До конца лета в Воронеже появятся выделенные полосы движения для общественного транспорта. Мэрия уже анонсировала начало работ. У представителей сообществ автомобилистов и урбанистов есть ряд вопросов. Они уверены: отдельные полосы нужны, но не в том виде, что предлагает администрация. В чем суть проекта, а также как его оценивает общественность – в материале РИА «Воронеж».
Как будут работать выделенки
Что предлагает мэрия
Мэрия намерена создать шесть выделенных полос: на Плехановской (от площади Застава до площади Ленина), на Московском проспекте (от ТРЦ «Московский проспект» до Плехановской), на улице Степана Разина (от улицы Сакко и Ванцетти до Чернавского моста), на 20-летия Октября (от Вогрэсовского моста до Челюскинцев), на Чернавском и Вогрэсовском мостах. В октябре прошлого года в Воронеже уже запустили пилотную выделенку на Остужева и Северном мосту.
фото – Евгения Емельянова (из архива)
– В Воронеже 1,2 тыс. единиц пассажирского транспорта и 300 тыс. личных автомобилей. При этом 70% транспортных корреспонденций в городе выполняется общественным транспортом, остальные – личным. Общественный транспорт перевозит большинство горожан. Автобус большого класса (например, один из 120 новеньких ЛиАЗов) занимает на дороге столько же места, сколько три личных автомобиля, а перевозит 100 человек (против 15 в трех машинах). Эффективнее предоставить приоритет для 100 горожан, чем для 15, – прокомментировали в мэрии.
Каковы сроки?
В пресс-службе мэрии рассказали, что все работы проведут в этом году – в течение весны и лета. Точных сроков не называют – все зависит от погодных условий. Разметку будут наносить в хорошую погоду по ночам, чтобы не доставлять неудобство автомобилистам.
Сначала выделенка появится на Московском проспекте и Плехановской. Там дополнительные полосы организуют за счет платных парковок – они перестали работать с 19 апреля. После того как уберут старую разметку и нанесут новую, установят дорожные знаки. Затем перейдут к следующей улице. Какой именно, пока не определили.
В мэрии заверили, что заранее оповестят водителей о дате введения той или иной выделенной полосы. Пока же не будет объявления, водители могут ездить по старым правилам.
фото – Евгения Емельянова
Что говорят в ГИБДД?
Глава УГБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов заявил, что количество полос не уменьшится, так как выделенка будет формироваться за счет парковок. Поэтому критичным для автомобилистов нововведение не будет.
– Хотим также упорядочить левые повороты на тех перекрестках, где без левого поворота просто не обойтись. На всех крупных перекрестках для этого будет специально выделенная полоса в виде четвертой. То есть там будут полоса для маршрутного транспорта, две полосы для прямого направления и за счет контрсмещения выделенные полосы для левого поворота, – рассказал Шаталов. – Таким образом, у нас не будет конфликтных точек, связанных с перестроениями автомобилей перед перекрестком. Для безопасности движения перед крупными пешеходными переходами в Воронеже будут строиться контркарманы, для того чтобы обочина перед перекрестком не была занята припаркованными автомобилями и, соответственно, лучше просматривалась участниками движения. Контркарманы могут появиться и перед остановками общественного транспорта.
О чем заявляют эксперты
Пересядут ли автомобилисты в общественный транспорт?
В мэрии уверены, что общественный транспорт должен стать для воронежцев удобнее, чем личные автомобили. По выделенным полосам добраться из дома на работу станет гораздо быстрее. Таким образом, если часть автомобилистов пересядет в маршрутки, то дороги разгрузятся, пробок в час пик не будет.
В мэрии утверждают, что делают все возможное, чтобы привести сферу общественных перевозок в порядок.
– Мы приобрели 120 новых современных автобусов большого класса для работы на шести магистральных маршрутах, весь городской подвижной состав оснащен терминалами безналичной оплаты, обновляются и частные перевозчики, – заявил мэр Вадим Кстенин.
Однако, по мнению экспертов, до идеала воронежским маршруткам еще далеко. Новых удобных автобусов недостаточно. Остро стоит вопрос с отдаленными районами – маршрутов там мало, а в час пик желающих уехать слишком много. Выделенные же полосы следовало бы вводить только после того, как эти вопросы решатся. При нынешнем раскладе водители от личных автомобилей не откажутся.
Руководитель автомобильного издания и канала CarzClub Алексей Шамарин:
– Начать необходимо с приведения общественного транспорта в порядок. Нужны автобусы, которые ходят строго по расписанию, которые не ломаются. Если маршрутки станут действительно нормальными, я лично откажусь от автомобиля. Пока же до этого еще далеко. На Северном мосту уже запустили выделенку, но новые закупленные автобусы там не запустили, они ездят по другим маршрутам.
