, Воронеж
  • 19665

«Описывать бесцельно, смотреть!» Зачем идти на выставку «Образ Нефертити» в Воронеже

Египтолог Виктор Солкин – об уникальности бюста царицы.
«Описывать бесцельно, смотреть!» Зачем идти на выставку «Образ Нефертити» в Воронеже «Описывать бесцельно, смотреть!» Зачем идти на выставку «Образ Нефертити» в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — MSA

Выставка «Образ Нефертити» откроется в Воронежском областном художественном музее имени Крамского в четверг, 18 мая. В экспозицию войдет музейная копия скульптурного бюста египетской царицы, выполненная российским художником Эдуардом Агаповым на основе трехмерного сканирования оригинала, хранящегося в Египетском музее Берлина. 

Известный российский египтолог, президент московской Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктор Солкин рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», чем уникальна выставка «Образ Нефертити» и почему копию бюста египетской царицы непременно стоит увидеть.

Где нашли самую известную скульптуру Нефертити

Скульптурный бюст Нефертити в синем парике считается одним из самых значимых произведений древнеегипетского искусства. В нем сочетаются величественность образа, пышная декоративность и, что наиболее важно, жизненность облика царицы. Живость лица невероятна, этот эффект дополняется инкрустацией правого глаза, которая в оригинале выполнена из горного хрусталя и черного дерева.

Выдающийся германский археолог Людвиг Борхардт обнаружил свою главную находку 6 декабря 1912 года на руинах одной из столиц Древнего Египта – города Ахетатона (совр. эль-Амарна). 

discovery.jpg
Найдена Нефертити. Кадр сделан 6 декабря 1912 года
Фото – Берлин, Египетский музей и собрание папирусов, архив

В чем особенность скульптуры Нефертити в высоком парике

Образ Нефертити в высоком парике, созданный скульптором Тутмосом в XIV веке до н.э., стал вневременным эталоном красоты, стиля и изящества. Этот шедевр выражает мечту древних египтян о бессмертии имени человека, будь то «великая супруга царская», каковой была Нефертити, придворный скульптор или те, кому посчастливилось сделать великую находку в Египте.

В мастерской Тутмоса сохранились все промежуточные модели, которые скульптор использовал для создания парадного портрета Нефертити в синем парике. Сохранилась даже первая гипсовая отливка, сделанная при помощи маски, снятой с лица царицы.

Нефертити хороша собой, хотя парадный портрет и изображает ее величественнее, чем, судя по всему, она была на самом деле. Идеализация есть, но она не особенно велика.

Этот портрет Нефертити входит в десятку самых знаменитых произведений искусства, созданных человечеством. Немецкие археологи вывезли скульптуру в Германию незаконно, многие годы Египет настаивал на возвращении шедевра на родину. 

Во время Второй мировой войны фашистское командование спрятало бюст царицы, обложенный минами, в соляных копях Меркер под Бременом. Шедевр едва не погиб. Его чудом разминировали американские солдаты. Сегодня этот бюст Нефертити находится в специальном зале Египетского музея Берлина, который никогда не покидает.

Что известно о копии бюста, который выставят в Воронеже

Копия бюста царицы, выполненная художником Эдуардом Агаповым, – музейного уровня. Она в точности повторяет все формы, фактуры и особенности оригинала. 

В основе копии – модель, полученная в результате трехмерного сканирования шедевра в Берлине. Уже на ее основе была сделана гипсовая отливка, над которой Эдуард Агапов работал более трех месяцев. 

agapov.jpg
Эдуард Агапов за работой
Фото – Сергей Куприянов

Гипс естественен для этого памятника – оригинал выполнен из известняка, также покрытого слоями гипса. Перед тем, как приступить к работе, художник долго изучал специальное внушительное портфолио, которое ему предоставили. Там были и макросъемка портрета, в особенности самых сложных зон глаз и парика, и анализы фактур оригинала. Таким образом, например, у копии, как и у оригинала, порой «пробегает искра» в синей массе пигмента, которым покрыт парик: в оригинале при росписи парика в краску было подмешано растертое синее стекло. 

Сохранены все фактуры памятника, которые важны для передачи его своеобразия: парик «бархатный», с воспроизведениями всех исторических потерь и частичной деградацией насыщенного синего цвета; кожа лица и шеи царицы словно атласная, вощеная, нежная и очень хрупкая; элементы парадного ожерелья – лепестки цветов и плоды священной мандрагоры – объемные и выпуклые. Даже инкрустация глаза полностью повторяет по форме и степени блеска оригинал. 

nefertiti white.jpg
Отливка музейной копии портрета Нефертити до росписи, август 2016
Фото – Эдуард Агапов

Памятник вошел в постоянную экспозицию отдела Востока Библиотеки имени Волошина ЦБС ЦАО в Москве и покидать ее не будет.

Исключение решили сделать только для Воронежа, поскольку с Воронежским областным художественным музеем имени Крамского, где хранится старейшая коллекция древнеегипетского искусства в России, нас связывают крепкая дружба и профессиональные связи. Поэтому у воронежцев появится уникальная возможность увидеть царицу и ее удивительное совершенство. Как написал в своем дневнике археолог Людвиг Борхардт, нашедший этот памятник: «Описывать бесцельно. Смотреть!»
Виктор Солкин

президент московской Ассоциации по изучению Древнего Египта

Кем и какой была Нефертити

Если несколько десятков лет назад споры о происхождении Нефертити были актуальными, то теперь известно, что ее родителями были египтяне: начальник колесничих войск царя Эйе и его супруга, придворная кормилица Тии. При жизни Нефертити и ее муж Эхнатон почитались как живые дети бога солнца Атона, поэтому о земных родителях царица почти не упоминала, несмотря на их высокий придворный статус. 

Портретов Нефертити сохранилось немало – как в круглой скульптуре, так и в рельефе. Это была эпоха невероятного взлета египетского искусства и, кроме того, в это время ценилась портретность изображений. Нефертити была красива, свидетельств тому множество.

Второй по значимости портрет царицы, выполненный из кварцита и изображающий ее совсем молодой, спасли советские солдаты, разминировавшие ящики с шедеврами в катакомбах под берлинским зоопарком.

Сохранились не только десятки портретов Нефертити, но и огромный пласт информации, дошедший благодаря раскопкам города Ахетатона. До наших дней дошли росписи и тексты на стенах гробниц вельмож-современников царицы. 

Вельможи воспевали не только красоту царицы, но и ее изящество. Имеется много упоминаний о том, что у Нефертити был превосходный голос, она хорошо пела. 

«Она проводит бога Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами (ритуальными трещотками – прим. РИА «Воронеж»). При звуке голоса ее ликуют».     

Из надписей на гробницах вельмож в Ахетатоне

Известно, как выглядели дворцы Нефертити, многое из которых дошло до нашего времени. В музее Метрополитен в Нью-Йорке (The Metropolitan Museum of Art) выставлен знаменитый пиршественный кубок царицы, выполненный из полупрозрачного алебастра в форме цветка водяной лилии. 

Мир Нефертити был красивым и изысканным. Однако не стоит видеть в ней только рафинированную царицу древности. Она играла большую роль в событиях своего времени, когда Египет был охвачен религиозной реформой. Нефертити обладала огромной властью и политической волей. Мало кто из цариц изображался в традиционно мужской царской позе – побивающей врагов Египта церемониальной булавой.

Где похоронили царицу

Погребение царицы не нашли. Неоднократно высказывались поспешные предположения, что мумия Нефертити обнаружена, однако позже они не подтвердились.

Последняя версия британского египтолога Николаса Ривза, который предположил, что погребение Нефертити скрывается за одной из стенок гробницы Тутанхамона, также кажется поспешной и спорной. Судя по всему, в гробнице Тутанхамона действительно есть скрытые помещения (сейчас проводится новое сканирование гробницы), однако о том, что именно может находиться в тайных камерах, говорить рано. 

После смерти мужа Нефертити захватила престол на два года и управляла страной в облике мужчины-фараона по имени Нефернеферуатон. Среди вещей, использованных в гробнице Тутанхамона, которому Нефертити приходилась мачехой, много вещей, изначально предназначавшихся для гробницы Нефернеферуатона. Позже имена на них были изменены. 

Таким образом, возможно, что погребение царицы было разорено еще в древности. Ее имя, как и имя ее супруга Эхнатона, было проклято и специально забыто потомками, вернувшими традиционную культуру своей страны.

Контекст

В рамках проекта «Образ Нефертити» Виктор Солкин прочтет в музее имени Крамского лекцию «Нефертити: загадки судьбы и великий шедевр», на которой более подробно расскажет о судьбе египетской царицы и истории ее скульптурных портретов. Лекция состоится в музее в 18:00 среды, 17 мая. Вход на лекцию – по билету в музей.

Выставка «Образ Нефертити» проработает в Воронеже до 10 июня 2017 года. Вход – по билету на основную экспозицию музея Крамского.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: