, Воронеж
  • 39074

От барокко до современности. Как менялась застройка Воронежа

Воронеж с XVIII по XXI век в архитектурных стилях.
От барокко до современности. Как менялась застройка Воронежа От барокко до современности. Как менялась застройка Воронежа
РИА Воронеж Текст — , фото — Софья Успенская

Воронеж назывался в разное время городом купеческим, промышленным, научным. Его облик меняли революции и войны. Считается, что большинство зданий с вековой историей уничтожено во время Великой Отечественной войны. Есть миф, что от прежнего купеческо-дворянского города почти ничего не осталось и поэтому ветхие, осыпающиеся от времени и человеческого равнодушия здания можно сносить, а на их месте возводить современные небоскребы. Накануне Дня строителя корреспонденты РИА «Воронеж» прошли по Воронежу вместе с известным в городе экскурсоводом, одной из главных защитниц архитектурной старины, Ольгой Рудевой, чтобы понять, как менялся архитектурный образ Воронежа и что осталось от старинного города в XXI веке.

– Когда говорят, что Воронеж был разрушен на 82%, многие понимают - это так: 82 из 100 домов уничтожены войной, а на их месте послевоенный «новодел». Это заблуждение. В 82% жилфонда (квартирах, комнатах) – нельзя было жить: нужен был ремонт и восстановление перекрытий, крыш, частично стен. Но это дома – подлинные, с сохранившимися коваными лестницами, а кое-где и дореволюционную лепнину на потолках увидеть можно, – уверена Ольга Рудева.


XVIII век. Эпоха барокко и ампира

Дом Гардениных. Старейшее здание Воронежа

 
Фото — Роман Демьяненко

Где: переулок Фабричный, 12.

Когда построен: 1735 год.

Стиль: барокко.

История дома: К приезду царя Петра I в Воронеж особняк купца, владельца суконной мануфактуры Потапа Гарденина, стоял на набережной в районе современной улицы Софьи Перовской. Петр потребовал от Гарденина освободить землю и переселиться в любую другую часть Воронежа. Потап построил новый дом, а впоследствии суконную фабрику и Тихвино-Онуфриевскую церковь на свободной возвышенной равнине окраины Беломестной слободы (ныне – район Фабричного переулка).

В конце XVIII века суконное дело перестало приносить доход, и внук знаменитого купца продал фабрику городским властям. Долгое время в здании располагались различные учреждения: больница, воспитательный дом, богадельня, дом инвалидов. Постройки Потапа Гарденина («Гарденинский историко-архитектурный комплекс») состоят на государственной охране как образец застройки района в Воронеже до 1774 года.

 
Фото — Роман Демьяненко

– Сейчас дом Гарденина, построенный в стиле барокко, признан аварийным, жильцы ждут расселения. Скажем честно, жильцы здесь не любят свой дом, не ценят его прошлое. Здание в ужасном состоянии. Во дворе – настоящая птичья ферма. В будущем дом пообещали отреставрировать под культурный центр.

Справка РИА «Воронеж»

Как стиль барокко сформировался в начале XVII века в Европе. На смену простым геометрическим формам эпохи Возрождения пришли сложные композиции, пышная декоративность.

В Россию барокко пришло в XVIII веке и достигло расцвета только в середине столетия, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В России для отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку. Чаще всего в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, как в доме Гарденина. В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка. В доме Гарденина хорошо сохранились надоконные раковины.


Дом Вигеля

 
Фото — Роман Демьяненко

Где: улица Вайцеховского, 2/4.

Когда построен: середина XVIII века.

Стиль: Фасады дома оформлены в стиле ампир с элементами барокко.

Первым хозяином особняка был известный воронежский промышленник Максим Тулинов. Позже его наследники преобразили здание, украсив фасады декоративными элементами. Самыми интересными и дошедшими до нашего времени являются женские маски между окон.

– Считается, что в масках запечатлена жена Ивана Тулинова. Добавил роскоши и таинственности родовому дому и сын Ивана Тулинова – Николай. В его годы у парадного входа появились статуи античных богов. Николай Тулинов считался большим ценителем искусства, а еще поговаривали, что он устраивал в доме оргии, во время которых в нишах стен стояли обнаженные статуи-натурщицы,– рассказала экскурсовод Ольга Рудева.

 
Фото — Роман Демьяненко

В середине XIX века особняк унаследовал племянник Тулинова, Филипп Вигель, по фамилии которого сейчас и называется здание. Жизнь обошлась с Вигелем жестоко. Мать он потерял еще в детстве, она умерла при родах в этом же доме. Потом погибли жена и сын. Оставшись в одиночестве, Филипп Вигель стал тратить деньги на благотворительность. А семейный особняк передал городу для размещения в нем отделения для рожениц. Кстати, после революции больница не утратила своей профильности – до 1986 года в доме Вигеля располагался роддом.

– Дом Вигеля не был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, хотя и было прямое попадание авиаснаряда. Повредилась крыша, кафельная плитка, некоторые стены. Надеемся, что переживший фашистскую бомбежку особняк выживет в мирное время,– заметила Ольга Рудева.

Уже в XXI веке нуждающийся в капитальном ремонте особняк передали на баланс онкодиспансеру.

Справка РИА «Воронеж»

Особенность ампира в архитектуре – обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов, а также триумфальных арок, различной военной символики в виде лавровых венков, хищных птиц и доспехов.


Начало XX века. Время искать новое

Дом Вяхиревых

 
Фото — Роман Демьяненко

Где: ул. Плехановская, 16.

Когда построен: 1904 год.

Стиль: эклектика.

В начале XX века потомок известной купеческой семьи Аркадий Вяхирев построил на улице Новомосковская (после революции – ул. Плехановская) шикарный особняк из красного кирпича. На первом этаже он разместил свой магазин обуви и других мануфактурных товаров. На втором – жила его семья. Часть верхнего этажа сдавалась под жилье горожанам.

– Строительный бум конца XIX – начала XX веков связан с модой строить доходные дома. В то время это был хороший бизнес. И доходный дом Вяхиревых – яркий пример,– рассказала Ольга Рудева.

Дом был построен по проекту техника Стрельцова. В советское время в доме Вяхиревых располагался гастроном, который за цвет здания воронежцы стали называть «красным магазином». Теперь в старинном здании расположены магазины, аптека и офисные помещения.

Справка РИА «Воронеж»

В архитектуре эклектика – это смешение барокко, ренессанса и классицизма, отрицание канонов традиционных стилей в архитектуре. В эклектике использовали новые для того времени материалы: фигурный красный кирпич, железобетон, чугун, большеразмерное стекло. История эклектики в архитектуре начинается с периода, когда авангардисты в поисках нового и необычного начали сталкиваться с проблемой, что все уже создали и придумали до них. В итоге возникла мода на совмещение уже существовавших ранее вещей и добавления чего-то своего. Так мир узнал о новом стиле – эклектика.


Здание бывшей гостиницы «Бристоль»

 
Фото — Михаил Кирьянов

Где: проспект Революции,48.

Когда построен: 1910 год.

Стиль: модерн.

Четырехэтажный дом с многочисленными закругленными элементами и плавными кривыми считается одним из главных украшений проспекта Революции. Гостиницу «Бристоль» возвели на деньги владельца склада сельскохозяйственных орудий и машин Просвиркина и главы предприятия по выпуску огнеупорных изделий Литвинова. Проект здания, построенного по последнему слову технологической мысли начала XX века, принадлежал инженеру Фурманову.

– Это было первое в Воронеже здание с лифтом. Их было два: кухонный и для гостей. Для перекрытий были использованы железобетонные плиты,– сообщила Ольга Рудева.

Во время Гражданской войны в здании «Бристоля» располагался военный штаб. Статус гостиницы вернулся в 30-х годах. До Великой Отечественной войны в ней жили литераторы, журналисты, студенты. В советское время название гостиница «Бристоль» называлась «Центральной». Историческое название вернулось только в 90-е годы. Тогда же прошел реставрационный ремонт здания.

Стены «Бристоля» хранят в себе тайны многих постояльцев: самоубийство обанкротившегося купца, убийства, застолье белого генерала Шкуро в честь захвата Воронежа в сентябре 1919 года.

Здание «Бристоля» не утратило своего первозданного великолепия, выполненного в стиле модерн. Сейчас там располагаются кафе и офисные помещения.

Справка РИА «Воронеж»

Архитектурный модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование металла и стекла. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие фантастические растения. Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушел испанец Антонио Гауди. Здания, сооруженные им в Барселоне, кому-то напоминают сказочные дворцы, другим – дома из далекого будущего.


После революции. Конструирование нового общества

 
Фото — Роман Демьяненко

Жилой дом на ул. Пушкинская

Где: улица Пушкинская,22.

Когда построен: 30-е годы XX века.

Стиль: конструктивизм.

После Октябрьской революции всплеск градостроительства в Воронеже пришелся на конец 20-х – начало 30-х годов. В это время в моду вошел конструктивизм, который принято считать советским явлением. Владимир Маяковский в своем очерке о французской живописи писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…».

 
Фото — Роман Демьяненко

– Квартиры того времени чаще всего были без кухонь, как бы подтверждая популярный тогда лозунг, – «Освободим женщин от кухонного рабства!». Кухня была одна на один или даже несколько домов. Ванных комнат тоже не было. Предполагалось, что люди должны ходит мыться в общественные бани. Многие выходили из этого положения установкой ванной в столовой. Кто-то просто ставил ее, другие делали перегородки. Поэтому сейчас в домах 30-х годов ванная комната с окном. Кстати, в Воронеже на улице Студенческая сохранилась квартира без ванной, она сейчас выставлена на продажу, – пояснила Ольга Рудева.

В домах в стиле конструктивизма было печное отопление. Для хранения угля у каждой семьи был небольшой сарай. Некоторые из них сохранились до сих пор. Централизованное отопление пришло только в 60-х годах. Наличие дымохода в таких домах большой плюс для любителей каминов. Жильцы могут без особых проблем организовать его у себя в квартирах.

 
Фото — Роман Демьяненко

– Конструктивизм – это ленточное остекление, круглые окна. В доме по Пушкинской, 22 есть квартиры, в которых имеются сразу и балкон, и открытая лоджия. До 90-х годов в этом доме была два входа – парадный и черный. Парадный в итоге заложили собственники, которые жили на первом этаже. Но в Воронеже сохранилось дома с парадными подъездами, – рассказала Ольга Рудева.

Справка РИА «Воронеж»

Характерные признаки конструктивизма: строгость, геометризм, параллельность, перпендикулярность, обилие стекла, полное отсутствие декора. Это была реакция на богатую, помпезную дворянскую и купеческую архитектуру. Необычными в новых зданиях были не только формы, но и типы построек. Это были дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни, где не было места индивидуализму, а приветствовался коллективизм. Дома в стиле конструктивизма отображали идею о новой жизни, где нет места ничему буржуазному, а все должно быть совместным, в том числе быт и воспитание детей. Предполагалось, что в своих квартирах люди будут проводить мало времени, так как большая часть жизни будет проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне.

 
Фото — Михаил Кирьянов

В духе конструктивизма в Воронеже построены «Утюжок» (проспект Революции, 58) и здание ГУВД. Ведущим архитектором был тогда Александр Попов-Шаман, по проекту которого в 1937 году на площади 20-летия Октября (ныне площадь Ленина – РИА «Воронеж») было построено здание областного комитета партии.

В стиле конструктивизма выполнен знаменитый дом «Гармошка» на ул. Карла Маркса, за проект которого архитектор Николай Троицкий получил Сталинскую премию, здание правления ЮВЖД, напоминающее знаменитые сталинские высотки в Москве. Правда, изначально здание ЮВЖД было построено без своей знаменитой башни.


Пятидесятые. Возвращение империи

Дом старых большевиков

 
Фото — Роман Демьяненко

Где: улица Плехановская.

Когда построен: 1953 год.

Стиль: сталинский ампир.

Дом по Плехановской, 18, известный воронежцам как дом старых большевиков, был построен в 1953 году немецкими военнопленными.

– Такое название дом получил благодаря тому, что квартиры в нем получили в основном представители номенклатуры и другие известные люди Воронежа. В то время было принято селить людей тематически. Были дома для профессуры, докторов, рабочих, слепых и глухонемых. В отличие от конструктивизма 30-х годов в сталинском ампире в оформлении фасадов можно наблюдать колонны, цветы, балясины, – обратила внимание Ольга Рудева.

 
Фото — Роман Демьяненко

Квартиры в сталинских домах были просторными, с большими комнатами, высокими потолками, широким балконом, иногда даже с двумя раздельными санузлами и кухней до 15 кв. м.

Справка РИА «Воронеж»

После завершения Великой Отечественной войны сталинская архитектура распространилась из СССР на многие страны Восточной Европы. В сталинском ампире использовались стили разных народов и эпох, из-за этого его часто сравнивают с эклектикой. Он был государственным архитектурным стилем, поэтому в нем ярко выражены главные пропагандистские идеи сталинской эпохи. Построенных в стиле сталинского ампира дома украшали барельефами с изображениями трудящихся и геральдическими композициями.


Как застройка сменила архитектуру

 
Фото — Роман Демьяненко

В 50-е годы у здания правления ЮВЖД появилась его знаменитая башня, ставшая одним из символов Воронежа. В это же время здание отреставрировали и передекорировали, добавив элементов сталинского ампира.

Здание ЮВЖД без башни
 

С башней ЮВЖД связана интересная история. Именно она окончательно убедила Никиту Хрущева, что нужно бороться с «излишествами в архитектуре» по всей стране. Первый секретарь ЦК КПСС приезжал в Воронеж в 1955 году для участия в работе совещания сельского хозяйства областей Центрально-Черноземной полосы. Увидев башню ЮВЖД из окна кабинета первого секретаря обкома КПСС, он вскричал: «А что это за колокольня торчит у вас?».

Ему объяснили, что это здание... построено... по проекту архитектора... вложившего много сил, знаний и практических советов в возрождение Воронежа и вторично разработавшего проект восстановления этого здания, утвержденный четырьмя академиками архитектуры. Это подлило только масла в огонь. Последовал приказ собрать все данные по этому зданию, его стоимость... А я стал ждать результатов и выводов... Истрепал свои нервы, как говорится, «в доску». Наконец, только в 1956 году я сумел прочесть полностью постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в сборнике «Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР» ... Было только упоминание обо мне как об авторе этой «вредоносной» башни...»Из книги воспоминаний Николая Троицкого «Я – коренной воронежец»

В том самом постановлении Центральный комитет КПСС критиковал архитекторов за «показную сторону архитектуры». «Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир», – утверждали партийцы.

Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады, портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся,
Из постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года

Как пример расточительства государственных денег в приказе было приведен Воронеж. Сообщалось, что построенное архитектором Троицким здание пятиэтажное здание управления ЮВЖД имеет 11-этажную башню высотой 70 метров. Ее строительство обошлось в огромную по тем времена сумму около – 2 млн рублей.


Шестидесятые-семидесятые. Дом для каждого

«Хрущевки»

 
Фото — Роман Демьяненко

Время начала массовой застройки: вторая половина 50-х годов.

