Криогенное производство вернулось в структуру Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА). «Криосервис», сотрудничество с которым обернулось уголовным делом, вошел в состав предприятия, сообщила пресс-служба КБХА в пятницу, 10 февраля.
Работники «Криосервиса» перейдут в штат конструкторского бюро. В составе КБХА цех продолжит поставки кислорода в медучреждения. Конкурс на право поставок газа «Криосервис» выиграл в 2016 году. По словам исполнительного директора КБХА Алексея Камышева, нормальная работа предприятия невозможна, когда производственные активы «выведены за периметр и неподконтрольны».
Цех по производству газов выделили в отдельное производство в 2003 году. Для этого в тот же год создали компанию ООО «Криосервис», которая получила криогенный цех в аренду. Производство находилось в аренде 12 лет. Силовики заподозрили гендиректора КБХА Владимира Рачука в «попустительстве» при передаче цеха. По версии следствия, фирма «Криосервис» производила на оборудовании КБХА промышленные газы, которые бюро затем покупало по завышенной цене – на 40-50% дороже, чем сторонние потребители. Сумма ущерба составила 92,4 млн рублей, по оценкам правоохранителей.
Силовики возбудили два уголовных дела о злоупотреблении полномочиями и мошенничестве, которые суд прекратил после успешного обжалования защиты. В августе 2015 года силовики возбудили третье дело, не связанное с коррупцией, – по факту – по факту аварии ракеты-носителя «Протон-М». ЧП произошло из-за отказа рулевого двигателя третьей ступени аппарата. Двигатель выпустили на Воронежском механическом заводе. Глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил об увольнении Рачука, связав отставку с аварией «Протона». В октябре 2015 года Владимир Рачук покинул должность гендиректора-генконструктора КБХА, но сохранил работу на предприятии, получив место советника. На должность исполнительного директора назначили Алексея Камышева, Виктор Горохов стал главным конструктором. Осенью 2015 года, предприятие начало возврат криогенного производства.
Справка РИА «Воронеж»
АО «Конструкторское бюро химавтоматики» – один из мировых лидеров по производству жидкостных двигателей для космических ракетоносителей и межконтинентальных баллистических ракет. Все отечественные программы с первого полета к Луне в 1959 году используют двигатели разработки КБХА.