Первых пассажиров корабль-музей «Гото Предестинация» пригласит на борт в конце лета. Куратор стройки, начальник техотдела Павловского судоремонтного завода Александр Щеглов, не называет точной даты открытия «Божьего Предвидения», как переводится название корабля. По разным причинам сроки уже сдвигались, но судостроитель уверяет, что в этом году корабль-музей не только откроется, но и совершит первые рейсы по водохранилищу.
Поднять паруса?
Сейчас судно стоит на дострое, в некотором отдалении от будущей пристани на Адмиралтейской площади. Чтобы установить мачты (они еще не прибыли из Петрозаводска), корабль до ледостава пришлось перегнать со стройплощадки, расположенной в паре сотне метров от нынешней швартовки, где в июле-2013 встало на якорь металлическое основание корабля, и позднее начались работы по монтажу деревянного корпуса.
Батарейная палуба, где будет самый большой выставочный зал.
– Высота грот-мачты – 30 метров. Корабль с парусами не прошел бы под линией электропередач к Адмиралтейской площади, – обращает внимание Александр Щеглов.
Пока предполагается, что плавучий музей сможет совершать рейсы только по «малому кругу» – от Петровского острова до Вогреса, а не от Чернавского моста, как планировали изначально. Однако перед тем, как корабль начнет курсировать, предстоит подробно исследовать дно водохранилища. Сейчас эти работы уже ведутся.
– Нам нужна глубина 2,4 метра. Если окажется меньше, нужно будет пройтись земснарядом. Это очень дорогостоящая работа, и мы не знаем, смогут ли ее провести в этом году. Поэтому, возможно, «круизов» сразу после открытия музея не будет. Но мы прорабатываем возможный маршрут существующих глубин, – говорит офицер запаса, будущий капитан «Гото Предестинации» Виталий Рыбачев, более семи лет отслуживший на атомной подлодке. – А чтобы ходить по большому кругу – от Чернавского моста до Вогресовского – надо перенести ЛЭП и проложить ее по дну водохранилища. Об этом речь пока не идет.
Когда корабль «выйдет в море», он сможет набирать скорость до 6,5 узлов, около 12 км/ч. Несмотря на то, что «Гото Предестинация» – парусник, под парусами он ходить не будет, слишком опасно, при сильном ветре судно смогут не удержать.
– Площадь парусов – 870 квадратных метров, еще 230 квадратных метров – парусность одного борта, то есть общая парусность – более тысячи «квадратов», – объясняет Виталий Рыбачев. – Паруса будут поднимать только на стоянке по праздникам и при условии полного штиля.
Будущий капитан корабля Виталий Рыбачев (справа).
Виталий Рыбачев капитаном корабля во времена своей службы не был, но во время учебы в речном училище всю практику проходил на Воронежском водохранилище. Отслужив, ушел в запас и остался жить в Москве.
– Хотел вернуться в Воронеж, но все не получалось. А тут мне знакомые сослуживцы рассказали, что на должность капитана ищут моряка с речным образованием. Я отозвался, вроде бы подошел, хотя официально меня еще не утвердили. Но первые шаги корабль я уже учил делать: со стройплощадки перегонял сюда, за ЛЭП. Дошли сами, без буксира, – говорит будущий капитан.
Повторить «Петра творенье»
В отличие от зимы 1699 года, когда из-за трескучих морозов строительство «Божьего Предвидения» пришлось откладывать, в 2014-ом работы не останавливались и в минус 30 – закрытые помещения корабля отапливаются. Предполагается, что сам музей будет круглогодичный, но, разумеется, без круизов – все же не ледокол строят.
Работы в трюме.
Деревянный корпус на корабле монтируют судостроители с карельской верфи «Варяг», на которой воссоздавали деревянную часть «Гото Предестинации». Правда, кое-где от оригинала пришлось отойти.
– Например, у линкора, военного корабля, не было «арки», к которой приставляется трап для посадки пассажиров, – Александр Щеглов проводит для РИА «Воронеж» одну из первых экскурсий по будущему музею. – Моряки на корабль забирались вот по таким деревянным брусам-ступеням, подтягивались по висящему рядом канату и перемахивали на палубу. Мы, конечно, не можем заставлять туристов так подниматься на борт.
Или, например, копия «Божьего Предвидения» будет не с 58 пушками, как оригинальный корабль, а с 32 декоративными орудиями. Кстати, их уже отлили на Рудгормаше и привезли на «верфь».
Для служебного пользования
«Гото Предестинация» только с берега кажется игрушечным. Будущий музей расположится в трех с половиной этажах – двух основных палубах, туристической палубе над большим кормовым салоном и в трюме.
