Экспозиция «Советские военнопленные в Германии 1941-1945. Плен и возвращение» открылась в выставочном зале на улице Пушкинская, 7. Выставка приурочена к освобождению города от немецко-фашистских захватчиков, годовщина которого отмечается в среду, 25 января.
Экспозицию о советских военнопленных подготовили активисты немецкой общественной организации «Kontakte-Контакты». Выставка включает уникальные материалы из немецких, советских и российских архивов. Тематические разделы – «Пешие марши», «Женщины в плену», «Фильтрация», «Транспортировка в Германию», «Болезни», «Питание», «Коллаборационизм», «Признание в Германии», «Признание и реабилитация в СССР и России».
Станислав Ходаковский
– На оккупированной территории Воронежской области в 17 концлагерях в разное время в плену находились от 17 тыс. до 70 тыс. красноармейцев, – рассказал на открытии выставки председатель облсовета ветеранов Станислав Ходаковский.
По словам Ходаковского, отношения между захватчиками и военнопленными всегда регулировались нормами международных конвенций, по которым у пленных были определенные права, но гитлеровский режим игнорировал все конвенции.
– Немцы брали наших сотнями и тысячами, советские воины попадали в плен целыми дивизиями, их гнали в лагеря и содержали в нечеловеческих условиях, – отметил Станислав Ходаковский.
В Воронежской области советские военнопленные строили железнодорожную ветку «Берлинка», которую называют «дорогой на крови».
Летом 1942-го фашисты оккупировали территорию Лискинского, Каменского и Острогожского районов. Взять узловую станцию Лиски не удавалось, что лишало немцев возможности срочной переброски военной техники и солдат к Сталинграду и на Кавказ. Руководство вермахта решило построить железнодорожную ветку Каменка-Острогожск – в обход Лисок. За три месяца дорога была построена. За время ее строительства в Каменском и Острогожском районах погибли около 10 тыс. человек, многие захоронены здесь же.
– Дорогу построили буквально на крови и костях наших солдат. Оккупанты не кормили их вообще. Красноармейцы погибали один за другим от голода и изнурительных работ. Поисковики объединения «Дон» до сих пор находят останки наших солдат и офицеров вдоль железной дороги, – рассказал Ходаковский.
По словам представителя немецкой общественной организации «Kontakte-Контакты» Дмитрия Стратиевского, в бывшем СССР и в Германии советские военнопленные оказались «на периферии исторической памяти».
Дмитрий Стратиевский
– Проблема советских военнопленных не фигурировала в общественном мнении немцев вообще! В отличие от трагедии Освенцима, Майданека – она была просто не мейнстримной. Хотя больше половины попавших в немецкий плен красноармейцев погибли, – рассказал Стратиевский.
По словам общественника, потребовалось много времени, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
– Четыре года мы давили на канцелярию президента Бундестага, чтобы 27 января 2011 года, в День памяти жертв национал-социализма, в послании главы государства впервые были упомянуты советские военнопленные. Воронеж – это тоже своего рода слом исторических стереотипов: битва на Дону и переломный момент в войне воспринимается в общей «сталинградской» концепции. Воронеж в свете этих событий все еще известен далеко не каждому. Поэтому для меня так важно представить эту выставку о пленных советских солдатах – как жертв и героев войны – именно в Воронеже, – отметил Дмитрий Стратиевский.
Выставку «Советские военнопленные в Германии 1941-1945. Плен и возвращение» в Воронеже организовал Региональный центр устной истории. Экспозиция будет работать в Воронеже до 10 февраля 2017 года. Вход свободный.