Через 14 лет после пропажи шестилетней Марии (имя изменено) из Кантемировского района в облсуде рассматривают уголовное дело об убийстве. На скамье подсудимых оказалась 36-летняя соседка девочки Татьяна Русина. В основу обвинения легли слова ее 16-летнего сына, который в три года стал свидетелем преступления.
На прениях в среду, 23 января, адвокат женщины Владимир Кузнецов настаивал, что уголовное дело надо прекратить из-за отсутствия прямых доказательств. Обвинение потребовало реальный срок для Татьяны Русиной.
Первое расследование
Выступая на прениях, прокурор Наталья Кузнецова напомнила обстоятельства исчезновения и убийства девочки. Маша пропала вечером 6 мая 2005 года в день рождения своей мамы. По версии следователей, в тот день девочка общалась с соседским мальчиком – сыном Татьяны Русиной, которому было два года и 11 месяцев. В игре Маша его толкнула, из носа пошла кровь. Татьяна застала конфликт между детьми, разозлилась и ударила обидчицу сына ножом. Затем женщина отнесла тело в лесополосу в 300 м от своего дома и сожгла.
Останки девочки нашли на окраине села только через три месяца. В августе 2005-го в поле во время уборки подсолнечника люди наткнулись на череп. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что он принадлежит пропавшей Марии.
Преступление не могли раскрыть 13 лет. Сначала стражи порядка заподозрили брата Татьяны – семья была маргинальной, пьющей, а у мужчины уже были проблемы с законом. Интересно, что Татьяна активно «помогала» следствию: заявляла, что подозревает своего сожителя, а позже брата. Женщина даже утверждала, что в день убийства родственник заходил к ней за канистрой бензина, мешком и лопатой.
Брата Татьяны задержали, мужчина оказался на скамье подсудимых. Однако в сентябре 2006 года Воронежский облсуд прекратил уголовное преследование селянина: доказать, что мужчина убил девочку, не удалось. Дело вернули в прокуратуру для дополнительного расследования. В ноябре 2006-го следствие приостановили.
Новые факты у силовиков появились только в 2018 году, когда родные Марии уже перестали надеяться, что преступника когда-нибудь найдут. По подозрению в убийстве задержали Татьяну Русину. Следователи СК возобновили дело об убийстве малолетней (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Женщина во всем созналась, однако на суде отказалась от своих слов и заявила, что оговорила себя под давлением силовиков.
«Все нити ведут к ней»
Однако гособвинение не поверило подсудимой. Прокурор Наталья Кузнецова рассказала, как удалось выйти на женщину: ее задержали благодаря 16-летнему сыну.
– Во время допроса на судебном следствии молодой человек рассказал, что отчетливо помнит события 6 мая 2005 года. Это его самое яркое первое детское впечатление. Он увидел, как мать убила соседского ребенка – девочку, с которой он играл. Он увидел кровь, ему стало страшно, и он это запомнил. В суде также допросили родственницу Русиной. Она рассказала, что еще в семь лет мальчик упоминал об этой истории. Свой рассказ он повторил уже в 2018 году, тогда женщина передала информацию в правоохранительные органы, – сообщила Наталья Кузнецова.
Прокурор считает, что поведение Русиной – лишь попытка избежать ответственности. Гособвинитель перечислила, что делала женщина, чтобы увести следствие по ложному следу. Наталья Кузнецова вспомнила о таинственных записках, которые Татьяна якобы находила в ставнях своего дома и передавала родным девочки. Сначала в них было требование выкупа, потом рассказы о том, что ребенок жив и его хотят забрать бездетные люди. Последнее послание пришло через год после гибели девочки. Почерковедческая экспертиза в 2018 году подтвердила, что наиболее вероятно эти записки сделала Русина: в возбужденном состоянии или в алкогольном опьянении, о чем свидетельствует специфика почерка.
– Все нити ведут к Русиной. Почему она нашла туфли девочки? Жители села говорят, что место проходное, там многие пасут скот, но обувь никто не видел. И вдруг туфли появились, и обнаружила их именно Русина. В пользу ее виновности свидетельствует и то, как старательно она пыталась оговорить других. Русина не гнушалась ничем: сначала показывала на сожителя – отца своего ребенка, потом на своего брата. Хотя за совершение особо тяжкого преступления для мужчин предусмотрено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Если в совокупности оценивать все доказательства, они согласуются с признательными показаниями Русиной, которые она давала на следствии, – подытожила Наталья Кузнецова.
Силовики также нашли соседку, которая должна была присматривать за Машей в тот день. Девочка заходила к ней днем и предупредила, что пойдет к Татьяне на шашлыки. Позже на суде женщина рассказывала, что это сразу ее насторожило: «Я еще подумала: какой шашлык, откуда у них мясо? Семья Русиных жила тогда достаточно бедно». В суд вызвали и мужчину, который около 20:00 6 мая 2005 года видел, как Маша шла с Русиной и ее сыном к их дому. Он был последним, кто видел девочку живой.
Гособвинение посчитало, что в деле нет отягчающих обстоятельств. К смягчающим прокурор Наталья Кузнецова отнесла малолетних детей Татьяны Русиной, состояние здоровья женщины, явку с повинной и сотрудничество со следствием. Гособвинение попросило для Татьяны Русиной 12 лет колонии общего режима.
Без прямых доказательств
Адвокат женщины Владимир Кузнецов настаивает, что уголовное дело нужно прекратить. По словам защитника Русиной, в деле нет ни одного прямого доказательства.
– В основе – показания несовершеннолетнего сына Русиной. Считаю, что суд должен критически отнестись к его словам. На момент убийства ему было неполных три года. Показания сына можно было бы взять за основу обвинения, если бы прошла судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Ведь ребенок, тем более в три года, склонен к фантазиям и преувеличению. Его слова также могли быть вызваны обидой на мать, – рассказал Владимир Кузнецов.
Адвокат также утверждает, что сотрудники милиции плохо сработали после преступления: стражи порядка так и не смогли найти нож – оружие убийства. В материалах дела есть только рисунок ножа, который сделала для следователей сама Русина.
Владимир Кузнецов поставил под сомнение и выводы почерковедческой экспертизы. По словам адвоката, первая экспертиза в 2005 году пришла к выводу, что записки написало «неустановленное лицо». А в 2018 году второй эксперт уточнил, что это «наиболее вероятно» сделала Русина. Адвокат напомнил, что в материалах дела почему-то нет подлинников записок, что осложняет проведение экспертизы. Владимир Кузнецов попросил суд прекратить уголовное дело в отношении Татьяны.
Мама убитой девочки
Фото – Андрей Архипов (из архива)На прениях выступила и мать убитой девочки Елена. Почти две минуты женщина не могла собраться с силами, а потом попросила судью Петра Попова назначить Русиной «заслуженное наказание».
Приговор Татьяне Русиной вынесут в середине февраля.