заполненные анкеты зрителей в конце спектакля возникли на экране – зачем это сделано?

– Рассказ заканчивается словами, что люди живут и как будто никогда не поднимают вопроса о своем праве на жизнь. Поэтому по смыслу важно зрителя выпустить с этим вопросом. Когда произведение заканчивается, этот вопрос задается внутри, никуда от него не убежать. Но все-таки не задавать же его прямым текстом. Поэтому когда зрители видят свои ответы на несколько простых вопросов анкеты, они невольно сравнивают себя с героями спектакля, уходят из зала с этим вопросом. Цель же не в том, чтобы спектакль людям понравился или не понравился, а в том, чтобы разговор со зрителем получился, чтобы что-то произошло с людьми за эти два часа.

 
Фото — Алексей Бычков

– Вы уезжаете и отпускаете спектакль в свободное плавание?

– Я уезжаю в Санкт-Петербург уже завтра (10 сентября – РИА «Воронеж»). Если оценивать работу в Воронеже, то мы прекрасно сработались с артистами, замечательно поработали с композитором Ярославом Борисовым, который делал музыкальное оформления спектакля. Главная музыкальная тема – это «Русское поле экспериментов» Егора Летова, а Ярослав ее интерпретировал, сделал по-своему очень интересно. Видео и свет делал Алексей Бычков. Я оставляю спектакль на команду Камерного без страха. Немного беспокоюсь за техническую часть, потому что тот же момент с анкетами довольно сложный, ведь за время спектакля человек должен их обработать, перепечатать, отправить на видео. Честно говоря, сегодня у нас впервые это получилось безошибочно. Но Камерный театр очень профессиональный, и я уверен, что спектакль выживет.

Контекст

Дмитрий Егоров – сын известного театрального критика Марины Дмитревской и режиссера Владимира Егорова, выпускник СПбГАТИ, победитель Конкурса молодых драматургов (2003), обладатель нескольких премий за режиссуру. С 2011 по 2013 год – главный режиссер петербургского «Этюд-театра», в 2013-2014 годах – главный режиссер Молодежного театра Алтая. Четыре пьесы Егорова поставлены в нескольких городах России и мира. Как режиссер поставил более 20 спектаклей в российских городах. Воронежцам Дмитрий Егоров знаком как автор пьесы «Пять – двадцать пять», написанной под псевдонимом Данила Привалов. Это произведение легло в основу спектакля воронежского ТЮЗа «Я буду жить», который до сих пор идет на малой сцене театра.

Ефим Зозуля (1891 – 1941) – русский прозаик, журналист. После трагической смерти писателя в начале Великой Отечественной войны его творчество было забыто на многие годы. Рассказ «Об Аке и человечестве» Зозуля написал в 1919 году.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: