Новый 60-й сезон в Воронежском государственном театре оперы и балета стартовал гала-концертами в пятницу и субботу, 2 и 3 октября. Журналисты РИА «Воронеж» побывали на открытии и поговорили с артистами о том, как они пережили шесть месяцев без сцены.
Главное – не бросать практику
Артист балета Луис Фернандо Да Сильва Шавьер из Бразилии поступил в штат воронежского Театра оперы и балета ровно год назад – в октябре 2019-го. Он успел протанцевать на нашей сцене всего полгода, затем началась пандемия и театр закрыли.
– В воронежском театре мне очень нравится. Это та работа, которой я всегда хотел заниматься. У меня здесь сразу появились друзья. Во время карантина я купил укулеле и освоил игру на нем – давно об этом мечтал, но не было времени. Занимался йогой. С родными созванивался по видеосвязи. Я думал улететь на время карантина в Бразилию и даже купил билет на самолет, но буквально на следующий день границы закрыли, а полеты запретили. Но у меня есть Лариса, моя девушка, вместе нам было легко. Танцы я не бросил, практиковался дома каждый день. Конечно, заниматься самостоятельно – это совсем другое, чем с учителем. Я знаю свой номер, все движения, повторяю их, но не могу оценить себя со стороны, – рассказал Луис.
Солистка балета Марта Луцко призналась, что больше всего скучала по выходам на сцену перед зрителями. Но тренировки тоже не оставила, чтобы не потерять форму.
– Было тяжело. В тот период, когда все сидели по домам, я занималась по онлайн-классам. Конечно, дома нет ни станка, ни большого репетиционного зала с зеркалами, там все иначе. Важно было не бросать тренировки, чтобы тело не отвыкло, но это было совсем не то. К счастью, в конце лета театр открыли для артистов, а мы вернулись к тренировкам и репетициям с нашими педагогами. Но хуже всего было без зрителей, без выходов на сцену. Наконец-то начались спектакли, я так рада! В ближайшее время буду танцевать «Лебединое озеро», «Корсар», «Дон Кихот», а совсем скоро премьера – «Продавец игрушек», – поделилась танцовщица.
Солист оперной труппы, баритон Алексей Тюхин, рассказал, что время карантина провел продуктивно – кроме того, что повторял партии, чтобы держать себя в хорошей певческой форме, еще и придумывал новые проекты.
– Я не люблю сидеть без дела. Во-первых, переделал кучу домашних дел. Во-вторых, у меня было множество онлайн-концертов. Они, конечно, отличаются от обычных. Но все равно я понимал, что работаю на зрителя, который там, за объективом камеры, перед своим экраном смотрит на меня. Очень много за это время я перепел советских эстрадных песен, думаю, что внес небольшую лепту в улучшение их настроения. Вообще от зрителей никогда не закрываюсь, многие пишут мне в соцсетях, мы переписываемся, даже поздравляем друг друга с днем рождения. И сегодня мне писала поклонница, хвалилась, что купила билеты на открытие сезона, будет меня слушать. Это очень ценно, – поделился Алексей.
Солистка оперной труппы, сопрано Светлана Дюдина, призналась, что ей с карантином повезло, как никому:
– Я пережила это время с прибавлением. У меня родился сын. Мне самоизоляция позволила посвятить все свободное время ребенку. Никогда не планировала уходить в декрет на полный срок, как это обычно все делают, и с этим неожиданным отпуском мне даже повезло. Хотя, признаюсь, мама дорогая, как я хочу спать!
Алексей и Светлана – постоянные партнеры на сцене, регулярно выпускающие разнообразные концертные программы. Еще до начала режима самоизоляции артисты придумали новую, посвященную 75-летию Победы.
– Мы сделали программу не о войне, а о мире. Туда вошли советские песни, посвященные победе, солнцу, детям. Всему тому, ради чего солдаты отдавали свои жизни. Чтобы этот концерт был светлым и праздничным. На эту мысль нас натолкнули ветераны. Когда мы выходили к ним со своими песнями о войне, а потом вдруг пели что-то такое светлое, для них это было как глоток свежего воздуха. Они уже так устали от этой мрачности и были очень рады услышать песни, пусть и с отголосками воспоминаний о войне, но все-таки позитивные, радостные. Надеемся, что в новом сезоне нам удастся исполнить такой концерт со взглядом на войну под другим углом, – рассказала Светлана.
Прима-балерина Елизавета Корнеева во время карантина не прекращала педагогическую деятельность и занималась с детьми – с кем-то онлайн, а с самыми смелыми – и офлайн.
