Международный фестиваль инновационных практик «Развитие человека: условия становления личности в образовании» прошел в Воронеже 11 и 12 августа. Около 700 педагогов из 39 регионов России, Белоруссии, Узбекистана и Донецкой Народной Республики обсудили проблемы в сфере образования и новые практики, помогающие обучать детей в современных реалиях. Участники отметили особенную актуальность мероприятия в период введения обновленного Федерального государственного образовательного стандарта.
Фото – Анастасия Картавцева
Очно в форуме приняли участие около 150 человек – педагогов и руководителей детских садов и школ, специалистов органов управления образования из Воронежа, Москвы, Томска, Чебоксар, Набережных Челнов, Костромы, Екатеринбурга и Красноярска. Они представили свои проекты и наконец пообщались вживую после длительных ковидных ограничений. В течение двух дней участники обсудили более 30 реализуемых в школах и детских садах программ.
Фото – скриншот youtube-трансляции фестиваля
Фото – скриншот youtube-трансляции фестиваля
Формат фестиваля включал в себя различные мастерские, деловые игры, дискуссионные клубы, лекции, лаборатории, презентации практик. У преподавателей была возможность не только послушать спикеров, но и самим спроектировать программу, урок.
– Основной задачей стал сбор интересных педагогических практик, технологий и инструментов, которыми пользуются современные педагоги. Те, кто не смог приехать очно, подключались к нам онлайн. Все трансляции остаются в сети на канале Обрсоюза, и этим ценным материалом можно будет воспользоваться в дальнейшем, – рассказал советник Президента СОНО «Обрсоюз» Иван Тугой.
Фото – Анастасия Картавцева
На фестивале специалисты получили вдохновение для своей будущей работы. Интересно, что с общими проблемами сталкиваются учителя школ самых разных регионов.
– Например, об отсутствии мотивации у детей сейчас говорят повсеместно. Не менее амбициозная задача – разобраться в том, как разглядеть таланты у ребенка и дать им развитие. Здесь у педагогов есть возможность поделиться с другими собственными способами решения проблем, – добавил Иван Тугой.
Во время одной из дискуссий поднялся вопрос, существенно ли отличаются современные школьники и дошкольники от их сверстников ХХ века. И если изначально зал склонялся к тому, что различия между ними значительные, то в итоге участники беседы пришли к выводу, что «все не так однозначно». Многие спикеры заметили, что изменились не сами дети, а общество в целом и условия, в которых учится ребенок. Если раньше учителя ругали школьников за то, что они смотрят на уроках в телефоны, то теперь педагоги столкнулись с интересным наблюдением: даже когда ученик не отрывается от экрана, материал он усваивает также хорошо.
На тематических площадках обсуждались методики развития ребенка в условиях обновленного ФГОС, в основе которых, по мнению педагогов, – понимание учителем уникальности личности каждого ученика.
Фото – Анастасия Картавцева
– Сейчас принимаются документы, которые позволяют прийти к более высокому качеству образования и отвечают тем вызовам, которые сегодня существуют глобально в мире. В этом смысле ФГОС именно таким образом составлен. Он нацелен на три результата: предметный, метапредметный и личностный. Ребенок должен не только получать знания, но и быть мобильным, уметь выстраивать коммуникацию, анализировать информацию. Помимо предметных знаний, есть много других компетенций, которыми человек должен владеть, чтобы вне школы найти себя, – отметила руководитель по работе с регионами СОНО «Обрсоюз» Наталья Шадрина.
Воронежская область представила на фестивале инновационные площадки, где на протяжении уже девяти лет специалисты воплощают проекты инновационного сетевого взаимодействия, ведут работу по цифровому развитию образования и улучшению доступности образовательной среды.
Фото – Анастасия Картавцева
– В процессе общения педагогов между собой можно развенчать устоявшиеся стереотипы. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что сети и цифровые технологии вредят детям. Появляются беспочвенные страхи, что школа будет отменена. На самом же деле цифровые технологи предоставляют уникальные возможности абсолютно каждому ребенку. Например, школьник из села и школьник из Москвы могут получать совершенно одинаковое образование. Если переход на онлайн-обучение изначально был вынужденным, то теперь Сеть используется осознанно. И мы пользуемся всеми возможностями, которые она нам предоставляет. К примеру, это великолепная площадка для воплощения индивидуального образовательного запроса школьника, – пояснила руководитель центра сопровождения проектов в системе образования Воронежского института развития образования имени Н. Ф. Бунакова Мария Шафоростова.
О том, что школы постепенно переходят на онлайн-обучение, речи пока не ведется. Об этом говорит и тот факт, что в 2023 году в Воронеже планируется создать места для 6 тыс. школьников. Это стало возможным благодаря подготовке к масштабному строительству школ в 2021 году.