На встрече в редакции РИА «Воронеж» накануне Нового года губернатор Воронежской области Александр Гусев с особой гордостью отметил, что наш край в 2022 году собрал абсолютно рекордный в истории Воронежской земли урожай зерновых – 6,5 млн т. Именно это, по словам Александра Викторовича, является одним из важных итогов года.
Выходит – и это наиболее зримо проявляется как раз в работе сильно приближенного к ежедневным потребностям воронежцев АПК, – что даже в сегодняшних условиях экономика региона не только живет и работает в соответствии с прежними, совсем еще мирными планами экономического развития, но и опережает их.
Рекорды и достижения
В понедельник, 6 февраля, заместитель председателя правительства Воронежской области Виктор Логвинов на оперативном совещании доложил губернатору об основных результатах работы АПК в 2022 году. Как следует из доклада, Воронежская область находится на «лидирующих позициях в России». Так, по производству молока мы оказались на первом месте в Центральной России и на третьем во всей стране. По итогам года наши хозяйства – и организации, и личные подворья – произвели больше 1 млн т молока. За год надой на каждую корову вырос на 202 кг, достигнув 8544 кг молока в год.
По общему производству мяса в живом весе наша область в 2022 году вышла на четвертое место в России. При этом наши сельхозорганизации произвели более полумиллиона тонн – или почти 5 процентов – от всего всероссийского объема его производства. По производству свинины Воронежская область в прошлом году вышла на третье место в России.
Сразу на 160 млн штук выросло за год производство куриного яйца в наших краях. По предварительным данным, Воронежская область заняла первое место в Центральной России по валовому сбору зерновых и оказалась на первом месте по валовому сбору сахарной свеклы. На первом месте в ЦФО мы теперь и по валовому сбору подсолнечника – более 1,3 млн т.
Рекорды и новые производственные достижения позволили весьма заметно нарастить выручку воронежских аграриев. По итогам прошлого года больше воронежцев в сельском хозяйстве заработали только кубанские и донские казаки. Сельское же хозяйство Воронежской области по объему производства продукции в фактических ценах вышло на третье место в России – 368 млрд рублей. На 8 млрд опередив Белгородскую область и на 35 млрд – Республику Татарстан, входящие в топ-5 лучших, наиболее аграрно-развитых субъектов Российской Федерации.
Показательно здесь и то, что половину всего экспорта региона составляют теперь именно «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье».
Бережливые цены и реальные прибыли
Не менее важной, чем производственные успехи тружеников воронежского сельского хозяйства, оказалась ценовая политика воронежских аграриев образца 2022 года. Данные статистики по различным видам продукции нашего сельхозсектора в самый трудный год нового века наглядно показывают, что отпускные цены воронежских сельхозпредприятий как раз и стали тем барьером, что не дал всем нам упасть в гиперинфляцию.
Ведь по сравнению с мирным 2021-м, согласно данным Воронежстата, цены в воронежском АПК не выросли, а заметно снизились.
Так, общий отраслевой индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции региона указывает, что в целом цены 2022-го составили 93% от уровня 2021 года. То есть снизились на 7% за год.
При этом в ноябре 2022-го цены на зерновые и зернобобовые культуры составили лишь 83% от уровня ноября 2021 года, уменьшившись, выходит, сразу на 17%. Цены на семена подсолнечника – лишь 80% от уровня ноября 2021 года, на 20% ниже. На свинину – 85,45%, почти на 15% меньше, а на «птицу сельскохозяйственную» – 87,3%, снизившись почти на 13%. Почти на прежнем уровне – 98,7% от уровня цен ноября 2021-го – остались цены на «яйца куриные свежие». И только на молоко заметно подросли – на 11,2%. Что, тем не менее, оказалось заметно ниже уровня потребительской инфляции.
Подобная высокая социальная сознательность едва не вышла боком нашим растениеводам. Резкое падение цен на ключевой продукт всей «пищевой цепочки» в экономике – зерно – создало трудности с приобретением аграриями удобрений, столь необходимых в современном сельском хозяйстве. Настолько заметные трудности, что ряд транспортных компаний Черноземья, ориентированных как раз на перевозку удобрений в хозяйства, едва-едва не оказался в предбанкротном состоянии. Тем не менее все закончилось хорошо. Тот же весьма строгий к любым победам деловых людей «Блокнот-Воронеж» утверждает сейчас: «Весна обещает быть продуктивной для воронежского АПК: аграрии приобрели 225 тыс. т минеральных удобрений для сезонных полевых работ. Таким образом, они закрыли свои потребности в этой сфере на 100,6%".
Самое же удивительное во всей истории с ценами в нашем АПК – это реальное подтверждение правила «ни одно доброе дело не остается безнаказанным».