– К счастью, получилось немного отдохнуть. Прямо перед карантином выдался довольно напряженный период, было тяжелое расписание. И тут такой случайный отпуск. Организм выдохнул. Не бывает худа без добра. Этот карантин нам очень помог, высвободил время и позволил мне с моим партнером Иваном Негробовым готовиться к проекту «Большой балет». Благодаря отсутствию театрального репертуара мы смогли все время посвятить подготовке к нему, – рассказала танцовщица.
Невидимая работа
Хотя театр с марта был закрыт для зрителей, летом его открыли для сотрудников. С июля руководство планировало премьеры, а многочисленные театральные цеха приводили в порядок все закулисье.
– Мы стирали, крючочки пришивали, чинили костюмы. Приходили в театр каждый день. Жизнь здесь не останавливалась. Только что зрителей не было и спектаклей, но мы готовились к сезону очень активно, – рассказала заведующая костюмерным цехом театра Елена Бабич.
Художественный руководитель Оперного Александр Литягин признался, что ни дня не просидел без работы:
– Если остановилась история у артистов, то у меня как у руководителя не остановилось ничего. Никуда не исчезла тема с реконструкцией театра, были бесконечные совещания, потом надо было планировать, как будет жить театр после завершения карантина, составлять репертуар. Поэтому я все это время работал.
Худрук рассказал, что решение об открытии сезона 2 и 3 октября приняли неслучайно. Начало работы театра решили отделить от Платоновского фестиваля.
– После Платоновского зрители поняли, что ходить на спектакли можно и нужно, увидели, что в театрах безопасно. А у нас заодно появилась возможность подольше порепетировать, – сказал Александр Литягин.
Когда труппа вернулась в театр, первым делом началась постановка нового балета «Продавец игрушек». В Воронеж приехал режиссер Андрей Петров со своей помощницей Жанной Богородицкой и в достаточно короткий срок спектакль был поставлен, его техническая сдача уже произошла. В настоящее время в театре готовятся к выпуску спектакля для зрителей – шьют костюмы, делают декорации и бутафорию. Премьера запланирована на ноябрь.
Октябрьская афиша театра включила почти все спектакли текущего репертуара, чтобы напомнить зрителям все разнообразие материала на воронежской сцене, показать весь масштаб ВТОиБа. С этой же целью для открытия сезона выбрали именно гала-концерт с номерами из разных оперных и балетных спектаклей.
– Не могу сказать, что все артисты остались в той же форме, что и до закрытия театра. Все-таки не у каждого дома есть станок, возможность полноценно тренироваться. Но самое главное – что они очень соскучились. По работе, по постоянной физической нагрузке, по своим урокам, по театральной пыли, по оркестровой яме, по запаху театра и по аплодисментам. Сейчас это для них главная мотивация. Жажда встречи со зрителем так велика, что они погрузились в работу с головой. В какой-то момент у любого артиста накапливается усталость. Зимой многие говорили мне, как они устали от театра. Но когда они лишились театра на месяц, а потом прошло и два, и три – отношение изменилось. Причем так происходит не только у нас, но и во всем мире. У меня много друзей в театрах Европы, которые закрыты до сих пор. В последние дни они звонят и пишут мне, поздравляют с открытием сезона и признаются, как они нам завидуют, – рассказал Александр Литягин.
Худрук признал, что по-прежнему не до конца понятно, как в условиях пандемии вести себя артистам. Неразрешенными остаются много вопросов.
– То ли можно целоваться и обниматься при встрече, то ли нельзя, то ли в маске, то ли без. А как репетировать? А в паре можно стоять без масок? Оперным дуэтам и квартетам в масках репетировать или без? Можно близко подходить друг к другу или нет? А как балетным артистам работать с партнерами? Иногда уже до смешного доходит. Многие из этих вещей достаточно условны, на что-то мы решили закрыть глаза, тем более артисты так или иначе контактируют друг с другом ежедневно. Но на сидячих режиссерских репетициях, где людей не очень много, а помещение небольшое, все находятся в масках. Мы стараемся следить за безопасностью, – отметил художественный руководитель.
Для зрителей же в плане безопасности театр делает максимум возможного. Дверные ручки и подлокотники кресел постоянно протирают дезинфицирующими растворами, часто моют полы, по всему театру расставили антисептики, на входе всем измеряют температуру. Билеты продают из расчета 50-процентной заполняемости зала – то есть одновременно в Оперном смогут находиться не более 500 человек, с рассадкой через одно или даже несколько кресел. Один день в неделю театр не работает – в этот день проходит тотальная дезинфекция всех его помещений. Все ради того, чтобы вновь увидеть зрителей и услышать их аплодисменты.