Пандемия и последовавший за ней режим самоизоляции стали потрясением не только для жителей, но и для экономики Воронежской области. Первой отраслью, которая ощутила на себе влияние коронавируса, стала торговля. Сначала в супермаркетах опустели полки с мукой и дешевыми крупами, потом товары завезли, но спрос сильно упал. Стоит ли готовиться к еще одной волне дефицита недорогих продуктов и росту цен – в материале РИА «Воронеж».
Почему полки поредели?
В марте 2020 года воронежцы начали делать продуктовые запасы, готовясь к режиму самоизоляции. Многие обнаружили поредевшие полки с товарами первой необходимости. При этом ритейлеры заявляли, что на складах поставщиков все есть.
– Были определенные запасы, рассчитанные на более или менее стабильный ежедневный и еженедельный спрос. Когда он внезапно возрос в два – два с половиной раза, а по некоторым группам товаров (гречка и туалетная бумага) – в 10–15 раз, поставщики физически не успевали доставлять товар. Также у магазинов есть контракты с поставщиками, где прописано, как часто осуществляется подвоз. Поставки непродовольственных товаров (туалетная бумага или стиральный порошок), как правило, происходят не чаще одного раза в две недели, – пояснила заместитель начальника отдела развития потребительского рынка областного департамента торговли Ольга Яковлева.
В условиях повышенного спроса многие поставщики согласились подвозить товары чаще, и постепенно полки заполнились товаром. Но множество компаний не могли настолько скоординировать свои действия, чтобы доставить недостающий товар одновременно во все торговые точки. Из-за этого возникло ощущение дефицита.
Не опустеют ли снова полки с крупой и мукой?
В конце марта объемы поставок значительно увеличились.
– На сегодня у нас все распределительные центры полностью заполнены товарами, даже с учетом того ажиотажного спроса. И это при том, что теперь покупатели малоактивны. Если сравнить май 2019-го и май 2020 года, то сейчас спрос на продукты в два раза ниже. А если сравнивать с началом этой весны, то спрос упал более чем в семь раз. Ведь многие люди уже сделали хорошие запасы в марте и апреле, – объяснила Ольга Яковлева.
Однако на складах региона сформирован определенный запас продуктов, который покроет ажиотажный спрос, если он по каким-то причинам еще раз возникнет. Объемы запасов по разным категориям товаров отличаются и зависят от сроков хранения. Товаров, которые хранятся 120–140 дней, привезти на склад можно сразу много, а вот охлажденное мясо, молочные продукты и другие скоропортящиеся товары нужно постоянно обновлять.
– Также постепенно увеличивается товарная линейка. В период ажиотажного спроса был раскуплен самый дешевый товар, остался только относительно дорогой. Но торговые точки уже восстановили баланс, и на полки вновь вернулись бюджетные марки, – констатировала специалист.
В пресс-службе компании X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») рассказали, что покупатели ходят в магазин реже, но в чеке больше товаров. Люди в основном отдают предпочтение недорогим товарам.
Ждать ли скачка цен?
В марте воронежцы столкнулись с резким подорожанием некоторых продуктов. Так, цены на лимоны и имбирь взлетели в десятки раз.
– Эти два продукта у нас не выращиваются, они завозные, что усложняет прогнозирование цен. Но что касается продуктов, которые производятся в нашем регионе или в соседних, резкого роста цен не будет. К этому нет предпосылок: запаса и у сельхозпроизводителей и в распределительных центрах достаточно. Сейчас распродают уже имеющийся товар, который закуплен по определенной цене и будет также продан по цене определенной. Если говорить о привозных товарах, например чае, тут все зависит от того, откуда он. Если речь идет о краснодарском чае – он не подорожает, вот спрогнозировать ценообразование на цейлонский уже сложнее, – призналась Ольга Яковлева.
Однако эти слова не следует понимать как заверение в том, что цены застынут. Рыночные механизмы продолжают действовать вне зависимости от пандемии:
– Например, каждый год весной дорожают овощи. Но это не связано с коронавирусом или курсом доллара. Просто на складах заканчиваются запасы картофеля, моркови и лука. А когда количество товара уменьшается, цена на него растет. Но хочу подчеркнуть: серьезных скачков цен на товары российского производства мы не ожидаем.
Черноземье в целом самодостаточный макрорегион. В Воронежской и соседних областях производят практически все товары первой необходимости, так что в любых международных условиях регион сможет обеспечить себя самым нужным по вменяемым ценам.
