Железнодорожный райсуд Воронежа рассмотрит дело 32-летней Татьяны Л. – матери 9-месячной девочки, тело которой в октябре нашли на балконе воронежской многоэтажки на улице Серафимовича, сообщили в прокуратуре Воронежской области в четверг, 25 февраля. Женщина обвиняется в причинении смерти по неосторожности. Ей грозит до двух лет тюрьмы. Если бы малышка осталась жива, ей 25 января 2016 года исполнился бы один год.

Чтобы разобраться в причинах трагедии, силовики почти по неделям восстановили девять месяцев жизни погибшего младенца, от рождения до смерти. Руководитель Железнодорожного следственного отдела СУ СКР по региону Андрей Шевелев рассказал журналисту РИА «Воронеж», как малышка стала жертвой пагубных пристрастий матери, ее страха и равнодушия. Ребенок оказался не нужен женщине. При этом органы опеки не спешили забирать у матери ни младенца, ни ее старшую дочь и сына, несмотря на лишение родительских прав. В итоге малышка погибла от менингита, не получив общей необходимой помощи врачей.

Мать с наркотиками

К рождению третьего ребенка в январе 2015 года жизнь Татьяны Л. пошла под откос. Помимо малышки, у женщины было двое детей, 6-летняя дочь и 3-летний сын. Она воспитывала их одна, отцы умерли: один погиб в аварии, другой скончался из-за наркомании. После появления на свет в 2012 году сына Татьяны семью поставили на учет как неблагополучную. К тому времени мать стояла на учете в наркодиспансере с диагнозом «Наркомания опийная». Мать пренебрегала необходимостью регулярно кормить малышей, ухаживать и следить за ними. Дети могли остаться голодными, были неухоженными, часто болели.

– За три года, с 2012 по 2015, мать четыре раза привлекали к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 5.35 КоАП РФ). В мае 2014 года Центральный райсуд приговорил женщину за хранение наркотиков в крупном размере к 2 годам условного наказания с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев, –пояснил журналисту РИА «Воронеж» руководитель Железнодорожного следственного отдела СУ СКР по региону Андрей Шевелев.

Суд оставил Татьяну Л. на свободе, чтобы не лишать детей матери. Ей дали еще один шанс исправить судьбу, повернуть на другой путь ради детей. К приговору она уже была беременна третьим ребенком, что не помешало ей вести прежний образ жизни – с наркотиками и алкоголем. Возможно, это отразилось на здоровье будущего малыша.

Брошенная в больнице

Девочка появилась на свет в роддоме 25 января 2015 года сильно недоношенная, весом 1,7 кг, с врожденными заболеваниями. Состояние новорожденной медики оценивали как тяжелое. Ее мать 26 января сбежала из медучреждения, оставив заботы о дочери персоналу. Врачи перевели ребенка 28 января из роддома в областную детскую больницу №1. Там младенец находился на лечении больше двух месяцев – до 31 марта 2015 года.

– Пока младенец был в больнице, мать ни разу не посетила девочку, не поинтересовалась состоянием здоровья. Женщина забрала ее домой после неоднократных требований, – отметил Андрей Шевелев.

В первые дни малышки дома, в начале апреля, проверить ее приходила медсестра из поликлиники. После этого мать троих детей не пускала медиков в дом. Через две недели 3-месячная малышка снова оказалась в детской больнице. Ее госпитализировали 15 апреля с диагнозом «ОРВИ, бронхит». Татьяна показывала дочь врачам после лечения 19 мая.

Летом 2015 года Татьяну Л. объявили в розыск из-за того, что она не являлась отмечаться в уголовно-исполнительную инспекцию. Женщина перестала открывать дверь в квартире, делая вид, что ее нет дома. К тому времени ее небрежное отношение к детям было более чем заметно. Из поликлиники в органы опеки постоянно сообщали о критическом состоянии детей и о том, что мать с младенцем не посещает плановых приемов. Старших детей, за которым женщина не следила, не раз находили одних на улице и возвращали домой.

В июле Железнодорожный райсуд лишил Татьяну Л. родительских прав в отношении всех детей. На заседании она не присутствовала. Чиновники не считали, что дети находятся в опасности, и оставили их с матерью до вступления решения в законную силу. Решение суда вступило в силу 25 сентября, так как было заочным. В этот день или на следующий уже точно следовало изъять детей из семьи, что чиновники не сделали.

Смертельное равнодушие

В конце сентября 2015 года младшая дочь Татьяны Л. сильно заболела. Однако мать, привыкшая к тому, что девочка болезненная с рождения, не придала этому особого значения. По версии следствия, 9-месячному младенцу становилось все хуже и хуже, но женщина не делала ничего, чтобы помочь дочери. Так как мать скрывалась, она и не подумала вызвать участкового педиатра или позвонить в «скорую».

– На следствии женщина призналась, что находилась 1 октября в состоянии алкогольного опьянения. Она видела, что младенцу плохо, что он требует ухода и помощи, но не предпринимала никаких мер. Утром 2 октября она обнаружила, что девочка умерла. Как установила судмедэкспертиза, младенец скончался от фиброзно-гнойного менингита на фоне гипотрофии тяжелой степени. Матери инкриминируется то, что она ничего не сделала для спасения больного ребенка и таким образом причинила ей смерть по неосторожности. Мать халатно относилась к родительским обязанностям. Если бы ребенок получал бы должный уход, он остался бы жив, – пояснил Андрей Шевелев.

 

Татьяна Л. завернула мертвую дочь в пакет и куртку и вынесла ее на балкон. Потом взяла сына и ушла из дома, куда больше не возвращалась. Через неделю, 8 октября, Татьяну задержали на улице. Она шла с сыном, старшая дочь в это время гостила у бабушки. Так как женщина находилась в розыске, и условный срок ей к тому времени изменили на реальный, ее отправили в СИЗО. После задержания Татьяна позвонила брату и сказала, что у нее умерла дочь. Мужчина пошел домой к сестре и нашел там мертвого ребенка на балконе.

 

После обнаружения тела были предположения, что девочка умерла от истощения. Как установили эксперты, недобор веса у 9-месячного ребенка составил около 3 кг. Истощение и физическая слабость сыграли в смерти младенца роковую роль, когда началась инфекция. Недоношенные дети из-за ослабленного состояния организма сильнее подвержены менингиту. У этого ребенка из-за плохого ухода не было возможности восстановиться после рождения, постоянных болезней и отсутствия нормального питания.

Чиновники в ответе

Параллельно с делом в отношении матери следователи Железнодорожного отдела СУ СКР по региону расследуют дело о ненадлежащем исполнении должностными лицами органов и учреждений системы профилактики своих обязанностей (ч. 2 ст. 293 УК РФ). Уже через неделю после обнаружения тела младенца на балконе в работе сотрудников отдела опеки Железнодорожного района и службы ПДН полиции нашли массу нарушений. 

К чиновникам постоянно поступали сигналы о необходимости изъять детей у матери-наркоманки, однако контролеры их игнорировали. Сразу после оперативной проверки прокуратура внесла представления об устранении нарушений руководителю управы Железнодорожного района и начальнику отдела полиции №1 с требованием привлечь к ответственности виновных лиц.

– Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Железнодорожного района, а также УМВД по Воронежу не приняли достаточных мер к изъятию несовершеннолетних детей, находившихся в социально опасном положении для их жизни и здоровья. Это позволило матери вести антиобщественный образ жизни и попустительствовать в воспитании своих несовершеннолетних детей, оставляя их развитие и воспитание бесконтрольным и безнадзорным, – поясняла после возбуждения уголовного дела о халатности старший помощник руководителя СУ СКР по Воронежской области Елена Мануковская.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».