Власти Воронежской области планируют забрать территорию демонтируемой Воронежской атомной станции (ВАСТ) с двумя объектами недвижимости в областную собственность. Площадку собираются использовать для привлечения инвестора, который разместит здесь свое производство. Об этом сообщил исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Виталий Шабалатов на встрече с директором филиала концерна «Дирекция строящейся ВАСТ» Анатолием Сачковым. Переговоры прошли на территории АСТ в среду, 20 октября.
Развитие инвестиционных процессов и создание условий для появления высокопроизводительных рабочих мест способствуют выполнению задачи, которую губернатор Александр Гусев ранее назвал приоритетной. Речь идет о росте доходов жителей региона.
Передать участок в 8 га в областную собственность предложил концерн «Росэнергоатом».
– Либо мы передаем эту территорию безвозмездно в областную собственность, либо реализуем ее через электронные торги. Многие уже проявили интерес к этому участку, – добавил Анатолий Сачков.
Он добавил, что в случае если участок ВАСТ перейдет в областную собственность, содержание двух оставшихся объектов недвижимости обойдется почти в 70 млн рублей.
– Это хорошая производственная площадка для развития любого предприятия. Она находится близко от территории Воронежа, инвестор сможет привозить сюда на работу людей, – констатировал Виталий Шабалатов. – Нам необходимо будет выбрать компанию, которая сможет реализовать на этой территории хороший качественный проект, и передать ей участок для его реализации.
Строительство атомной станции теплоснабжения в Воронеже началось в 1983 году, а в 1990-м его приостановили. Станция была экспериментальным проектом. Она должна была на 23% обеспечить город теплом и горячей водой. Подогревать воду должны были два ядерных реактора мощностью 500 МВт каждый. Источник атомной станции должен был обеспечить теплоснабжением до 200 тыс. воронежцев. В мае 1990 года власти Воронежа провели первый в России городской референдум. В бюллетене стоял вопрос: «Вы за строительство атомной станции теплоснабжения либо за строительство котельных на органическом топливе?». Более 90% горожан проголосовали за второй вариант.
В июле 2019 года АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» объявил о том, что недостроенная атомная станция теплоснабжения будет демонтирована. Поиски подрядчика для демонтажа объявили в июле 2019 года, но аукцион провалился. На повторном аукционе в декабре того же года победила компания «Волгаспецстрой». Демонтаж должны завершить до 30 ноября 2021 года.
По поручению губернатора Александра Гусева Виталий Шабалатов вместе с Анатолием Сачковым осмотрел административное здание ВАСТ, объекты недвижимого имущества и строительную площадку, где идет демонтаж промышленных объектов.
Большая часть купола первого реактора, который стал визитной карточкой ВАСТ, разобрана. На ее месте высится похожая на террикон насыпь щебня и гора металлолома. На гору заезжает строительная техника. Издалека насыпь и еще оставшаяся часть здания реактора напоминают декорации к фантастическому фильму.
Взорвать купол реактора подрядчику удалось только с третьего раза – толстые стены сооружения и стоящего рядом с ним корпуса построили настолько толстыми и прочными, что они могли выдержать ядерный взрыв и прямое падение самолета.
Сейчас на демонтаже площадки бывшей ВАСТ трудятся всего 20 человек.
– Демонтаж практически завершен. Площадка ВАСТа будет освобождена до конца 2021 года. Объекты недвижимости, которые остались на этой территории, могут использоваться под производственные цеха, – пояснил Виталий Шабалатов.
На освободившейся территории двух реакторов останется железобетонный фундамент глубиной 4 м. Здесь же имеются работающие инженерные коммуникации.
Виталий Шабалатов также посетил территорию индустриального парка «Масловский» и особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Центр», где проконтролировал ход строительства объектов инфраструктуры. Исполняющий обязанности губернатора встретился с подрядчиками, которые строят инженерные сети и дороги, таможенный терминал и канализационно-инженерные сети.
На всех объектах кипит работа. Подрядчики в разговоре с Виталием Шабалатовым пожаловались, что коронавирус «подкосил ряды» рабочих и инженеров, поэтому сроки окончания работ сдвинулись. Закончить создание инженерной инфраструктуры планируют до конца 2021 года. Уже с начала 2022 года инвесторы смогут строить здесь свои производства.
– Новые инженерные сети рассчитаны в основном на особую экономическую зону и частично на индустриальный парк. Нам поступает достаточно большое количество заявок от компаний. Сегодня у нас уже есть порядка шести заявок для размещения здесь резидентов. Они все в работе, – рассказал Виталий Шабалатов.