При всей своей социальной ответственности, проявившейся в сдерживании собственных отпускных цен, воронежское сельское хозяйство оказалось вдруг самой рентабельной отраслью во всей громадной экономике области. По итогам 2022 года рентабельность организаций сельского хозяйства – то есть, как определяют специалисты по учету, «процент прибыли к затратам на производство проданных товаров, продукции, работ, услуг» – превысила 33%. При общей рентабельности всех организаций региона менее чем в 10%.
Да, наш агропромышленный комплекс, то самое сельское хозяйство, которое еще 25 лет назад особо эмоциональные публицисты окрестили «черной дырой», – это ныне одна из наиболее рентабельных – и стабильно рентабельных! – отраслей экономики области. Об этом, в частности, свидетельствуют и масштаб, и направление базовых потоков капиталовложений, инвестиций. Скажем, в 2022 году 39,4% всех капитальных вложений – это «расходы на улучшение земель». И это говорит о многом.
Динамика развития
В динамике развития воронежского сельского хозяйства есть, понятно, масса нюансов. Однако суть победного воронежского подхода как раз и состоит в том, чтобы проблемы в сельском хозяйстве трансформировать в энергию роста. Скажем, картофеля у нас собрали в прошлом году около полумиллиона тонн. Что, тем не менее, на четверть меньше, чем в 2021 году. Падение случилось потому, что недобор произошел в «хозяйствах населения». Но сельхозорганизации и фермеры добились увеличения производства картофеля сразу на 23,3%, заметно увеличив свою долю на рынке.
Аналогичная ситуация сложилась и с овощами – хозяйства населения собрали овощей почти на 20% меньше, чем в 2021 году, – 261,4 тыс. т. В организациях же, напротив, обеспечен рост производства на 18%. И фермеры сумели почти на 20% увеличить производство овощей, оперативно доведя выпуск «продукции» до 43 тыс. т. В то же время подсолнечника в хозяйствах населения собрали на 12% больше, чем годом ранее, в то время как в организациях – почти на 10% меньше.
При этом надо понимать, что сбалансированная, надежная, крепкая, объективно обеспечивающая поступательное развитие система в АПК складывается там, где есть крепкие, надежные, системообразующие структуры. В нашем АПК это, бесспорно, то, что статистики именуют сельхозорганизациями.
Именно они объективно являются «локомотивами прогресса», именно они обеспечивают устойчивость всего агропромышленного комплекса, всего нашего сельского хозяйства. Являются и его стержнем, и главной точкой отсчета во всей отраслевой «системе координат».
Показательно, что все десятилетие успеха воронежского сельского хозяйства связано с развитием крупных и средних сельскохозяйственных организаций. Так, по объективным данным, доля рынка, принадлежащего организациям, за десятилетие выросла с 40 до 65%, а доля хозяйств населения снизилась с 50,4 до 20,6%. Интересно, что за это время фактически утроилась и доля на сельхозрынке фермерских хозяйств – с 5 до 13,8%.
Причем такой рост обеспечивает весьма и весьма здоровое развитие. Интересно, например, что, в отличие от соседних регионов, в Воронежской области развитие тех же крупных мясных холдингов не привело к каким-то «репрессиям», подавлению производства мяса на личных подворьях, в хозяйствах населения. За последние десять лет положение там практически не изменилось, и мяса личные подворья производят столько же, как в том же 2010-м или 2015-м, – порядка 60 тыс. т. Но зато общее производство мяса в области выросло со 180 тыс. до 430 тыс. т. А производство молока, которое в хозяйствах населения также осталось на прежнем уровне, – увеличилось с 750 тыс. до 1,1 млн т.
Более того, производство молока именно в организациях удвоилось – с 428 тыс. до 851 тыс. т в год. При этом производство мяса в организациях увеличилось с 37 тыс. до 371 тыс. т. В десять раз!
Возможно, одна из основных причин успехов воронежцев в сельском хозяйстве кроется еще в одном важном факторе. Общий тон политики здесь таков, что никто никому не мешает. Вместе существуют, работают, говоря языком военным, «в едином строю», и крупные сельхозорганизации, и средние фермерские хозяйства, и небольшие хозяйства населения. Ставка сделана сразу на всех.
Причем даже спецфункционал у каждого «вида» здесь понятен и конкретен: «большие» обеспечивают прорывы и поддержание инерции развития, общий прогресс, «средние» отвечают за «узкую специализацию» – например, профессионально занимаются семеноводством, получая на это предельно адресные субсидии, «малые» хранят традиции, поддерживают массовый и свободный крестьянский труд для своей личной пользы. Именно за этой русской системой – где на самом деле никто и ничто не забыто, где каждый «дышит полной грудью» на свой особый персональный лад – будущее. Так, по крайней мере, утверждают объективные статистические данные воронежского агроуспеха.