Третья волна дистанта началась в Воронежской области в понедельник, 11 октября. В этот день решением регионального оперативного штаба по борьбе с коронавирусом на дистанционный формат обучения перешли учащиеся пятых – восьмых и 10-х классов. Ученики начальной школы, девятых и 11-х классов начали учиться из дома с 12 октября.
Массово отказываться от личного общения было тяжело, но другого выхода не было: число отдельных закрытых классов перевалило за полсотни. Впрочем, дистант больше не воспринимается как трагедия. Более того, как показал опрос РИА «Воронеж», «неизбежным злом» его считают только некоторые родители. Учителя относятся спокойно, а некоторые дети и вовсе рады провести больше времени вне учебных классов и не натягивать каждый день школьную форму. Общение при помощи гаджетов для большинства из них и до пандемии было весомой частью жизни, а поговорить с друзьями лично можно и на прогулке.
Мнения педагогов, школьников и их родителей – в материале РИА «Воронеж».
Любовь Шалай, учитель истории:
– Дистант – вынужденная мера, много детей и учителей болеют. Могу сказать про свой девятый класс, где я классный руководитель: у нас отработанная система ведения дистанта через Дневник.ру, поэтому сейчас организовать детей нетрудно. Платформы выдерживают наплыв. Учителя в основном знают, что делать, родители тоже спокойно воспринимают. И ученики воспринимают адекватно, они уже ждали дистанта.
Виктория Леденева, учитель биологии:
– Этот наш выход на дистанционку, на мой взгляд, самый организованный, четкий, прозрачный и (как бы грустно ни звучало) уже привычный. При объявлении о дистанционном обучении у детей не было ни восторга, как раньше, ни огорчения. Отнеслись с принятием и пониманием, на прощание сказали, что «не очень хочется, ну ничего, зато оценки исправим». Учителя тоже отнеслись к новости спокойно, интуиция подсказывала, что именно так и произойдет – уйдем. Буквально вчера, спустя целую неделю дистанта, я осознала, что мои мессенджеры («ВКонтакте», WhatsApp, Instagram) молчат. И не потому, что дети не работают, а потому, что сейчас есть утвержденная, ясная и отлаженная работа через Дневник.ру. Уверена, что коллеги тоже оценили эту невероятно полезную историю с чатом дневника. В этот раз на школьном уровне выпущена памятка для всех субъектов образовательных отношений, где четко прописаны регламент взаимодействия с детьми (исключается работа в чатах соцсетей – только посредством Дневника.ру) и рекомендации по форматам уроков и оцениванию.
Очень воодушевила философия дистанта сегодня – создать ситуацию успеха, поощрять старания ребенка, совершенствовать умения учиться. Еще удобно, что уроки проводим строго по уже выстроенному расписанию в дневнике, – риск запутаться крайне мал. Естественно, уроки проводятся не по 45 минут, 15−25 минут вполне достаточно, чтобы ввести детей в курс дела и расставить акценты для контроля знаний. Остальное время до следующего урока – отдых и подготовка заданий, если это необходимо. Отмечу также поведение детей в онлайне. Если год – полтора года назад наши ребята срывали занятия, устраивали разборки в чате Zoom, была низкая явка на уроки, то сегодня – включенные камеры, счастливые лица, микрофон включают только по делу, ни выкриков, ни разрывающегося чата... идиллия!
А еще во время дистанта дети здорово кооперируются, заметила по своему 10 «А» классу. У них в коллективе появились ответственные за поиск ссылок уроков в дневнике и составление расписания, которое они размещают в своем чате в «ВК». Удобно! И родители восприняли новость с пониманием. Признаюсь честно, когда сообщила в чате о дистанте и получила первое сообщение: «А причина какая?», испугалась возмущений. Но этого не произошло, в родительском чате тоже тишина.
Считаю дистанционное обучение вполне рабочей альтернативой традиционному. Думаю, что в связи с сезонными вспышками заболеваемости среди детей, родителей и учителей, это необходимость.
Анна Сергеева, учитель начальных классов, мать школьницы:
– Введение дистанционного обучения своевременно и обоснованно. В моем классе на момент перехода были дети, заболевшие ковидом и ОРВИ. Заболевших родителей – еще больше. Учитывая опыт прошлого года, введение дистанционного обучения прошло гораздо мягче и спокойнее. Работает много всевозможных образовательных платформ. Я со своими первоклашками работаю в Zoom. Родители воспринимают сложившуюся ситуацию адекватно, помогают детям подключиться и организовать процесс. И мне удобно, и детям комфортно видеть и слышать друг друга через экран. К началу октября мы все понимали, что дистант неминуем, корректировали программу, давали чуть больше нового материала, чтобы сейчас меньше загружать ребят теорией. Уроки для первоклашек укороченные, а время выполнения заданий не ограничено – делаем для малышей скидку, они пока выполняют задания с родителями, бабушками-дедушками в удобное время, чаще всего вечером, когда у взрослых заканчивается рабочий день. Уроки веду с динамическими паузами, чтобы не перенапрягать детскую психику и зрение. Им, как мне кажется, на дистанте даже интересно – сидят перед экранами как взрослые, отвечают хором.
Одновременно, как мама пятиклашки, скажу, что в среднем звене сложнее. Разные учителя предлагают разные форматы работы: кто-то в Дневнике.ру, кто-то с презентациями, кто-то с видеоконференциями. Да, иногда заданий бывает много. Учитывая, что класс профильный, приходится помогать, подбадривать. Видно, что учителя стараются сделать уроки интересными и разнообразными. По технологии, допустим, разгадывали ребусы.
Ольга, мать двух школьников:
– Решение в условиях эпидемической обстановки оправданно: много знакомых целыми семьями болеют. Но есть нюансы. Как быть, если родители работают тоже на дистанционке? Отдать свой ноутбук ребенку? А если ребенок не один в семье, а два, три? У детей мозг взрывается от потока информации. Каждый учитель требует к определенному времени выйти в Zoom, сдать в установленный срок домашнюю работу, самостоятельную и так далее. Родители отрываются от своей работы и идут помогать...
Наталья, мать двух школьников:
– Весь сентябрь и начало октября провела в нервном ожидании: введут – не введут дистанционное обучение. Не обрадовалась, но понимаю, что этого было не избежать ввиду сложившейся эпидситуации. У меня два сына – четвертый и шестой классы. Уроки у обоих проходят на платформе Zoom. Первые два дня было очень сложно. У старшего с 8:00 до 12:00 уроки. Потом, с 12:00, – у младшего. Обоим надо помогать, отслеживать объявления в Дневнике.ру со ссылками на конференции, помогать подключиться. Вчера был сбой, отключился интернет во время уроков у младшего – видимо, из-за нагрузки на Сеть. Пришлось понервничать, так как пропустили объяснение урока и задания. Информацию сложно воспринимать, технически не все еще идеально, бывают посторонние шумы.
Нагрузка на детей и родителей, соответственно, увеличилась: больше заданий, нужно объяснить, разобрать вместе, в чате отследить, что сделать, куда отправить. Это занимает много сил и времени, а работу никто не отменял. Хорошо бы ситуация с коронавирусом улучшилась и дети вышли в школы.
Наталья, мать школьника и дошкольника:
– В этом году за дистант в нашей семье отвечает папа – совпало с перерывом на работе. С начала рабочей недели никто не жаловался – задания получают, выполняют вовремя. Насколько качественно – посмотрим по оценкам. Из положительного – прихожу домой, а у ребенка на столе стоит собственный компьютер. Папы вообще ко всему проще относятся, может, действительно, не нужно драматизировать. Но жаль дополнительных нагрузок: дети отвыкают от внешкольных кружков, да и творческие занятия плохо уживаются с дистантом. В прошлую волну сын забросил рисование в школе искусств – выполнять задания заочно и просто отправлять преподавателю оказалось неинтересно.