– Сейчас, когда действуют ограничения на перевозку товаров через границы, наши местные предприниматели начали перепрофилировать производства и развиваться, заполняя рынок. И когда есть местное и свежее, это лучше, чем когда выбор ограничен только привезенным издалека, – считает эксперт.
Хватит ли масок?
Со вторника, 12 мая, в Воронежской области начнется масочный режим – жители региона должны будут надевать индивидуальные средства защиты при входе в магазины, общественный транспорт и другие многолюдные места.
Еще несколько недель назад купить медицинскую маску в аптеке было трудно, а те, что появлялись, стоили неоправданно дорого.
– Маски пропали потому, что просто никто не ожидал такого спроса. Люди в обычной жизни покупают одну-две маски, ну максимум десять, если нужно иметь запас дома. А в марте же их начали скупать сотнями, а то и тысячами, а в таких количествах их просто на складах не было, и моментально не подвезешь, – рассказывает Ольга Яковлева.
За пошив защитных масок решили взяться местные текстильные фабрики. Производство самых простых – многоразовых тканевых – наладили быстро. Но такие средства защиты подходят далеко не всем – многие хотят одноразовые медицинские маски из спанбонда, специального нетканого материала. Эти маски не прошиваются, а запаиваются на специальном оборудовании с использованием ультразвука. Такое оснащение есть далеко не у каждой фабрики. В Воронежской области это оборудование имеет только один завод, который делает маски для медиков. Его мощностей недостаточно, чтобы заполнить еще и все аптеки.
Однако местные производители сориентировались и нашли специфический вариант спанбонда, который можно прошивать, и уже с 2 апреля местные предприятия приступили к производству одноразовых масок. На данный момент ежедневно в Воронежской области изготавливаются более 75 тыс. штук одноразовых масок и 70 тыс. многоразовых. Но все это маски для бытового использования (на медицинскую маску требуется регистрационное удостоверение). За счет налаживания местного производства удалось снизить ценник.
– Еще в начале марта, когда почти все поставки масок шли из Китая, одноразовая маска в закупке стоила около 35 рублей. Это достаточно дорого. А так как продажи редко бывают прямыми (есть промежуточное звено, а то и не одно, и все они берут процент с продажи), то цена для потребителя возрастала катастрофически. Сейчас дефицита масок нет, есть даже некоторое перенасыщение рынка. Об этом свидетельствует как падение цен, так и то, что многие производители начали делать маски красивыми, дизайнерскими, интересными. Это значит, что они борются за покупателя, а это первый признак наполненного рынка, – объяснила Ольга Яковлева.
Как изменилась интернет-торговля?
Онлайн-магазины стали палочкой-выручалочкой для воронежцев в период пандемии. Минпромторг и главы всех без исключения регионов следят, чтобы передвижение товаров осуществлялось без барьеров. Прежние ограничения по весу грузовиков на время самоизоляции отменили: убрали посты весового контроля и не штрафуют за перевес. В начале мая губернатор Александр Гусев подписал документ, который разрешает работу пунктам выдачи, находящимся в торговых центрах.
По данным аналитиков Wildberries, воронежцы стали значительно больше покупать онлайн – продажи интернет-магазина в Воронежской области в период самоизоляции выросли на 173%. Также увеличилось количество позиций в заказе. В апреле относительно марта число товаров в заказе возросло в полтора раза, а по сравнению с апрелем прошлого года – в два раза.
– Самыми динамично растущими категориями товаров в апреле этого года у жителей региона оказались товары первой необходимости: товары для здоровья (рост почти в 30 раз) и продукты питания (почти в 20 раз). Также активно брали товары для домашнего хобби: канцелярские принадлежности (+728%), книги (+520%) и товары для рукоделия (+672%). Жители Воронежской области часто заказывали спортивные товары (+410%) и товары для красоты (+260%). Чаще, чем раньше, приобретали игрушки (+290%), домашний инвентарь (+248%), бытовую технику (+210%) и хозяйственные товары (+212%), – рассказали в пресс-службе компании.
К аналогичным выводам пришли и аналитики онлайн-гипермаркета OZON:
– В Воронеже в апреле продажи товаров для хобби и творчества выросли на 175% год к году, настольных игр – на 205% к тому же периоду. Продажи спортивных товаров для домашних тренировок в апреле выросли на 277% год к году, а косметических средств – на 252%. Мы также видим, что люди объединяют товары разных категорий в одном заказе и покупают мультипаки – в апреле каждую вторую упаковку подгузников и детского питания брали в «большом» формате.