Активно строить малоэтажные дома эконом-класса, лишенные архитектурных изысков на фасаде, в СССР начали после принятия постановления «О развитии жилищного строительства в СССР» от 31 июля 1957 года. Этот документ положил начало новому жилищному строительству. Основная цель постройки «хрущевок» – претворение в жизнь девиза «Каждому рабочему по квартире». Каркасные дома по типовым проектам возводились в рекордно короткие сроки. Невысокие, максимум пять этажей, дома из панелей или кирпича без лифта и мусоропровода. Удобства пострадали ради экономии.

– В «хрущевках» маленькие кухни. У меня дома, например, всего 6 кв. м. Хотя нужно сказать, что в таких квартирах все небольших размеров, начиная с узкого крошечного коридора, в котором уже двоим сложно разойтись. Высота потолков – 2,5 метра. Зал – проходной. В нашей «трешке», например, из коридора мы попадаем в зал, а из него уже можно пройти в спальные комнаты. Санузел совмещенный. Забавная черта «хрущевок» – небольшое окошко между кухней и санузлом. Его проектировали, чтобы уличный свет попадал в ванную, но частенько его использовали и в других целях. Такие окошки были раем для советских вуайеристов, если в квартире проживало сразу несколько семей, – рассказал владелец «хрущевки» Петр Сенцов.


«Брежневки»

 
Фото — Елена Миннибаева

Время начала массовой застройки: начало 70-х годов

Главное отличие «брежневки» от «хрущевки» в том, что подавляющее их большинство построено из сборных железобетонных панелей. Лестничные клетки стали более широкими, количество квартир на площадке уменьшилось. Появился раздельный санузел. В 70-х годах «брежневки» стали расти ввысь. Появились дома от восьми до 16 этажей с лифтами и мусоропроводами.

«Брежневки» с пассажирским лифтом и мусоропроводом на каждом этаже в Воронеже много. Например, девятиэтажная «брежневка» сегодня на Фестивальном бульваре, а ранние пятиэтажные «брежневки» можно увидеть на Ленинском проспекте и Березовой роще.


«Чешки»

 
Фото — Людмила Минаева

Время начала массовой застройки: середина 70-х годов

«Чешками» принято называть квартиры, которые были спроектированы по чешскому стандарту. Дома многоэтажные, кирпичные или панельные. Квартиры достаточно просторные – в «однушке» около 40 м, в «двушке» более 50 м. Принципиальное отличие чешек от хрущевок и брежневок — большие площади комнат и просторные кухни – до 10 м. Планировки чешек отличаются большим разнообразием, а общим, пожалуй, является лишь то, что такие квартиры всегда имеют балкон или (чаще) обширную лоджию. Среди других особенностей — раздельный санузел, в некоторых сериях — выход на балкон через выступающую часть соседней комнаты или из коридора. Окна в «чешках» занимают едва ли всю стену и обращены на одну сторону дома.


Дома улучшенной планировки

Время начала массовой застройки: начало 80-х годов.

Главное преимущество таких домов – большие площади комнат и кухонь и удобные планировки без проходных помещений. В подъездах часто предусмотрены два лифта – грузовой и пассажирский – и холодная лестница с переход через лоджию.


Дома XXI века

 
Фото — Софья Успенская

Такие дома часто строятся по отдельным заказанным проектам и бывают разной этажности, с разным архитектурным решением, из разного материала – кирпича, блока, пеноблока, монолита и других. Встретить их можно в любом районе Воронежа.

Воронеж сейчас активно застраивается, как центральные районы, так и окраины города. Город растет и развивается. Привлечение конкурсными проектами архитекторов российских и международных повышают уровень и интерес к нашему городу. Если взглянуть в будущее, то, думаю, что с трепетом будем относиться к тому, что считаем сейчас современной застройкой. Так же, как сейчас с трепетом мы относимся к зданиям эпохи модерна и барокко. Конечно, не ко всем зданиям, ведь основная масса домов типична. Многие современные постройки в центре Воронежа можно назвать неоклассикой – это использование классических элементов в современной интерпретации – например, здание «Аксиомы» на ул. Среднемосковская,
Александра Сизинцева

архитектор

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: