«Факел» является одной из немногих команд ФНЛ, показывающих привлекательный футбол, признал новичок сине-белых Александр Козлов. В интервью корреспонденту РИА «Воронеж» полузащитник вспомнил проведенные в «Спартаке» годы и объяснил, почему не заполняются стадионы в России.
«В ФНЛ мало, кто созидает»
– Генеральный директор «Тосно» рассказал мне о варианте перехода в «Факел», и я согласился, – объяснил Козлов переезд из Ленинградской области в Воронеж. – Да, я едва перешел в «Тосно» и так быстро покинул клуб, но в футбольном мире такое случается нередко. Главное, что я всем доволен. Здесь у меня будет игровая практика. Кроме того, все любят комбинационный быстрый футбол. Я не исключение.
– Вы уже говорили с тренером о вашей позиции на поле?
– Могу играть на фланге полузащиты, могу играть второго форварда. Но если выбирать, с какого края играть, то я выбрал бы левый. Справа я почти никогда и не играл. Я уже адаптировался к требованиям тренера, две недели работаю с командой. Получаю удовольствие от нашей манеры игры.
– Можно ли называть принципы, которых придерживается нынешний «Факел», схожими со спартаковцами – контроль мяча, выход из обороны в атаку за счет короткого паса?
– Это трудный вопрос. У каждого тренера свое видение игры. А в тот футбол, который сейчас зовут спартаковским, эта команда играла в девяностых. Это уже миф – тех людей, которые прививали ту игру «Спартаку», сейчас в клубе нет. В команде много иностранцев: попробуйте им объяснить, что такое «спартаковский футбол». Сейчас и «Факел» играет короткими передачами, и «Спартак». Просто в разных лигах.
Фото – Виталий Грасс
– И каков уровень Футбольной национальной лиги? Между ФНЛ и Премьер-лигой – пропасть?
– Мне кажется, что последние четыре команды Премьер-лиги и лучшие четыре из ФНЛ друг с другом играли бы примерно на равных. А вот дальше действительно пропасть – более состоятельные клубы РФПЛ играют в другой футбол. Ведь в ФНЛ мало, кто созидает. В основном все бьют вперед на рослого форварда и борются. Все играют на результат – с тренеров жестко требуют очков и не дают им времени, руководителей клубов не всегда интересует качество игры. Мне кажется, должно быть иначе. Клубы ФНЛ должны играть в атакующий привлекательный футбол, чтобы игроки из этой лиги росли и переходили в команды РФПЛ. А с таким упрощенным футболом, со сплошными подачами и борьбой – этого почти невозможно добиться.
«Молодым спартаковцам не хватает доверия клуба»
– «Спартак» остается для вас особенным клубом? Ваш партнер Иван Соловьев признался, что больше не чувствует привязанности к «Динамо», которое его воспитало.
– Конечно, я слежу за «Спартаком» – столько времени там провел. Все еще смотрю матчи клуба, общаюсь с ребятами из команды. Даже игры второй команды могу посмотреть.
– Как вам кажется, когда вы были ближе всего к основному составу «Спартака»?
– Наверное, когда мне было 17-18 лет. Тренером тогда был Валерий Карпин, я чувствовал его доверие. При нем сыграл немало матчей за «основу». Да и Эмери давал играть. Он был очень эмоциональным, тренировки интересные. Работу с обоими специалистами приятно вспомнить. Карпин давал шанс, когда мне было 17.
– Сейчас бывшие игроки «Спартака» говорят, что Карпин по-разному относился к русским игрокам и легионерам.
– Конечно, если приезжает иностранец, ему сразу дают отличную зарплату. Да, если русский, конкурируя с легионером, будет сильнее, играть будет именно он. Но если игрок с русским паспортом и иностранец будут показывать примерно одно качество игры, то выходить на поле будет последний. Иначе руководство клуба спросит тренера: «Зачем мы тебе этого иностранца привезли, если русский играет и делает это дешевле?». Но это лишь мое мнение, подчеркну.
Фото – fakelfc.ru
– Еще про Карпина говорили, что он мог разрешить иностранцу постепенно сгонять лишний вес, а русских сразу штрафовал за лишние граммы.
– Я такого не помню. Если честно, я тогда не особо обращал внимание на такие вещи. Мне было 17-18 лет, я тренировался и играл с основным составом «Спартака» – мне было не до этой кухни.
– Валерия Карпина называли излишне жестким, Унаи Эмери – слишком мягким. Каким должен быть тренер в России?
– Идеального тренера для России вообще не существует. Русским будто все время что-то не то. Если тренер будет жестким, его будут за это критиковать, если он будет заботиться о команде и конкретных игроках, назовут излишне мягким, добрым. Специалиста могут ругать за то, что он не кричит на футболистов. Это удивительно.
– Вы играли с одним из самых обсуждаемых игроков Премьер-лиги – Рафаэлом Кариокой.
– Я считаю, что он был в порядке. Болельщики его невзлюбили, навешали ярлыков. Это неправильно. Он мастер. Это видно по его работе с мячом, по тому, как он ведет единоборства. Да и скорость хорошая, мяч у него вообще невозможно почти отнять. Это всем, кто разбирается в футболе, видно. Почему болельщики его критиковали – для меня загадка.
– Почему «Спартак» не был чемпионом с 2001 года?
– Мне кажется, к клубу часто завышаются требования. Вот сейчас у клуба нет задачи выиграть чемпионат. Но болельщики требуют, ни о чем, кроме «золота», не хотят слышать. Но ведь нужно понимать, какие у «Спартака» конкуренты. Даже выпусти сейчас вторую команду на матч Премьер-лиги – от нее будут требовать только победы. Чтобы выигрывать, надо годами наигрывать состав. А в «Спартаке» каждое межсезонье приходят и уходят по пять игроков. Это чехарда какая-то.
– Почему часто воспитанник красно-белых покидает команду и уже в новом клубе становится звездой?
– Молодым не хватает доверия. Выйдет русский, сделает ошибку – его посадят на лавку. А иностранец после такого все равно будет играть. За него заплатили. Но если бы все хотели остаться в «Спартаке», то всем бы места не хватило. Да, в стране много, где играют воспитанники этого клуба. Хорошая школа, это своеобразный знак качества для футболистов. Спартаковцы всегда будут разбросаны по всей России. Еще молодых игроков всегда сильно критикуют свои же болельщики.
– У вас не осталось обиды на клуб?
– Нет, мне не стоит обижаться. Мне какое-то время доверяли, давали играть. Я считаю, что играл нормально, без провалов. Правда, было такое, что я забил гол в РФПЛ, отдал голевую передачу в игре Лиги Европы, а потом пять матчей не вставал со скамейки. Не знаю, почему. И вроде ты молодой – подойти и спросить, в чем дело, нельзя.
«Воронежские болельщики – действительно двенадцатый игрок»
– Матчи за «Спартак» в Лиге чемпионов для вас стоят особняком?
– Конечно, когда я в детстве смотрел матчи этого турнира, то уже от одной музыки испытывал невероятные эмоции. А уж когда на поле выходишь – это не объяснишь. Любой футболист мечтает выступить на этом уровне. Эти ощущения никогда от меня не уйдут. Хотя в матче с «Челси» я совсем не волновался. Когда я выходил на замену на «Стэмфорд бридж», англичане уже вели 3:0. Я не думал о том, что могу потерять мяч, сделать «обрез». Вышел бы при другом счете – волновался бы сильнее. Атмосфера на стадионе поразила. Полные трибуны, идеальное поле – есть все, чтобы классно играть. И болельщики поют. А в ФНЛ на стадион ходят по тысяче человек, а иногда и меньше. Это как раз потому, что команды играют в «бей-беги».
– В Воронеже другая ситуация.
– Да, и я это учитывал, когда соглашался на предложение «Факела». Здесь любят футбол, и болельщики действительно являются двенадцатым игроком. Каждый человек на трибуне – это твои дополнительные силы. Это эмоции. Представьте себе, что идет 88 минута матча, и ваша команда проигрывает в один мяч. И нужно сделать рывок. Если на трибунах сто человек – это одно дело. А если тысяч десять – совсем другое. У тебя вдруг появляется какой-то новый ресурс сил, казалось бы, ниоткуда. И ты достаешь его, ты добежишь. Некоторые матчи ФНЛ похожи на товарищеские, а в Воронеже ты изначально выходишь на поле заведенный. После поражения от «Мордовии» нам не свистели, все хлопали и кричали: «Молодцы!». Потому что мы старались и боролись.
Фото – Антон Бойков
– Выходит, Воронеж – футбольный город в не футбольной, как говорит экс-тренер сборной Леонид Слуцкий, стране?
– Я с ним не соглашусь. Россия – футбольная страна. И это выражается в большом количестве классных игроков, которые у нас выросли. Просто сейчас играющих команд мало, я уже говорил. Кому интересно смотреть на забросы? Лучше уж на дачу съездить, отдохнуть.
– Какие цели вы ставите перед собой?
– Хочу вернуться в Премьер-лигу и попасть в сборную России. А потом, может быть, уехать в Европу. Когда играл в «Спартаке», не думал об этом – я мечтал о родном клубе.
– Стоит ли тренерам сборной обращать внимание на футболистов ФНЛ?
– Если только очень молодого и перспективного игрока пригласить на сбор в ознакомительных целях. Если сделать иначе – игроки уровня РФПЛ просто не поймут тренера.
– Вы готовы признать, что «Факел» для вас – это трамплин? Наверняка же хочется побыстрее попасть в клуб Премьер-лиги.
– Любой игрок «Факела» скажет, что хочет выступать в РФПЛ. Это нормально. Но если это произойдет в составе «Факела» – тем лучше.