В Греции его называют – Агиос Василис, в Исландии – Йоласвейн, в Китае – Шень Дань Лаорен, в Македонии – Дедо Мраз, в России – Дед Мороз. В каждой стране есть свой новогодний волшебник, в которого верят дети. И пусть задача у всех зимних дедушек одинаковая – радовать подарками детей – у каждого из них своя неповторимая история происхождения и традиции.
До 90-х годов в нашей стране авторитет Деда Мороза был непререкаемым. После развала СССР его потеснил американский коллега по новогоднему цеху Санта Клаус. Все больше детей стали расти не на российских сказках, а на западных мультиках и фильмах, в которых часто появляется волшебник в колпаке и короткой шубе. Параллельно в предновогодние дни магазинные полки стали активно наполняться фигурками, наклейками, раскрасками с изображением Санта Клауса. То, что Санта Клаус сейчас популярнее Деда Мороза, даже доказывать не надо, стоит только пройтись по улицам Воронежа и заглянуть на новогодние ярмарки. Витрины магазинов чаще всего украшены именно символикой Санты, из приемников звучит рождественский хит Jingle Bells, а купить фигурку Деда Мороза под елку – целая проблема. Журналисты РИА «Воронеж» выяснили, как вернуть «авторитет» Деда Мороза.
Вадим Кривошеев, главный режиссер Воронежского ТЮЗа:
– Уверен, что в подрыве авторитета российского Деда Мороза виноваты СМИ, реклама и мода. Отношение мое к этой ситуации отрицательное, потому и в театре у нас присутствует исключительно Дед Мороз. Родители должны передать свои детские впечатления детям и дать возможность выбирать. Как правило, русские корни у ребенка срабатывают.
Геннадий Малыш, директор туристско-информационного центра Воронежа:
– В этом году в Воронежской области в селе Нелжа открылась усадьба Деда Мороза, интерес к ней такой, что все билеты туда были раскуплены за несколько недель до Нового года. А еще в Воронеже уже почти как 10 лет проходят парады Дедов Морозов и Снегурочек. И количество участников шествия за это время выросло. Я считаю, что именно такие мероприятия и открытия очень хорошо подогревают интерес к Деду Морозу не только у детей, но и у взрослых.
Тамара Дьякова, профессор кафедры культурологии ВГУ:
– Искусственно усилить влияние Деда Мороза, а Санта Клауса ослабить не получится. Чтобы это сделать, нужна комплексная работа, которая начинается с детского сада, где воспитатели рассказывают о праздничных традициях нашей страны, изучают фольклор. Конечно, важную роль здесь играет воспитание в семье. Если родителям не нравится Дед Мороз, то его и ребенок, разумеется, не примет. Для всех интересующихся российскими новогодними традициями могу посоветовать посетить выставку «Новогодние и рождественские традиции в русской литературе», которая проходит на базе музея-квартиры Мордасовой.
Мария Андреева, руководитель воронежского отделения Гильдии межэтнической журналистики:
– Мне кажется, потихоньку увлечение Санта Клаусом и западными традициями начинает идти на спад. Да, конечно, еще полно фигурок Санта Клауса и открыток с Mеrry Christmas, но и наших Дедов Морозов и Снегурочек намного больше, чем, например, лет пять назад. Все больше воронежцев выбирают празднование Нового года в русском стиле, в программу праздничных программ в музеях и различных центрах входят мастер-классы по народным ремеслам, и главное, люди приходят, интересуются, горят глаза у детей. Может, просто мы начинаем «наедаться» западным, оно становится привычным. Мне кажется, это естественный процесс. Будет и наше, и иностранное, и каждый выберет для себя то, что ему больше по душе.
Евгения Афанасенко, народный мастер Воронежской области:
– На предновогодних мастер-классах по росписи матрешек мы с детьми много говорим о российских традициях. Рассказываю, как встречали Новый год наши предки, про историю появления Деда Мороза и Снегурочки. Я заметила, что дети после 10 лет больше тяготеют к Санта Клаусу, даже когда мы рисуем, у них часто в рисунках проскальзывает его образ. Я объясняю, что это западные традиции, а у нас они немного другие. Видимо, в этом возрасте дети уже начинают сами находить информацию в интернете, выбирают себе фильмы, а дети дошкольного возраста больше любят Деда Мороза, чувствуется влияние родителей. И это хорошая тенденция, мы наконец-то снова разворачиваемся в сторону нашего русского Деда Мороза. Я уверена, что нынешние дошкольники, когда подрастут, будут больше к Деду Морозу тянуться.
Дед Мороз из Великого Устюга:
– Я не считаю, что Санта Клаус мой конкурент. Мы с ним делаем одно дело. Это личное дело каждого, в кого верить – в Деда Мороза, Санта Клауса или других моих коллег по сказочному цеху. Как говорится, насильно мил не будешь. Я могу повлиять только на праздничное настроение, но никак не на магазинный ассортимент, продажи – это не моя вотчина. Хотя я знаю, где производят все фигурки Санты. В той стране, где мне предлагали закупать все подарки, но я отказался. Я ж русский дед и выступаю за местного производителя подарков. А чтобы в меня детишки верили, давайте видеться чаще. Да и летом не забывайте обо мне детишкам рассказывать, ведь чтобы получить от меня подарок, ребятишки должны помнить, что нужно весь год вести себя хорошо, а не только под Новый год.
Светлана Дмитриева, психолог:
– Если вспомнить историю и привычки Деда Мороза и Санта Клауса, то мне больше нравится российский вариант волшебника. Даже хотя бы потому, что наш Дед входит в дом через дверь, а не залетает в трубу, как воришка. Да и вредных привычек у российского дедушки нет в отличие от западного, который курит трубку. Чтобы дети начали верить российскому Морозу, сначала нужно, чтобы его вновь полюбили их родители. А большинство родителей сейчас как раз поколение, выросшее на Санта Клаусе. Для них, к сожалению, Санта роднее Деда Мороза. Я бы посоветовала в предновогодние дни не отпускать воспитание детей на самотек (телевизоры, планшеты), а проводить время вместе: почитать русские народные сказки, посмотреть добрые советские фильмы про новогодние чудеса, если дети маленькие, вместе написать письмо зимнему волшебнику.
Анна Кольцова, продавец в отделе игрушек:
– Продавцом я работаю с 1980-х годов и хорошо помню, какие фигурки Дедушек Морозов продавались. Подешевле – пластмассовые, подороже – те, которые на ватной основе. У меня до сих пор такой дома стоит, я его каждый год под елку ставлю, это самая любимая игрушка моих внуков. Подобных фигурок я уже давно в продаже не видела. Лично у нас уже много лет продаются только Санта Клаусы – от маленьких до больших музыкальных. Если раньше все молча покупали их, то сейчас народ начинает интересоваться, а почему в продаже нет российских Морозов. Наш директор попытался в прошлом году поискать Морозов, но не нашел ни одну фабрику, которая бы массово изготавливала фигурки Деда Мороза. Есть только небольшие предприятия, где вручную делают фигурки дедушки и Снегурочки, но они очень дорогие, более 3 тыс. за штуку, поэтому закупать их не стали, их бы никто не купил за такие деньги.
Александр Самохвалов, аниматор, ведущий праздничных программ:
– Я дедморозю уже восьмой год. У меня в гардеробе есть и шуба Деда Мороза, и костюм Санта Клауса. Процентах в 80 родители заказывают Деда Мороза, в образе Санты обычно просят прийти либо в семьи, где межнациональные браки, либо молодежные компании. Мне лично больше по душе Дед Мороз, так как он ходит в паре с красавицей Снегурочкой, которая может выручить, если ребенок испугается бородатого деда в шубе. А Санта ходит в гости один, и приходится все делать самому.