Просветительская встреча «Воронеж глазами пешеходов» в рамках проекта «Архитектурная среда» прошла в департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области вечером среды, 12 мая. На этот раз архитекторы и общественники поговорили о том, насколько удобен и приспособлен Воронеж для пешеходов и маломобильных граждан. Как избавляться от «мертвых» городских пространств и почему нужно обустраивать спуски к набережной – в материале РИА «Воронеж».
Хаотическая парковка и отсутствие поручней
В дискуссии приняли участие автор концепции «Зеленого театра» и Советской площади архитектор Роман Пупавцев, глава регионального отделения фонда развития городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» Юрий Родионов, председатель регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда» Александр Попов и глава Института общественного контроля Вячеслав Минаков. Модераторами встречи стали председатель общественного совета при департаменте архитектуры и градостроительства Ольга Рудева и руководитель Института современной урбанистики Ольга Чудинова.
Встречу открыл Юрий Родионов, который рассказал о том, что в последние годы в Воронеже создано много хороших обустроенных общественных пространств. Среди них – Советская площадь, Пушкинский сквер, в конце лета 2021 года планируют начать реконструкцию первой очереди Петровской набережной.
– Но, занимаясь благоустройством, городские власти забывают о том, что общественные пространства должны быть связаны между собой, ведь горожанам надо свободно перемещаться по городу. Если не поддерживать связность городской ткани, мы получим «мертвые» городские пространства, – заметил Юрий Родионов.
Сейчас оторванной от остального города остается Петровская набережная. Самый короткий путь добраться до нее из центра – спуститься по холмам, ведущим к водохранилищу. Но нынешнее состояние спусков плачевно.
– Сейчас набережная – плохо обустроенное, «тяжелое» пространство. Если не обустроить спуски к ней, она останется изолированной от целого города. В этом случае она не принесет экономического и рекреационного эффекта, который в ней заложен, – отметил Юрий Родионов.
Самые острые проблемы спусков к водохранилищу воронежские активисты описали в исследовании, которое представил Юрий Родионов. В рамках своей работы они предложили авторскую концепцию четырех транзитных улиц, связывающих центр города с набережной. Это улицы Чернышевского, 25 Октября, Пятницкого и Карла Маркса.
Одна из главных проблем транзитных магистралей – хаотичная парковка. Общественники рекомендовали провести на улицах зонирование и выделить пространство под парковки.
Вторая проблема в том, что на спусках нет нормальных поручней – они либо отсутствуют, либо устарели. Передвигаться без поручней при подъеме на гору и спуске к водохранилищу горожанам трудно. Активисты рекомендовали обновить поручни или добавить их там, где они отсутствуют вовсе.
Также было обращено внимание на состояние ступенек на лестницах – они имеют разные высоту и глубину. Иногда их высота доходит до 40 см. Кроме того, ступеньки сделаны из разного материала – булыжников, камней, бетона. Юрий Родионов рекомендовал полностью обновить мощение на всех лестницах, создав их в едином стиле, а высоту и глубину ступенек привести к единому нормативному состоянию. Помимо этого, по мнению активистов, городским властям необходимо организовывать площадки для отдыха на лестницах.
Также речь шла и о плачевном состоянии подпорных стен на улицах Герцена, Авиационной и Таранченко.
– Подпорные стены сдерживают грунт, который может перемещаться. В настоящее время они нуждаются в реконструкции, – заметил Юрий Родионов.
Общественники также рассказали о необходимости обустройства тротуаров на транзитных улицах. Пока людям приходится пробираться по проезжей части. Яркий пример – улица Чернышевского, недружелюбная к пешеходам.
Отмечалось, что на спусках – интенсивный поток автомобилей, который создает дискомфорт для пешеходов. Активисты рекомендовали «успокоить» их трафик с помощью искусственного искривления улиц. В этом может помочь создание парковок и малых архитектурных форм.
Юрий Родионов посоветовал обустроить на правом берегу потенциальные смотровые площадки, которых пока не хватает. По его словам, горожане часто жалуются на то, что смотровая площадка за драмтеатром закрыта, и попасть на нее невозможно.
Также активист напомнил, что несколько лет назад в городе началось массовое закрытие пешеходных переходов. Юрий Родионов назвал борьбу с ними геноцидом.
– Там, где нет пешеходной связности, нет экономического роста и, следовательно, процветания города. Если город будет доступен для пешеходов, он будет и процветать. Ведь пешеходы – это кровь города, – рассказал активист.
Недоступная среда
Краевед Ольга Рудева отметила, что, к сожалению, в городе очень много тупиковых мест. Среди них – Кольцовский сквер. По словам Ольги Рудевой, при проектировании сквера архитекторы запланировали из него выход на площадь Ленина через главную аллею. Для этого был открыт пешеходный переход через ул. Плехановскую. Но со временем его закрыли.
