Дома архитектора Николая Троицкого, родившегося 18 ноября 1900 года – 115 лет назад, считаются визитной карточкой Воронежа. Будущий автор двух вариантов здания ЮВЖД окончил Ленинградский институт гражданских инженеров. Диплом воронежца получил оценку «музейный фонд». Это означало, что проект будет храниться в специальном институтском архиве вечно. Несмотря на предложения именитых преподавателей строить карьеру в Ленинграде, Троицкий предпочел вернуться в родной Воронеж. Корреспонденты РИА «Воронеж» собрали истории самых знаменитых воронежских зданий, которые построил Николай Троицкий.

«Гармошка» (ул. Карла Маркса, 94)

 
 

Дом необычной формы, который воронежцы знают как «Гармошку», был первым крупным проектом Николая Троицкого в Воронеже. Объявление о конкурсе на разработку проекта здания архитектор увидел в газете «Известия». Над «Гармошкой» Троицкий трудился в свободное от работы часы, в то время он числился в проектом отделе ЮВЖД.

 
 

«Гармошка» Троицкого спроектирована в конструктивистском стиле – с плоской кровлей, ленточным остеклением. Дом построили в 1929 году. Он был рассчитан на 70 квартир. Это было большим достижением, так как здание находилось на остром углу двух улиц. Другим архитекторам поместить такое количество квартир на таком неудобном участке было не под силу. За проект «гармошки» Николай Троицкий получил Всесоюзную премию.

Здание управления ЮВЖД (пр. Революции, 18)

 
 

В 1928 году маститому московскому архитектору заказали проект здания дирекции ЮВЖД за круглую по тем временам сумму – 5 тыс. рублей. Публичного конкурса на проект не проводилось, но работавший тогда в ЮВЖД Николай Троицкий прослышал об этой истории и решил попробовать свои силы. С эскизом здания он пошел к железнодорожному начальству и попросил разрешить ему делать этот же проект. «Делайте, пожалуйста, но денег у нас на оплату вашей работы уже нет, - ответил начальник. - Кроме того, я не могу разрешить вам работу в ваши служебные часы. Работайте во внеурочное время».

Троицкий стал работать по ночам. В помощники пригласил техника-строителя из своего отдела Игоря Маковецкого. По задумке архитектора, здание управления ЮВЖД должно было просматриваться с разных точек города. Изюминкой проекта была угловая башня с окном во всю ее высоту. Внутри планировалась лестничная клетка, а наверху - башенные часы.

В итоге Наркомат путей сообщений выбрал проект Троицкого - как более экономичный и рациональный. Его даже рекомендовали сделать типовым для других дирекций железных дорог. В 1932 году четырехэтажное здание дирекции ЮВЖД, возведенное на углу улиц Феоктистова и Энгельса в лучших традициях конструктивизма, было сдано в эксплуатацию. Его фасады «смотрели» сразу на три улицы.

 
 

В войну корпуса управления ЮВЖД и Московско-Донбасской железной дороги были разрушены до основания. Железнодорожное начальство поставило перед Николаем Троицким задачу – объединить оба здания в одно и изменить их архитектуру, отразив в ней «пафос победы над врагом». К 1952 году на проспекте Революции появилось уже привычное нам здание ЮВЖД с башней. Здание отреставрировали и передекорировали, добавив элементов сталинского ампира.

Именно башня ЮВЖД окончательно убедила Никиту Хрущева, что нужно бороться с «излишествами в архитектуре» по всей стране. Первый секретарь ЦК КПСС приезжал в Воронеж в 1955 году для участия в работе совещания сельского хозяйства областей Центрально-Черноземной полосы. Увидев башню ЮВЖД из окна кабинета первого секретаря обкома КПСС, он вскричал: «А что это за колокольня торчит у вас?».

После визита Хрущева в Воронеж вышло то самое правительственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем упоминался и воронежский архитектор – как автор «вредоносной» башни и дорогостоящих колонн на фасаде. И хотя в тюрьму Николай Троицкий не сел, инцидент лишил его заслуженных наград - ордена за работу по восстановлению Воронежа и медали за создание зеленого кольца вокруг города.

Дворец бракосочетаний (пл. Ленина, 11)

 
 

Дворец, где соединяются сердца молодоженов, был построен в 1880 году по проекту архитектора Мысловского. Здание было одноэтажным, в нем располагался Коммерческий банк. В 30-х годах XX века советская власть решила, что одноэтажная постройка в центре Воронежа – это барские замашки и приказала надстроить над домом несколько этажей, на которых будут находиться жилые квартиры.

Проект надстройки Николай Троицкий разработал в 1934 году и уже через год были возведены три жилых этажа. На тот момент в стране был популярен скупой на украшения стиль конструктивизм. Но Троицкий решил пойти против модного направления и дополнил особняк этажами в псевдоклассическом стиле, благодаря чему здание стало одним из самых красивых в городе.

Главный корпус ВГАСУ (ул. 20-летия Октября, 84)

 
 

Здание было построено в 1933 году. За это время внешний вид корпуса особо не изменился. В начале институт именовался инженерно-строительным, но накануне Второй мировой войны его преобразовали в авиационный вуз. Под обучение строителей и архитекторов здание снова отдали только в конце 40-х годов. Примечательно, что сам Троицкий долгое время заведовал кафедрой этого строительного вуза.

В тему

Под руководством Троицкого воронежцам удалось восстановить довоенный жилой фонд за 7,5 лет после изгнания немцев. Но когда архитектор сообщил об этом в Москву, ему не поверили, и в Воронеж прибыла специальная комиссия – делать ревизию. Взобравшись на башню ЮВЖД, москвичи ахнули, увидев воочию выстраданный генеральный план 1946 года, который воплотили воронежцы.

Мы сделали невозможное. Мы, образно говоря, выросли выше себя! Уже за одно то, что воронежцы только за три года после освобождения добровольно и безвозмездно отработали на строительстве своего града 20 миллионов человеко-дней, выкраивая день у вечера, они сами достойны памятника
Из воспоминаний Николая Троицкого

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».