Александр Щеглов на главной палубе. В красной «рубке» за его спиной – трап в выставочные залы.
В центре главной палубы – каюта-«рубка», в которой «спрятан» трап, ведущий вниз в самый большой выставочный зал корабля-музея, на батарейную палубу с 14-пушками, декоративными помпами для откачивания воды («корабль имел свойство течь») и другими крупными деталями интерьера. Отсюда можно спуститься еще ниже – в трюм, где тоже будут работать выставки.
Батарейная палуба, декоративные помпы.
– Не знаю, разрешат ли трогать музейные экспонаты, а всю корабельную «часть» можно будет пощупать, – говорит Александр Щеглов. – Поэтому ядра, которые будут лежать на палубах, специально сделали такими, чтобы ими нельзя было «зарядить» пушки.
Центральный трап еще не закончен, поэтому мы спускаемся по аварийным лестницам через служебные помещения и будущие музейные залы в «самое сердце корабля» – в рубку с системами управления, которые делают «Гото Предестинацию» самоходным. Сюда, разумеется, туристов пускать не будут.
Главный механик Александр Балашов в «сердце корабля».
Среди всех этих приборов задаешься вопросом, а реально было повторить первый петровский корабль в точности, каким он был?
– Реально, – не задумываясь, отвечает кораблестроитель. – Но линкор обслуживали более 250 моряков. Здесь экипаж будет 7-8 человек.
– Посмотрите, эта голландская станция полностью очищает стоки и выбрасывает за борт чистую воду! – первым делом хвалится главный механик «Гото Предестенации» Александр Балашов, 40 лет ходивший по морям.
Кстати, туалетов для пассажиров на борту не будет, они предусмотрены только для персонала. Весь сервис для туристов будет на берегу. Прилегающий к Адмиралтейской площади пирс фактически станет новым городским сквером. Помимо понтонного причала для швартовки линкора, на берегу проложат парковые дорожки, разобьют клумбы и газоны, поставят лавочки, а также построят восьмиколонную ротонду, в которой разместится информационный киоск (там можно будет купить билеты на экскурсии).
Возвращение в родную гавань
На главной палубе не планируют делать выставки. Эта часть музея будет выглядеть, как настоящий корабль – декоративный штурвал, десять пушек в портах (еще восемь орудий разместят на туристической палубе над кормовым салоном), на рострах закрепят 9-метровую шлюпку.
Выход на балкон из большого кормового салона.
Небольшие выставочные залы будут в носовом и кормовом салонах. В одном из них даже сделают уголок Петра I. Из кормового салона пассажиры смогут выходить на балкон, а вот непосредственно на нос корабля туристам доступ будет закрыт, его можно будет посмотреть с берега или через иллюминатор.
– На балках в носовой части разместятся четыре декоративных якоря, чтобы они были легче, решили их не делать литыми. Нос судна украсит деревянный коронованный лев и ангелы, скульптуру уже сделали в Беларуси, но еще не доставили в Воронеж, – рассказывает кораблестроитель.
На главной палубе над носовым салоном установлена колокольня, где отбивали время и с помощью которой подавали команды экипажу.
Кстати, история возрождения «Гото Предестинации» началась именно с колокола. В июле-2010 года во время выездного совещания Морской коллегии 25-килораммовую бронзовую рынду отлили прямо на Адмиралтейской площади, где Петр I «Божьим Предвидением» зародил российский флот и затем построил более 200 кораблей.
– Многие не знают, что колыбель русского флота – Воронеж, что все адмиралтейство вышло отсюда, уверенные, что флот зародился в Северной столице, - говорит будущий капитан «Гото Предестинации», Виталий Рыбачев. – Но ведь Санкт-Петербург Петр I основал в 1703-м году, а в Воронеже в 1700-м спустили первый линкор на воду!
СПРАВКА
«Гото Предестинация» – первый русский парусный линейный корабль, который построили по проекту Петра I, многие работы шли под его личным руководством.
Строительство двухпалубного 58-пушечного судна началось в 1698-м году, а в 1700-м «Гото Предестинацию» спустили на воду. Корабль воевал на Азове. В 1712-м году его продали туркам и переименовали в «Московский капудание». В 1718-м корабль признали непригодным и продали на слом.
Ходовую копию «Гото Предестинации» в 2009-м году решило построить правительство Воронежской области. Фактическое строительство идет с марта 2011 года: металлическое основание «Божьего Предвидения» изготавливали на судостроительном заводе в Павловске, а деревянный корпус – сделали на карельской верфи «Варяг». Корабль станет частью исторического парка и будет ходить по акватории водохранилища.