Юрий Родионов раскритиковал площадь Ленина в ее нынешнем виде. По его мнению, это «мертвое» пространство, в котором сейчас нет никакой активности.
Общественники обсудили проблемы пешеходных улиц. По мнению Ольги Рудевой и Вячеслава Минакова, Воронежу мало одной пешеходной улицы – Карла Маркса.
– Хорошо бы сделать пешеходной улицу Комиссаржевской, от проспекта Революции до Фридриха Энгельса. Если ее закрыть для машин, это не сильно обременит автовладельцев. Это чудесное место, с прекрасной архитектурой, огромными каштанами. Практически готовый парк, в котором нужно поставить лавочки и фонари, – отметила краевед.
Вячеслав Минаков предложил сделать пешеходными улицы Чайковского и Мира.
Председатель регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда» Александр Попов рассказал, что Воронеж не приспособлен для людей с инвалидностью. Тем не менее городские власти много делают для того, чтобы исправить это положение.
– Нашу организацию мэрия стала привлекать как экспертов для создания безбарьерной среды на городских улицах. Сейчас из городского бюджета выделяется финансирование для того, чтобы их адаптировать. И работа на самом деле только началась. В прошлом году нас впервые привлекли к деятельности районных управ, чтобы принимать у подрядчиков работы и говорить им, что сделано хорошо, а что нужно переделать. Надеюсь, что такими темпами через пять лет мы приведем улицы в порядок и по ним можно будет проезжать без барьеров от начала и до конца, – отметил Александр Попов.
Общественник раскритиковал опасные пандусы, по которым невозможно спуститься ни людям, прикованным к инвалидным коляскам, ни мамам с колясками. Один из таких пандусов находится на улице Фридриха Энгельса, при спуске от ресторана «Макдоналдс».
Он также назвал проблему ряда пешеходных переходов. По его мнению, у них слишком короткий сигнал зеленого света: за такой промежуток времени человек с ограниченными возможностями перейти дорогу не успеет.
Также Александр Попов прокомментировал работу подъемников в подземных переходах.
– Реально воспользоваться ими невозможно. Многие из них заржавели, технически не обслуживаются, – отметил Александр Попов.
Фуникулер и легкорельсовый транспорт
На встрече речь зашла о реконструкции Придаченской дамбы. Архитектор Роман Пупавцев негативно отозвался об обновленном проекте. По его словам, проект обновленной дамбы убил существовавшую среду, поскольку видовые точки оказались потеряны.
– Дамба имела мощный потенциал. Там была красивая аллея, на которой росли вековые деревья, был шикарный пляж. Он ассоциировался со старинными открытками, – вспомнил Роман Пупавцев.
Архитектор рассказал о своей работе над дизайн-проектом реконструкции и благоустройства нескольких улиц центральной части Воронежа. Среди них – набережная, улицы Декабристов, Карла Маркса, Авиационная и Советская площадь. Что-то из намеченного уже реализовано (как, например, реконструкция Советской площади), а что-то еще предстоит воплощать в жизнь.
Роман также поделился своим видением эффективного использования пустующих общественных пространств. Так, пока неосвоенной остается территория под Чернавским мостом. По мнению архитектора, при помощи террасирования здесь можно организовать кафетерий, уличный театр или кинотеатр.
– С помощью таких простых решений это пространство будет жить, – отметил он.
В окрестностях улицы Бархатный Бугор архитектор предложил украсить холмы сеткой из светодиодных фонарей, которые заряжаются солнечной энергией. Ночью они будут светиться и подчеркивать рельеф.
По мнению Романа Пупавцева, повысить пешеходный трафик на набережной смог бы помочь легкорельсовый транспорт, который курсировал бы от Вогрэссовского моста до парка «Динамо».
– Такое предложение было озвучено, когда я работал над проектом реконструкции парка «Динамо». Предполагалось, что от парка воронежцы станут пересаживаться на канатную дорогу, которая будет соединять парк с Северным районом, – отметил архитектор.
Для того чтобы воронежцы и гости города могли с комфортом добраться из центра на набережную, архитектор предложил пустить по улице Карла Маркса фуникулер. Роман Пупавцев отметил, что на таком фуникулере в Париже можно добраться до его самой высокой точки – района Монмартр, расположенного на холме.
– Нужно использовать альтернативные виды транспорта. Фуникулер стал бы выходом для людей с инвалидностью и мам с колясками. С помощью такого транспорта мы можем создать безбарьерную среду доступа к набережной. Это и один из способов развивать бизнес на этой территории, – пояснил Роман Пупавцев.