фото – Евгения Емельянова (из архива)
Достаточно ли ресурса для контроля?
Штраф за проезд по выделенной полосе составит 1,5 тыс. рублей. Правительство региона уже согласовало заявку на установку камер автоматической фиксации нарушений. По словам мэра, штрафы будут приходить не сразу. Первое время следить за соблюдением ПДД будут экипажи ГИБДД. О начале работы системы автоматической фиксации, как и о массовых «письмах счастья», администрация обещает предупредить заранее.
При этом у урбанистов к автоматической системе есть ряд вопросов. Гарантии, что камеры будут эффективными, нет.
Член общественного движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев:
– Выделенная полоса предполагает сложную систему администрирования. Камеры наблюдения должны контролировать заезды во дворы. Автомобили, которые съезжают, к примеру, с Плехановской, будут выходить на выделенку. Есть ли гарантия, что фиксация будет настроена должным образом? Возникает риск, что водители, не нарушившие правила, будут получать штрафы. Есть и обратная ситуация, не будут ли избегать наказания те, кто двигается по выделенке, не собираясь съезжать во двор? В Воронеже нет специалистов должного уровня, которые могли бы все это грамотно организовать.
Алексей Шамарин отметил, что сейчас на Северном мосту автомобилисты выделенную полосу игнорируют, много тех, кто проезжает по ней вслед за маршрутками, понимая, что камеры не работают.
Что с такси?
По ПДД по выделенкам могут ездить не только маршрутки, но еще такси и велосипедисты. Когда первую полосу открыли на Северном мосту, в УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области заявляли, что выделенка доступна всем таксистам, которые имеют разрешение на перевозку пассажиров и багажа на территории региона. Информация о них должна быть занесена в специальный реестр. В Воронежской области таких около 6 тыс.
Нелегалам проезд по отдельной полосе запрещен. Однако опять же возникает вопрос, как это будут контролировать. До начала работы камер фотофиксации штрафовать нарушителей будут сотрудники ДПС. Остановить и проверить каждую машину, выехавшую на отдельную полосу, невозможно. Получается, что большинство нарушителей смогут уйти от ответственности. Даже после того как камеры заработают, будут ли в ГИБДД сверять номера всех автомобилей с реестром?
Будут ли водители маршруток соблюдать правила?
Воронежские автомобилисты в социальных сетях часто жалуются на то, что водители общественного транспорта, в попытке забрать с остановки как можно больше пассажиров, устраивают гонки друг с другом. Беспрепятственный проезд по отдельной полосе это не исправит. ПДД маршрутки не ограничивают – водители могут смело пользоваться всей дорогой, создавая пробки.
Сейчас зарплата водителей общественного транспорта напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров. Алексей Шамарин уверен, что пока будет такая система, «гонок» не избежать.
– Транспорт должен быть муниципальный, а не коммерческий. Если водители будут получать фиксированную зарплату, то смысла соперничать друг с другом у них не будет, – отметил он.
Мэр Вадим Кстенин ранее заявлял, что в скором времени начнется переход на так называемые брутто-контракты. Речь идет о том, что транспортные компании будут отдавать всю выручку муниципалитету, а затем получать оплату от администрации. Водители при этом будут получать зарплату в зависимости от километража. Виталий Иванищев полагает, что таким образом проблема «гонок» решится, однако он считает, что быстро мэрия на брутто-контракты не перейдет. При этом выделенку следовало бы запускать только после того, как изменятся условия контрактов с перевозчиками.
фото – Евгения Емельянова
Достаточно ли продуман проект?
В общественном движении «Город и транспорт» уверены, что мэрии следовало бы лучше изучить опыт других городов по внедрению выделенных полос. Удачный пример есть.
Член общественного движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев:
– Выделенные полосы – это единственное разумное развитие общественного транспорта Воронежа, тем более если речь идет о таких магистралях, как Московский проспект и Плехановская. На этих улицах возможности проезда на личных авто исчерпаны. Но в тот проект, который представила мэрия, я не верю. Идеальным был бы вариант создания выделенных полос не в крайней правой полосе, на месте парковок, а по осевой (то есть в крайних левых). Соответственно, необходимо благоустройство остановок там и пешеходных подходов к ним. Таким образом, можно минимизировать возможность пересечения автобусов с автомобилями, огородив выделенку барьером. По такому пути пошли в соседнем Белгороде. Там выделенки работают достаточно эффективно. Однако такой подход более затратный.
Где парковаться?
На Плехановской и Московском проспекте и ранее оставить автомобиль было достаточно сложно. Теперь же водителям придется искать места во дворах, на смежных улицах, которые уже заставлены, либо же нарушать, рискуя попасть под штраф. Лидер движения «Дорожный контроль» Вадим Серов считает, что с отказом от платной парковки количество штрафов только возрастет, что благоприятно скажется на городском бюджете.
фото – Евгения Емельянова
Пострадает ли бизнес?
Однако на этих улицах много офисов, кафе и магазинов. По ПДД водители легковушек смогут заехать на выделенку, чтобы высадить пассажира, но не оставить там автомобиль. Таким образом, бизнес рискует остаться без части клиентов.
Директор магазинов «Мир часов» и «Золотое время» Игорь Малеев:
– Когда ввели платные парковки, нам стало проще – наши покупатели могли спокойно оставить автомобиль. Но со временем и платные места оказались переполнены. Сейчас, конечно, есть опасения, что в связи с введением выделенной полосы проблема усилится – доступ покупателей к торговым точкам будет сильно ограничен. С появлением торговых центров у нас и так поток покупателей снизился, но были и те, кто целенаправленно ехал к нам. Хотелось бы, чтобы у нас был диалог с властью, чтобы и предпринимателей тоже слышали.
Впрочем, соавтор и редактор сообщества «Удобный Воронеж» Юрий Родионов считает, что от отказа от парковок бизнес только выиграет. Он считает, что пешеходы, велосипедисты и пассажиры общественного транспорта тратят больше денег в магазинах. Если убрать парковки, то возрастет приток именно таких покупателей.
фото – Евгения Емельянова
Договорились ли с концессионером платных парковок?
По словам руководителя проектов обособленного подразделения ООО «Городские парковки» Анатолия Кобяшева, компания не против отказаться от пространства на Плехановской, однако она ждет компенсации. В частности, под организацию новых платных мест концессионер просит выделить дополнительные места. К примеру, для этого подойдут улицы Ворошилова, Космонавтов, Конструкторов, Пирогова, Машиностроителей, Солнечная, Дружинников. Мэрии нужно развивать общественный транспорт, мы это поддерживаем. Ради этого можно перекроить парковочное пространство. Свои варианты компенсации мы предлагали еще осенью, когда мэрия только строила планы по внедрению выделенных полос. Платные парковки должны появляться в местах, где люди работают, а не в спальных районах, – рассказал Анатолий Кобяшев.
Он добавил, что пока обратной связи от администрации компания не получила. При этом в пресс-службе мэрии заверили, что о выделении новых участков речи не идет. Предварительно предполагается, что будут переделаны схемы в пределах действующего парковочного пространства. То есть там, где платные парковки уже есть, количество мест увеличится. В концессионном соглашении прописано, что компания получила 6 тыс. мест – число измениться не должно.
По словам Анатолия Кобяшева, расширение действующих парковок возможно только за счет сужения проезжей части. От такого варианта концессионер не отказывается. Он отметил, что для компании лишение 150 мест на Плехановской не критично. Однако это было очень популярное место, где сборы были выше средних.
Про опыт организации выделенки на Плехановской забыли?
Интересно, что ранее мэрия, пусть и в другом составе, уже предпринимала попытку организовать выделенную полосу на Плехановской – в 2011 году. Тогда ее признали неэффективной. Вадим Серов считает, что сейчас ничего не изменится, мэрии следовало бы вспомнить об этом опыте.
Депутат гордумы Роман Жогов уверен, что администрации следовало бы уделить больше внимания диалогу с общественностью.
Депутат Воронежской городской думы Роман Жогов:
– Я считаю, что должно быть всестороннее обсуждение проекта: с горожанами, экспертами, перевозчиками. Если и сейчас выделенные полосы не докажут свою эффективность, их опять уберут, как было десять лет назад? Ситуация усложняется тем, что за это время в городе стало гораздо больше машин.
С другой стороны, Виталий Иванищев полагает, что тогда проблема была как раз в парковках, а также в неудачном администрировании.
Член общественного движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев:
– Выделенная полоса – это комплекс мер и, главное, администрирование. В первый раз выделенку нарисовали краской и повесили знаки, больше не было ничего. Де-факто она была запаркована автомобилями, проехать по ней было невозможно, и ни ГИБДД, ни другие органы не делали ничего.
фото – из архива
Почему о полосах заговорили до открытия виадука
Сейчас идет ремонт путепровода на улице Ленина, что и так осложняет перемещение по городу. В мэрии заявляют, что сначала закончат работы там, а затем откроют выделенки. Однако, по словам Романа Жогова, даже на этом этапе следовало бы дождаться окончания ремонта.
Депутат Воронежской городской думы Роман Жогов:
– Возможно, введение выделенки необходимо, но не в тех условиях, когда и так нарушена транспортная логистика. Сейчас нет понимания, как будет развиваться дорожная сеть. Надо дождаться открытия виадука у «Работницы», а затем принимать решения.