Солдат-срочник Антон Макаров убил троих сослуживцев и ранил четвертого в военной части на воронежском аэродроме «Балтимор» в понедельник, 9 ноября. Одной из версий случившегося назвали конфликт, повлекший за собой нервный срыв у 20-летнего военнослужащего. По просьбе РИА «Воронеж» практикующий психолог Екатерина Зеленцова рассказала, как вести себя при подозрении на психическое заболевание у себя или близкого человека.
Комментируя происшествие с балтиморским стрелком, психолог отметила, что от психических расстройств не застрахован никто:
– Нет такого человека, о котором с уверенностью можно было бы сказать: «С ним ничего такого никогда не случится». Психические расстройства могут произойти у любого. А армия – это довольно жесткая система, и не все могут в нее вписаться, что легко может повлечь за собой психологические трудности. Это во-первых. А во-вторых, насколько я понимаю, перед тем как уйти в армию, призывники проходят тестирование. И в данном случае интересно, почему особенности этого солдата не обнаружили или не придали им значения. Хотя понятно, что в обычной ситуации и на медкомиссии он мог вести себя нормально, ничего не демонстрировать, а в стрессе что-то проявилось. Однозначно сказать сложно, нужно смотреть индивидуальные моменты. Можно ли было что-то увидеть, предотвратить? Не знаю. Интересно, была ли какая-то информация о его психическом состоянии до того, как он попал в армию? Характеристика, психологический портрет, если это было, что там написано? Были ли там отмечены особенности его поведения, почему на это не обратили внимания?
Психолог отметила, что нет универсального рецепта, как избежать конфликтной ситуации или выйти из нее, так как все конфликты разные:
– Если случился конфликт, как минимум нужно попытаться успокоиться. Способы разные – отвлечься на что-то, поговорить с кем-то. Устраивать самосуд – это не выход ни с чьей точки зрения. Важно учиться управлять своими эмоциями.
Людям, которые подозревают у себя психологические проблемы и трудности, психолог рекомендовала не стесняться поговорить об этом с кем-нибудь.
– Есть проблемы, которые мы можем у себя самостоятельно обнаружить, а есть те, которые сложно увидеть. В любом случае нужна обратная связь от других людей. Конечно, в этом тяжело признаться. В нашем обществе говорить о своих психических трудностях считается стыдным. Если болит живот, мы спокойно можем рассказать об этом близким, а сложности во внутренней жизни – это чувствительная тема, есть риск прослыть «дурачком», быть отвергнутым. В этом смысле у нас общество не очень продвинутое. Даже культура обращения к специалистам не налажена. Но если мы что-то обнаружили, необходимо прибегнуть к помощи. Когда мы чувствуем, что с нами что-то происходит, как-то мы бурно реагируем, какая-то эмоция долго не отпускает, как минимум первое, что нужно сделать, – это поговорить с близкими людьми, поделиться, спросить, бывало ли такое у них, свериться, проанализировать совместно. Если рядом нет того, кому можно доверять, лучше обратиться к специалисту. Совсем необязательно он поставит какой-то диагноз – наоборот, часто бывает так, что специалист говорит, например: в вашей сложной ситуации так бывает, это нормально, ваши чувства понятны. Это тоже важно услышать, – подчеркнула Екатерина Зеленцова.
Если вы заметили, что с человеком рядом с вами что-то происходит, решение такое же – поговорить, проявить внимание и участие.
– Главное, делать это не с позиции высмеивания, осуждения, порицания, а с позиции доверия, желания помочь. Если вам кажется, что человек не в порядке, попробуйте у него поинтересоваться, как он себя чувствует, о чем переживает, – посоветовала Екатерина Зеленцова.